Консультация для родителей «Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР, возможные нарушения и пути ее коррекции».
консультация

В настоящее время в логопедической работе с детьми, страдающих общим недоразвитием речи, зачастую на первое место выдвигается задача коррекции отдельных звуков. Между тем в самом ходе обучения речи постоянно обнаруживается, что овладение произношением слоговой структуры слова представляет для них особенно большую трудность и требует специального внимания учителя-логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx37.39 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР,

возможные нарушения и пути  ее коррекции»

В настоящее время в логопедической работе с детьми, страдающих общим недоразвитием речи, зачастую на первое место выдвигается задача коррекции отдельных звуков. Между тем в самом ходе обучения речи постоянно обнаруживается, что овладение произношением слоговой структуры слова представляет для них особенно большую трудность и требует специального внимания учителя-логопеда.

Нарушение слоговой структуры слова — это одно из разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста. Характеризуется этот дефект речевого развития в том, что ребенок испытывает трудности в произношении слов сложной слоговой структуры.

Если мы слышим в речи ребенка пропуски или наращения звуков и слогов, значит слоговая структура слова нарушена. До 3-х лет-это физиологическая норма, если ребенок 4-5 лет произносит: масолет (самолет, ферваль (февраль, липека (таблетка, можно констатировать стойкое нарушение слоговой структуры слова. Самостоятельно, без коррекционной помощи специалиста это нарушение не пройдет! Множественные нарушения слоговой структуры слова является ключевым моментом, свидетельствующим о наличии у ребенка ОНР. Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников одно из самых трудных для коррекции проявлений речевой недостаточности. Без целенаправленного обучения дети с ОНР испытывают выраженные трудности в освоении школьной программы. Преодоление нарушения слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи не должно отодвигаться на задний план, ведь недооценивание значения формирования слоговой структуры слова-это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников.

Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживается всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой структурой слова.

Несмотря на первичную сохранность интеллекта, при отсутствии своевременной коррекции ОНР может возникнуть пограничная интеллектуальная недостаточность. Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи.

Нарушения слоговой структуры по-разному видоизменяют слоговой состав слова. Чётко выделяются искажения, состоящие в выраженном нарушении слогового состава слова. Слова могут быть деформированы за счет:

  1. Нарушения количества слогов:

а) Элизия – сокращение (пропуск) слогов: “моток” (молоток).

Ребёнок не полностью воспроизводит число слогов слова. При сокращении числа слогов могут опускаться слоги в начале слова (“на” — луна), в его середине (“гуница” — гусеница), слово может не договариваться до конца (“капу” — капуста).

В зависимости от степени недоразвития речи, одни дети сокращают даже двусложное слово до односложного (“ка” — каша, “пи” — писал), другие затрудняются лишь на уровне четырёхсложных структур, заменяя их трёхсложными (“пувица” — пуговица):

— опускание слогообразующей гласной.

Слоговая структура может сокращаться за счёт выпадения лишь слогообразующих гласных, в то время как другой элемент слова – согласный сохраняется (“просоник” – поросёнок; “сахрница” — сахарница). Данный вид нарушений слоговой структуры встречается реже.

б) Итерации:

— увеличение числа слогов за счёт добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных (“тарава” — трава). Такое удлинение структуры слова обусловлено своеобразным расчленённым его произношением, представляющем собой как бы “ раскладывание” слова и особенно стечений согласных на составляющие звуки (“дирижабил” — дирижабль).

  1. Нарушение последовательности слогов в слове:

— перестановка слогов в слове (“деворе” — дерево);

— перестановка звуков соседних слогов (“гебемот” — бегемот). Данные искажения занимают особое место, при них число слогов не нарушается, в то время как слоговой состав претерпевает грубые нарушеия.

  1. Искажение структуры отдельного слога:

— сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый (“капута” — капуста); слог со стечением согласных – в слог без стечения (“тул” — стул).

Данный дефект Т.Б.Филичева и Г.В.Чиркина выделяют как самый распространённый при произнесении слов различной слоговой структуры детьми, страдающими ОНР.

— вставка согласных в слог (“лимонт” — лимон).

  1. Антиципации, т.е. уподобления одного слога другому (“пипитан” — капитан; “вевесипед” — велосипед).
  1. Персеверации (от греческого слова “упорствую”). Это инертное застревание на одном слоге в слове (“пананама” — панама; “вввалабей” — воробей).

Наиболее опасна персеверация первого слога, т.к. этот вид нарушения слоговой структуры может перерасти в заикание.

  1. Контаминации – соединения частей двух слов (“холодильница” — холодильник и хлебница).

