Нравственное, патриотическое и культурное воспитание дошкольников на музыкальном занятии в детском саду
консультация (подготовительная группа)

Белицкая Татьяна Анатольевна

Нравственное, патриотическое и культурное воспитание дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno_-_patrioticheskoe_2024.docx25.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация  для воспитателей на тему

«Нравственное, патриотическое и культурное воспитание дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду»

 

 

                                                             

                                                              «Музыкальное воспитание – это не воспитание                                                        музыканта, а, прежде всего воспитание человека».

В.А. Сухомлинский

 

         Патриотизм – важнейшее нравственное качество любого человека, выражающееся в осознанной любви к родному краю. Зарождаясь еще                     в раннем возрасте, патриотические чувства важны для дальнейшего формирования личности.

         Нравственное, патриотическое и культурное воспитание подрастающего поколения в современных условиях - это три важнейших направления в воспитательной работе педагогов. Эти три направления                   в воспитании детей неразрывно связаны между собой. Нельзя представить себе патриота безнравственным, который не знает историю и культуру своего народа.

         Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Нравственное воспитание в дошкольном учреждении происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка               с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы). Всё это является для ребёнка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи, у него формируется эмоционально нравственное отношение к окружающему миру.

         В отечественной педагогике всегда уделялось большое внимание воспитанию у подрастающих поколений нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины, к геральдике, к своему народу. При этом большую роль в воспитании патриотических чувств играли средства массовой информации: радио, высокохудожественные отечественные кинофильмы, театр, художественная литература. Педагогические исследования по проблеме нравственного, патриотического и культурного воспитания многочисленны и разнообразны. А.С. Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только "героическая вспышка", но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная".

         Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. У каждого человека есть свой родной город, есть Родина. Важно, чтобы с детских лет мы любили и знали край, где живем, гордились за свою страну, ее историю, свой народ. В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность                  к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудится на ее благо, беречь и умножать богатство. Нравственное, патриотическое                       и культурное воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний и организацию доступной деятельности.

 

         Цель нравственного, патриотического и культурного воспитания у детей дошкольного возраста - формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

 

         Задачи нравственного, патриотического и культурного воспитания:

    формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу;

    формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

    формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней; воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).

    Содержание нравственного, патриотического и культурного воспитания детей дошкольного возраста включает:

 приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;

  знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями;

 знакомство с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями;

 знакомство с городом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, достопримечательностями;

 проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;

 организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости.

 

         Для более эффективной работы по нравственному, патриотическому и культурному воспитанию детей дошкольного возраста необходимы следующие педагогические условия:

 эвристическая (ориентированная на организацию успешной жизнедеятельности учащихся, задающая гибкую динамику их познавательной деятельности и преобразующая интеллектуальную активность в личностную культуру) среда в детском саду и в семье. Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности;

 тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи. Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду и семье предметной развивающей среды;

 подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей. Подготовленность педагогов к осуществлению процесса формирования патриотизма предполагает наличие у них соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства.

    

         Маленьким детям еще не доступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина - это мама, близкие и родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.

         Воспитание патриотизма на музыкальных занятиях происходят через эмоционально-чувственное переживание произведений музыкального искусства. Различные виды музыкальной деятельности, знакомство с творчеством русских композиторов через музыкальный материал, патриотической направленности, вызывают чувства и переживания, которые являются основой приобретения таких качеств как благородство, порядочность, уважение к старшим, любви к матери, к Родине, родному Отечеству.

         В образовании и воспитании детей дошкольного возраста значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной песенной культуре. Народное музыкальное творчество Н.В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями». В воспитательно-образовательной работе по музыкальному воспитанию предусмотрены различные виды деятельности: игра, беседа, прослушивание музыки, пение, работа с музыкально-шумовыми инструментами, разучивание основ народного танца, театрализация игровых песен, работа над выразительностью речи, изготовление масок, посещение выставок, музеев, участие в концертной деятельности с целью пропаганды народного творчества.

         Для патриотического воспитания полезно использовать народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.

         При знакомстве на занятиях с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка. Дети с удовольствием поют приговорки, говорят и поют небылицы, отмечая красоту русского языка, яркость музыкальных образов, добрый юмор. Совместная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. При подготовке фольклорных праздников происходит преображение робких, застенчивых детей в раскрепощенных, инициативных.

