Подготовка руки к школе
презентация к уроку (подготовительная группа)

Сидорова Алёна Игоревна

«Подготовка руки к письму»

 

Овладение письмом – трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе. Однако в дошкольные годы и в семье, и в детском саду можно сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому процессу и облегчить будущему первокласснику процесс овладения письмом.

 

Родители и педагоги дошкольных учреждений должны помнить о том, что наибольшие трудности  у  первоклассников  возникают  при  выполнении  графических упражнений. Причиной этого являются, во-первых, отсутствие интереса к освоению письма, во-вторых, недостаточная развитость мелкой моторики, в-третьих, недостаток опыта выполнения графических заданий.

 

Подготовка руки к письму

Для подготовки руки к письму используются пальчиковые гимнастики и разные упражнения.

 

- «Подними пальчики». Руки лежат на столе ладонями вниз. Нужно поднять пальчики по одному сначала на одной руке, потом на другой. Затем упражнение повторяется в обратном порядке. Другой вариант этой игры: Нужно по очереди поднять пальчики сразу на обеих руках.

- «Собери палочки (карандаши)». Положите на стол 10-15 счетных палочек или карандашей.  Задание – одной рукой собрать все палочки по штуке в кулак, не помогая второй рукой. Затем так же по одной палочке выложить их на стол.

- «Шаги». Будем шагать по столу пальчиками.

 

Развивать мелкую моторику и подготавливать руку к письму можно начинать уже с 3 лет.

В каких случаях необходимы дополнительные упражнения по подготовки руки к письму? Если ваш ребенок раскрашивает  картинки недостаточно четко, выходит за пределы фигур, штрихует неровно, обводит по контуру фигуры неточно, линии рисунка прерывистые, угловатые, а движения руки отрывистые, то в таких случаях необходима дополнительная подготовка руки к письму.

 

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, направленным на подготовку руки к письму, необходимо определить ведущую руку у ребенка. для определения ведущей руки попросите ребёнка продемонстрировать следующие действия: полить цветы, пересыпать песок лопатой, почистить зубы, толкнуть палкой шарик, достать книги с полки, открыть замок, молнию, вынуть пробку из ванной и т.д. Обращайте внимание какой рукой ребёнок выполняет эти поручения.

Также есть несколько специальных проб

"Переплетение пальцев рук"

Предложите ребёнку сложить руки в замок. Тест должен выполняться

быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец левой руки, у левшей – левой.

"Поза Наполеона"  или переплетение рук на груди.

 

Если ребенок при выполнении всех заданий выбирает правую руки и движения этой руки точные и координированные, значит ребенок правша, и наоборот.

 

При выполнении упражнений необходимо научить ребёнка правильно удерживать карандаш в руке. Правильный захват карандаша выглядит так: он удерживается тремя подогнутыми пальцами (большим, средним и указательным). Безымянный и мизинец могут лежать внутри ладони либо находиться в свободном состоянии у основания большого пальца. Карандаш располагается на среднем пальце, указательный и большой пальцы придерживают его, соответственно, справа и слева. Карандаш не надо сильно сжимать.

 

Признаки неправильного навыка использования карандаша или ручки ребенком – дошкольником:

Ребенок неправильно держит карандаш и ручку – он держит «щепотью» (собирает пальцы в горсть вместе) или даже в кулаке.

 

Ребенок держит карандаш или ручку слишком близко к грифелю, либо слишком далеко от него.

 

 

Как надо сидеть при письме?

- сидеть прямо;

 - опираться спиной на спинку стула;

 - не опираться грудью на стол;

 - ноги держать прямо, стопы на полу или подставке;

 - туловище, голову, плечи держать ровно;

 - положить обе руки на стол, чтобы они опирались о край стола, а локти выступали за край стола;

 - придерживать тетрадь левой рукой (если правша) и правой рукой (если левша);

 

Приёмы развития  мелкой  моторики. 