Все перечисленные виды искажений слогового состава слова очень распространены у детей с системными нарушениями речи. Данные нарушения встречаются у детей с недоразвитием речи на разных (в зависимости от уровня развития речи) ступенях слоговой трудности. Задерживающее влияние слоговых искажений на процесс овладения речью усугубляется ещё и тем, что они отличаются большой стойкостью. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, а также, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте.

Формирование слоговой структуры слова зависит от особенностей развития неречевых процессов, которые являются фундаментом слоговой структуры. Нет прочного фундамента - не построить прочный дом, т. е. не освоить письменную речь и чтение в той степени, которая позволит стать успешным. Для этого важны следующие процессы:

- оптико-пространственная ориентация: ориентируемся сначала в своем теле, затем в трехмерном пространстве. Формирование пространственных представлений - одно из важнейших условий жизненных успехов» и временно-пространственной ориентации понимать: что сначала, что потом;

- ритмическая и динамическая организация движений (следовательно, нужно развивать чувство ритма, умение быстро и правильно переключаться с движения на движение);

- способность к серийно-последовательной обработке информации.

А слоговая структура слова - это именно серийная двигательная программа) присуща ритмическая составляющая, без ритма действие распадается. Одновременно с работой над структурой слова учитель-логопед осуществляет постановку отсутствующих и искаженных звуков. Работа над новым звуком также содержит большие возможности для формирования слоговой структуры слова. Так, при автоматизации звука логопед предлагает детям слоговые ряды в определенной последовательности: односложные, двусложные, трехсложные (са, са-са, са-са-са) и т. д. Когда слоговые ряды включают в себя не только отрабатываемые, но и сохранные звуки, то повторение их прямо способствует формированию умения ребенка переключаться с одного слога на другой, предупреждает ошибки уподобления слогов. При введении отрабатываемого звука в слово необходимо также соблюдать строгую последовательность слоговых трудностей. Так, не следует автоматизировать новый звук в словах, слоговая структура которых еще не отработана.

Ребенок с ОНР не может самостоятельно овладеть произношением слоговой структуры слова, так же, как он не в состоянии самостоятельно усвоить произношения отдельных звуков. У неговорящего ребенка отсутствуют те огромные речевые возможности, которые в условиях нормального развития могут компенсировать те или иные недочеты в овладении речью. Поэтому необходимо долгий и непроизводительный процесс стихийного формирования произношения слоговой структуры слова заменить целенаправленным и сознательным процессом обучения этому умению.

В ходе обследования логопед выявляет степень и уровень нарушения слоговой структуры слов в каждом конкретном случае и наиболее типичные ошибки, которые допускает ребёнок речи, выявляет те частотные классы слогов, слоговая структура которых сохранна в речи ребёнка, классы слоговой структуры слов, которые грубо нарушены в речи ребёнка, а также определяет тип и вид нарушения слоговой структуры слова.

Проведение учителем-логопедом, специально подобранных игр, на групповых, на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях создаёт благоприятные условия для формирования слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи. Но немаловажную роль в развитии слоговой структуры слова играют родители детей с ОНР. В связи с этим необходимо родителям с раннего возраста развивать у ребёнка умение слушать, чувствовать и воспроизводить ритм. Это способствует усвоению ритмической структуры слов родного языка и подготавливает к дальнейшему развитию речи.

Помочь ребенку в преодолении трудностей могут следующие игры:

1. Для развития слуховой памяти: «Где позвонили?», «Узнай музыкальный инструмент».

2. Для развития слухового внимания: «Сколько раз ударили в барабан?», «Кто позвал».

3. Работа над ритмом и темпом. Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов. Берется музыкальный инструменти задает ритмический рисунок. Ребенку нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу. «Передай привет» (хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном взрослым темпе).

4. Упражнения на развитие координации рук: «Делай как я» (Воспроизведение серий движений руками, ногами, «Движения животных» (ребенку нужновоспроизвести движения животного в заданном темпе.

5. Графические упражнения: «Продолжи строчку», «Выложи орнамент»,» Укрась тарелочку», «Что следующее», «Собери бусы.»

6. Артикуляционная гимнастика: «Весёлый язычок»

7. Развитие пространственно-временных представлений: начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. На примере детских сказок- «Репка», «Теремок».

8. Игры и упражнения, направленные на развитие умения выделять звук из слова: «Паровозик» (выделять последний звук и подбирать и подбирать на него следующее слово-вагончик.)

«Подбери слово»(подбираем слова на заданный звук, слог.)

9. Игры направленные на формирование чувства рифмы: «Доскажи словечко» (отрывки из детских стихов, «Подбери рифму» (ложка- кошка, танки- санки).

В эти игры вы можете играть с ребенком дома, в гостях, по дороге в детский сад, транспорте.