         Развитие, углубление патриотических чувств тесно связано с формированием представлений о родном крае. Поэтому необходимо постепенно расширять круг знаний ребенка о своей стране. В связи с этим особая тема бесед на музыкальных занятиях - о Родине и о родной стране,  наблюдения за природой родного города,  чтение сказок и разучивание пословиц и поговорок русского народа, и привлечение детей к общественно-полезному труду. Но главный выход и показательный момент привлечения ребенка к патриотизму - является праздник. Детям приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством.

         В праздниках в детском саду отражаются разные темы. Это: «Семья и ближайшее окружение» воспитание любви к матери, уважение к старшим. «Детский сад - мой второй дом» воспитание любви к детскому саду. «Родной свой край люби и знай! воспитание любви к родному дому, родной улице, к своему посёлку. «Россия - Родина моя» воспитание чувство гордости за свою страну, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов. «Слава армии любимой - самой лучшей на земле». «Великая Победа».

         Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема Защитников Отечества. 23 февраля - День Защитника Отечества, «Слава армии любимой - самой лучшей на земле». Эта тема очень любима детьми. На музыкальных занятиях мы говорим с детьми о защитниках нашей Родины. Дети поют песни, читают стихи, выполняют торжественные перестроения, играют в военные игры. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них Бравые солдаты, муз. А. Филиппенко и Будем в армии служить, муз. Ю. Чичкова, «Наша армия сильна» Филиппенко. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.        Большое внимание уделяется теме Великой Победе. В этой теме на музыкальных занятиях раскрывается детям величие подвига советского солдата, знакомство их с песнями тех времен и о тех временах. Дети получают знания о маршевой музыке, о патриотических песнях, о воинах нашей армии, о символике России. Красочно-торжественное оформление зала к празднику играет огромное значение. У детей формируется представление о войне, об армии. На этих праздниках дети по-настоящему играют в военных, маршируют в почётном строю, поют военные, патриотические песни, выполняют различные торжественные перестроения. Такие поют песни «Когда ветераны идут на парад», «9 Мая», «Праздник Победы» З. Роот, «День Победы» Е. Четверикова, «В День Победы»   Г. Реброва. Это и встречи с ветеранами ВОВ, экскурсия к памятным местам.          Нравственное, патриотическое и культурное воспитание дошкольника - это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для ребёнка - дошкольника Родина - это мама, его близкие родные люди. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. На музыкальных занятиях разучиваются с детьми песни маме. Проводятся праздничные концерты,  посвященном Женскому дню 8 Марта, Дню Матери. Дети делают мамам подарки, рисуют их портреты. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. А для милой мамочки испеку два пряничка. В мелодии этой песни (А. Филиппенко Пирожки) звучат и любовь, и ласка, и желание сделать маме приятное. Более сложные чувства у старших дошкольников. Это и гордость за свою маму: «Пускай узнает ветер И звезды, и моря, Что лучше всех на свете Мамочка моя!» И чувство дружелюбия: мама - старший друг и товарищ (песня Ю. Слонова Мы с мамою нашей большие друзья), и чувство нежной радости, ласкового спокойствия (песня А. Филиппенко Хорошо рядом с мамой).

         Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) заканчивается тематическим праздником или развлечением. Это Праздник Осени, зимние и весенние праздники. Ребята так же проявляют себя в мире музыки (танцуют, придумывают движения под музыку, читают стихи, поют песни, обыгрывают экологические сказки и т. д.), походы в лес, изготовление кормушек для птиц. Осенний праздник также можно провести в русском народном жанре: всех детей одеть в русские народные костюмы, исполнить песни о России, песни о маме, русские народные игры, хороводы, чтение потешек, танец кадриль, разговоры о своём городе. В группах оформляются уголки «Моя Родина - Россия».

         На музыкальных занятиях проходит знакомство детей с народными музыкальными инструментами. Рассказывается о том, что в старину народные инструменты люди изготавливали своими руками. Детям очень нравится устраивать народный оркестр, особенно под русские народные наигрыши, где первоначально присутствует медленный темп музыки, а потом он постепенно нарастает и детям необходимо не сбиться с него.

