Тревоги родителей и детская застенчивость
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Я, Панченко Елена Владимировна, воспитатель «Детского сада комбинированного вида № 24», работаю на коррекционной группе с детьми старшего дошкольного возраста.
Работая с детьми, я столкнулась с такой проблемой, как детская застенчивость. И это на самом деле большая проблема у большинства людей и чем раньше человек научится её преодолевать, тем легче ему будет жить. И возникла тема: «Коррекция застенчивости у детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности».
Ребёнок замкнутый, нерешительный, робкий, застенчивый испытывает сложности при общении со сверстниками, взрослыми, проявлять себя в играх и на занятиях.
Застенчивость – сложное состояние, и оно может оказать самые разные воздействия от ощущения легкого дискомфорта до необъяснимого страха перед людьми и тяжелых неврозов.
Последствия застенчивости:
- отказ от встречи с новыми людьми;
- невозможность выразить своё мнение и отстоять свои права;
- боязнь людей, особенно тех, от которых исходит, по мнению ребенка, какая-то угроза.
Причины застенчивости кроются в семье. Понимание с окружающими друг друга актуален не только в новых условиях, но и внутри семьи, особенно по мере взросления ребёнка. Ребёнок взрослеет и меняется, детско-родительское отношение должно развиваться. Однако, родители зачастую стараются общаться с
ним как привыкли.
Непонимание и конфликты в семье неизбежны как следствие такого общения. Отношения внутри семьи и за её пределами взаимосвязаны, то проблемы в отношении к себе, другим людям могут проявляться у ребёнка в виде эмоциональных переживаний и даже в виде болезни.
Страх он возникает в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече с тем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, тяжелую болезнь. Часто встречаются внушенные страхи, которые указывают на наличие опасности. В результате ребёнок воспринимает только вторую часть фраз типа: «Не подходи – упадёшь», «Не бери – обожжёшься», «Не гладь – укусит», «Не открывай – там чужой дядя» и т.д. Маленькому ребёнку пока ещё не ясно, чем это ему грозит, но он уже распознаёт сигнал тревоги, и естественно у него возникает реакция страха как регулятор его поведения. Но если запугивать без нужды и края, так, на всякий случай, то дитя полностью теряет спонтанность в поведении и уверенность в себе.
К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают именно по вине родителей. Это семейные неурядицы, родительская невнимательность, душевная черствость или, наоборот, чрезмерная опека со стороны родителей.
Одно из действующих средств от нерешительности, страха, замкнутости – это сказка. Сказки не только активизируют фантазию, развивают память, Обогащают словарный запас, но и являются замечательными помощниками для самовыражения ребёнка. Ведь каждый герой сказки – хорошо знакомый и любимый с самого раннего возраста – может рассказать свою историю о том, что с ним приключилось, что он первый.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prozrachnyy_molbert_-_kopiya.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование пособия «Прозрачный мольберт» в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста имеющие ограниченные возможности здоровья.
Используется прозрачный мольберт из небьющегося стекла в деревянной раме размерами 58×78×8 см.
Занятия живописью на стекле – хороший способ творческого самовыражения детей, способствующий развитию у них коммуникативных навыков. Рисуя на стекле чей-то портрет, даже застенчивый ребенок получает возможность внимательно всмотреться в этого человека, встретиться с ним взглядом, установить непосредственный контакт. Копии сделанных рисунков можно сохранять, осторожно приложив к сырому рисунку лист бумаги, а если рисунок уже подсох, слегка увлажнить его, побрызгав водой из пульверизатора.
В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает.
Детям нравится рисовать на стекле большого размера, например, там, где есть развернуться. Пальчиковое рисование вызывает у детей радостное, и позитивное настроение. Когда перед ребенком открылись краски, то у него сразу разбежались глаза - такое все яркое, красивое! Как тут ему удержаться от соблазна и не опустить палец в баночку с краской, которую он облюбовал? Раз уж палец в краске, то интересно оставить и свой отпечаток на чем-нибудь.
Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Часто случается, что кто-нибудь выливает на стекло много воды, перегоняет ее из стороны в сторону, собирает губкой, смешивает с краской. Пространство активности ребенка расширяется за счет вытекания воды за пределы стекла. За счет того, что краска не впитывается, сколько бы разноцветных слоев ни наносилось, под ними всегда будет просвечивать прозрачная основа. Благодаря этим свойствам изображение на стекле воспринимается как сиюминутное, временное, лишенное монументальности и постоянства. Только наметки, игра, можно не нести ответственности за результат, так как результата и нет. Ребенок словно не рисует, а тренируется рисовать, и соответственно, имеет право на ошибки и исправления, безболезненных переживаний о свершившемся, которое уже не изменить.
Новизна разработки состоит в том, что выполняя работу стоя, ребенок может свободно двигаться, что является естественной потребностью в дошкольном возрасте. Занятия с использованием мольберта стимулируют познавательную активность ребенка, вызывая у него положительный эмоциональный отклик, доставляют радость от общения взрослого и ребенка.
Используются нетрадиционные техники рисования (пальцем, ладошкой, листьями, штамп, поролоном, метод монотипии, рисования кремом, точечные рисунки, маркером, гуашью, рисуем двумя руками, по очереди, аппликация плюс рисунок, портрет человека напротив).