Любые нарушения можно успешно скорректировать при условии систематической, грамотной работы логопеда при тесном сотрудничестве с родителями!

Приложение

Игры и упражнения по формированию

слоговой структуры слова

Поезд

Взрослый предлагает картинки или карточки со словами. Нужно поместить слова (картинки) в вагончики поезда в зависимости от количества слогов :

1 вагон — слова, состоящие из одного слога,

2 вагон – слова, состоящие из двух слогов,

3 вагон – слова, состоящие из трёх слогов.

Прятки

Взрослый  демонстрирует детям картинки (называет слова), затем убирает наборное полотно с картинками, предлагает вспомнить и назвать слова с определённым количеством слог.

Калейдоскоп слов

Игра проводится в форме соревнования между командами или детьми. Взрослый  демонстрирует на листе картинки с разным количеством слогов. (от 1 до 4-х), после этого команды по очереди бросают кубик, где точками (от 1 до 4-х) обозначены количество слогов, дети называют слова с таким количеством слогов. Каждое правильно названное слово отмечается фишкой. Выигрывает команда, набравшая больше фишек.

Договори слог

Взрослый  предлагает детям найти потерявшийся слог.  Пред детьми лежат картинки. Взрослый произносит первый слог или первые два слога слова-картинки, ребенок это слово договаривает недостающим слогом.

Потерялся слог куда-то.
Изменилось слово — ждёт.
Может, слог найдут ребята,
Кто же слово нам спасёт?

Найди слово

Взрослый предлагает рассмотреть сюжетную картину и назвать слова с определённым количеством слогов.

Урожай

Урожай собрать пора,
Не зевайте, детвора,
Слово верно называйте
И картинки выбирайте!

Каждый участник игры должен выбрать картинка с определённым количеством слогов (1, 2, 3) и положить в нужные корзинки.

Картинки можно предложить по теме овощи: лук, чеснок, морковь, картофель, свёкла, редис, помидор, капуста, баклажан, тыква, кабачок, огурец.

Найди пару

Каждый ребенок чётко по слогам называет и отхлопывает своё имя. Затем дети расходятся. По сигналу , каждый играющий должен встать рядом с тем, в чьём имени столько же слогов.

Пирамида

На наборном полотне помещают ряд картинок. Детям предлагается построить пирамиду, где в первом ряду будут слова, состоящие из одного слога, во втором — из двух слогов, в третьем — из трех, в четвертом — из четырех. Слова: вата, дом, снегири, Буратино, кот, муха, машина.

Помоги слову

Придумай начало слова. Взрослый говорит окончание слова. Ребенок добавляет первый слог и называет слово ( в зависимости от возможностей детей можно использовать картинки):
… — рево,… — ляна, … -ха, … — жама, …- дочка, …- ка, … -мидор, … — лина

Угадай имя

Взрослый говорит детям, что задумано имя, которое состоит из 2-х или 3-х, 4-х слогов. Дети должны угадать, какое имя задумано.

Мое имя

Предлагается детям произнести свое имя по частям:

а) прошагать его;

б) протопать одной ногой.

в) прохлопать.

Угадай-ка

На наборном полотне выставляются картинки — отгадки. Взрослый предлагает загадку и показывает схему слова — отгадки. Ребенок должен среди предложенных картинок выбрать отгадку, поставить рядом со схемой и назвать слоги.

Загадки:
Из трубы вьется, а в руки не дается./ дым/
Когда мной умываются, то слезы появляются./мы-ло/
Всегда шагаем мы вдвоем, похожие, как братья.
Мы за обедом — под столом, а ночью — под кроватью. /са-по — ги/
Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красную шапочку нашел.
/гриб/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР, возможные нарушения и пути ее коррекции»

Консультация для родителей: «Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР,возможные нарушения и пути  ее коррекции»...

Консультации для родителей «Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР, возможные нарушения и пути ее коррекции»

laquo;Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР,возможные нарушения и пути  ее коррекции»  Список используемойлитературы:.1 Агранович З.Е. Логопедическая работа по прео...

Консультация для родителей «Формирование слоговой структуры слова».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 28 «РОДНИЧОК» СТАНИЦЫ НОВОДОНЕЦКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСЕЛКОВ...

Консультация для родителей "Формирование слоговой структуры слова"

У детей с нарушениями речи часто встречается нарушение слоговой структуры слова.Самостоятельно, без коррекционной помощи специалиста это нарушение не пройдет! Преодоление нарушения слоговой структуры ...

Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР, возможные нарушения и пути коррекции

В статье рассмотренны этапы формирования слоговой структуры речи в онтогенезе, возможные нарушения и коррекция...