-  игры с мозаикой, мелким конструктором

- вырезание и аппликация фигур

- Лепка

- нанизывание бусин и изготовление детских бус

- раскрашивание раскрасок (важно не само по себе раскрашивание, а чтобы картинка была раскрашена карандашом без выхода за контуры, аккуратно, не спеша)

- рисование с трафаретами и контурами

- рисование по точками или пунктирным линиям

- рисование в лабиринте

- рисование графических диктантов

- штриховки

- оригами

 

Для подготовки к письму и выполнения графических упражнений с детьми дошкольного возраста используется простой карандаш. Нельзя использовать в этих упражнениях фломастеры, так как они не требуют от малыша мышечных усилий для проведения линии.

 

Важно помнить, что Продолжительность выполнения каждого задания — 3-5 минут. И обязательно научите ребенка расслабляться после каждого движения.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_ruki_k_shkole.pptx2.41 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Подготовка руки к школе» Учитель-дефектолог (тифлопедагог) Сидорова Алёна Игоревна Учитель-логопед Невская Екатерина Александровна

Слайд 2

Наибольшие трудности у первоклассников возникают при выполнении графических упражнений. Причины: Отсутствие интереса к освоению письма Недостаточная развитость мелкой моторики Недостаток опыта выполнения графических движений

Слайд 3

Для подготовки руки к письму используются пальчиковые гимнастики и разные упражнения. « Подними пальчики». Руки лежат на столе ладонями вниз. Нужно поднять пальчики по одному сначала на одной руке, потом на другой. Затем упражнение повторяется в обратном порядке. Другой вариант этой игры: Нужно по очереди поднять пальчики сразу на обеих руках. « Собери палочки (карандаши)». Положите на стол 10-15 счетных палочек или карандашей. Задание – одной рукой собрать все палочки по штуке в кулак, не помогая второй рукой. Затем так же по одной палочке выложить их на стол . - «Шаги». Будем шагать по столу пальчиками.

Слайд 4

В каких случаях необходимы дополнительные упражнения по подготовки руки к письму?

Слайд 5

Определение ведущей руки

Слайд 6

Правильный захват карандаша С помощью насадки на карандаш С помощью метода салфетки

Слайд 7

Неправильный захват карандаша

Слайд 8

Посадка за столом при выполнении графических заданий Последствия неправильной позы за партой повышенная утомляемость; низкая работоспособность; неустойчивость внимания; нарушения кровообращения; проблемы с дыханием; грыжи межпозвоночных дисков; головные боли и боли в спине

Слайд 9

Мозаика Конструктор Вырезание Приёмы развития мелкой моторики

Слайд 10

Лепка Раскрашивание Нанизывание бус

Слайд 11

Трафареты Рисование по точкам Лабиринты

Слайд 12

Диктант по клеткам Штриховки Оригами

Слайд 13

Для подготовки к письму и выполнения графических упражнений с детьми дошкольного возраста используются карандаши, а не фломастеры

Слайд 14

Отдых для глаз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»

Педагогический проект воспитателя Николаевой Ольги Сергеевны На тему: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ  К ШКОЛЕ»...

подготовка руки к школе

несколько упражнений для подготовки руки к письму...

Статья «Развитие мелкой моторики. Подготовка руки к школе: с чего начать?».

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ребенок тянется все потрогать, постучать, покрутить, так он учится различать твердость и мягкос...

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики руки, ориентировки на листе, подготовку руки к письму (подготовка к школьному обучению)

laquo;Волшебные клеточки» или «Графический диктант»Необычные дидактические занятия нравятся дошкольникам. Это игра, в процессе которой ребенок рисует линии, диагонали на листе бумаг...

Подготовка руки к школе. Письмо.

Перед поступлением в школу у ребенка должна быть хорошо развита мелкая моторика и координация руки, сформированы элементарные навыки письма. Малыш должен уметь проводить линии, выполнять штриховку, ко...

Проект «Развитие мелкой моторики руки, подготовка руки к письму детей старшего дошкольного возраста - одно из условий успешного обучения в школе» (подготовительная группа)

Проект исследовательский, практико–ориентированный, реализуется в рамках ДОУ, в течение года.В проекте участвуют дети группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет, педагог-психолог, воспи...