Пособие имеет много функций для решений коррекционно-развивающих задач:
-развитие психических функций;
-развитие пространственных представлений;
-развитие пространственно-логического мышления и вербального анализа;
-расширение словарного запаса;
-развитие координации движения и мелкой моторики;
-пространственное ориентирование на поверхности мольберта;
-развитие коммуникативных навыков.
Хотелось показать многообразие техники, которой можно использовать при работе с «Прозрачным мольбертом». Всегда у ребенка идет интерес к занятию, вызывает желание, стимулирует детей на активность , вызывает положительные эмоции. При работе на мольберте дети выполняют задание стоя; идет смена динамических поз, что является профилактикой нарушения осанки, при и работе стоя меняется угол зрения – это профилактика нарушения зрения, то есть идет использование здоровьесберегающих технологий.
Выводы:
1. По результатам коррекционно-развивающей работы с использованием «прозрачного мольберта», нами отмечается динамика в развитии детей: преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными, наблюдается снижение негативных эмоционально-поведенческих проявлений – стереотипов, аффективных вспышек, внимание становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повышается самоконтроль. У некоторых детей формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины. Показательны успехи детей в развитии речевой функции: повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь, некоторые дети с удовольствием демонстрируют свои успехи и способности.
В результате наблюдений можно сделать вывод, что изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник на прозрачном мольберте, является наиболее доступной детям с диагнозом ДЦП.
2. В результате систематизации и апробации методических разработок, собранный материал можно успешно использовать в работе с детьми дошкольного возраста и оформить новое методическое пособие.
План конспект по ИЗО деятельности с использованием прозрачного мольберта для детей старшего дошкольного возраста в группе «Особый ребёнок».
Тема : «Бабочка»
Программные задачи:
1.Развитие образного мышления;
2.Зрительного внимания;
3.Моторной координации формообразующих движений;
4.Развитие мелкой моторики пальцев рук;
5.Закрепление умения работать в нетрадиционной технике рисования(рисования пальцем);
6.Продолжать развивать образное мышление, восприятие, фантазию;
7.Формировать чувство цвета, уверенность в себе, акку ратность (рисование пальцем).
Оборудование: Прозрачный мольберт, краски для рисования пальцами, влажные салфетки.
Ход НОД.
Воспитатель прикрепляет к тыльной стороне мольберта, вырезанный из картона, силуэт бабочки (крылья без туловища). И рассказывает детям одну историю: Бабочка шалунья, весёлая игрунья
Резвилась и порхала, росинки собирала
Вдруг туча налетела,
Что тут бедняжке делать?
Куда лететь? Где скрыться? От ливня и грозы!
Вдруг, капля дождевая, ей крылышки задела,
И смыла краски с крыльев!: «Художник помоги!»
Воспитатель предлагает детям рассмотреть крылышки, прикреплённые к прозрачному стеклу мольберта, при помощи двустороннего скотча: «Ребята, давайте поможем бабочке снова стать красивой. Для этого, нам понадобятся краски, наши пальчики, и обязательно, доброе и отзывчивое сердце». Предлагает детям обвести крылья бабочки по контуру. Обращает внимание на недостающие детали, предлагает их назвать :(голова, туловище, брюшко, усики).После появления на стекле контура крыльев, воспитатель снимает картонную заготовку с мольберта. «Ну вот наша бабочка почти готова, но чего-то не хватает…(дети называют недостающие детали: голова, усики, туловище, брюшко). После появления недостающих частей, воспитатель предлагает нанести на крылышки узор (на прозрачном мольберте можно рисовать с обеих сторон). «Ребята, посмотрите, наша бабочка стала ещё красивей! Пора отпустить её на волю. А чтобы ей веселее леталось, давайте споём для неё песенку. «От улыбки»….(дети поют песню вместе с воспитателем, и машут рукой, будто вслед бабочке).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей Тема: «Детская застенчивость»
Консультация для родителейТема: «Детская застенчивость» Подготовила воспитатель подготовительной группы: Пучкина В.А....
Консультация для родителей Тема: «Детская застенчивость»
Застенчивость - это особенность, характерная для очень многих людей, как детей, так и взрослых. Наверное, эту черту можно назвать наиболее распространенной причиной возникновения коммуникативных трудн...
Консультация для родителей Тема: «Детская застенчивость»
Застенчивость - это особенность, характерная для очень многих людей, как детей, так и взрослых. Наверное, эту черту можно назвать наиболее распространенной причиной возникновения коммуникативных трудн...
Консультация для родителей Тема: «Детская застенчивость»
Быть застенчивым — значит бояться общения. Застенчивый ребёнок воспринимает окружающих людей (особенно незнакомых) как несущих определённую угрозу....
Консультация для родителей Тема: «Детская застенчивость»
Застенчивость - это особенность, характерная для очень многих людей, как детей, так и взрослых. Как правило, застенчивость,как характеристика поведения, начинает складываться в дошкольном ...
Консультация для родителей Тема: «Детская застенчивость»
Застенчивость - это особенность, характерная для очень многих людей, как детей, так и взрослых. Наверное, эту черту можно назвать наиболее распространенной причиной возникновения коммуникативных трудн...