         Работая по патриотическому воспитанию дошкольников, не остается без внимания такой раздел музыкальной деятельности, как знакомство детей с великими классиками русской музыки. Прекрасный материал для детского слушания разработан в программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Дети знакомятся с произведениями П.И. Чайковского из его «Детского альбома», из альбома «Времена года», слушают произведения таких композиторов, как С. Прокофьев, А. Гречанинов, Свиридов, Кабалевский. Частично знакомятся  с их биографией.      Формируется у подрастающего поколения чувство ответственности и уважения к истории и культуре родной страны, края и города.

В заключении хочется сказать, что вся работа, направленная на нравственное, патриотическое и культурное воспитание дошкольников, проходит в тесном сотрудничестве с нашими воспитателями. Совместно с ними, через музыкальную деятельность мы решаем следующие задачи:

 формируем духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду;

 развиваем познавательные, художественные и творческие способности детей через ознакомление с музыкальными произведениями;

 побуждаем детей выражать свои чувства, эмоциональные впечатления через пение, творческое движение;

 воспитываем потребность в познавательной активности через восприятие произведений искусства. Развивать эмоциональный фон дошкольников через музыкальные впечатления;

 воспитываем патриотические чувства детей, используя поэтические образы родной природы;

 учим дошкольников воспринимать единый образ Родины через сенсорные каналы (слух, зрение), воздействовать на духовное начало ребёнка через восприятие музыки, песню, танец, музыкально – ритмические движения;

 закрепляем знания детей о Великой Отечественной войне и героизме русского народа через музыку;

 воспитываем любовь и уважение к ветеранам войны, вызываем желание быть похожими на них;

 воспитываем чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине.

 

Список литературы

1. Гасанов З.Т. Цели, задачи и принципы патриотического воспитания // Педагогика. - 2005. - №6. - с. 59 -63.

2. Журнал "Дошкольное воспитание" N3, 1993; N4, 1993.

3. Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание учащихся: учеб. пособие. - Шадринск: ШГПИ, 2004. - 83с.

4. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. - М.1973.

5. Караковский В.А. и др. Воспитание? Воспитание: Воспитание! - М.: Новая школа, 1996.

6. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. Сред. Проф. Учеб.заведений/. - 6-е изд., испр. - М.: Издательский центр "Академия", 2006.

7. Логинова В.И., Бабаева Т.И. и др.-СПб.: Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Детство-Пресс, 2002.

8. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду Линка - Пресс, М., 2003.

9. Полежака С.И. Роль народной культуры в воспитании целостной личности // Наука - производству. - 2006. - №6. - с. 15 - 16.

10. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М.: Педагогика, 1989.

11. Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя-музыканта. – М.,2000. – С. 226.

12. Рабочие программы по музыке. Авторы: Сергеева Г.С., Критская Е.Д., Шмагина Т. С. -М., 2014. – С.3,9.

13.Чернышевский Н.Г. Эстетическое отношение искусства к действительности. – М., 1948. – С.88.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное, патриотическое и культурное воспитание старших дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду.

Нравственное, патриотическое и культурное воспитание подрастающего поколения в современных условиях - это три важнейших направления в воспитательной работе российских педагогов. Дошкольное детство - в...

НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ.

В последние годы особое внимание уделяют социокультурному аспекту воспитания будущего гражданина. Актуальность темы определена и в таком государственном документе, как Указ Президента РФ от 1 ию...

Опыт работы: "Патриотическое воспитание дошкольников через музыкальную деятельность в детском саду"

Опыт работы музыкального руководителя Бушиной Н.В. на тему:"Патриотическое воспитание дошкольников через музыкальную деятельность в детском саду"...

"Нравственно - патриотическое и культурное воспитание старших дошкольников в музыкальной деятельности через знакомство с историей и культурой страны."

Данная статья раскрывает опыт работы по одному из важных направлений музыкально - образовательной работы с дошкольниками...

Нравственно-патриотическое и культурное воспитание дошкольников

Нравственное, патриотическое и культурное воспитание подрастающего поколения в современных условиях - это три важнейших направления в воспитательной работе российских педагогов. Сейчас этому вопросу у...

Нравственное, патриотическое и культурное воспитание дошкольников через музыкально-образовательную деятельность

Нравственное, патриотическое и культурное воспитание дошкольников через музыкально-образовательную деятельность...