Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр
методическая разработка (младшая группа)
В дошкольном возрасте ребенок изучает и постигает окружающий мир постоянно. Главный метод собирания информации в этом периоде - прикосновения. Ребенок стремится все трогать, гладить, хватать, пробовать на вкус. Взрослые должны поддерживать это стремление, предоставлять малышу игрушки разного вида (мягкие, твердые, гладкие, шершавые, холодные и т.д.), предметы для исследования, ткани. Тогда малыш получит необходимые ресурсы для развития. Учеными доказано, что речь ребенка и его сенсорные органы связаны напрямую. Из этого следует, что для того, чтобы ребенок хорошо говорил, необходимо развивать его руки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
-885083039_-_kopiya.docx | 21.14 КБ |
Предварительный просмотр:
В дошкольном возрасте ребенок изучает и постигает окружающий мир постоянно. Главный метод собирания информации в этом периоде - прикосновения. Ребенок стремится все трогать, гладить, хватать, пробовать на вкус. Взрослые должны поддерживать это стремление, предоставлять малышу игрушки разного вида (мягкие, твердые, гладкие, шершавые, холодные и т.д.), предметы для исследования, ткани. Тогда малыш получит необходимые ресурсы для развития. Учеными доказано, что речь ребенка и его сенсорные органы связаны напрямую. Из этого следует, что для того, чтобы ребенок хорошо говорил, необходимо развивать его руки.
Развитию мелкой моторики посвятили свои труды многие детские физиологи и психологи. Например, авторы О.А. Новицкая, В.В. Цвынтарный, Ю.А. Соколова описывают конкретные приемы для развития мелкой моторики детей. С.Е. Большакова и А.А. Хвостовцев дают полные рекомендации по формированию навыков движения и дифференцированных движений пальцев рук у дошкольников.
Связь мелкой, речевой и общей моторики изучена и подтверждена многими известными учеными. Они сделали вывод, что со становлением речи особенно тесно связано развитие тонких движений пальцев рук. Поэтому в ДОУ необходимо внедрение методик по развитию мелкой моторики с помощью пальчиковых игр.
Отмечено то, что именно поэтому, когда человек не может выразить свою мысль или объяснить что-то словами, он использует жесты. И наоборот: когда ребенок пишет или рисует сосредоточенно, то он непроизвольно помогает себе, высовывая язык.
М.М. Кольцова, известный исследователь речи детей, пишет о том, что исторически в ходе развития человечества движения пальцев рук были всегда тесно связаны с речевой функцией. Первобытные люди сначала общались жестами, главная роль здесь отводилась руке. Развитие функций руки и речи происходило параллельно. М.М. Кольцова сделала вывод, что формирование областей мозга, отвечающих за формирование речи, происходит под влиянием кинестетических импульсов от рук, а вернее от пальцев. Этот факт необходимо использовать в работе с детьми и там, где речь развивается своевременно, и там, где на лицо отставание, задержка развития моторной стороны речи. Речевое развитие рекомендуется стимулировать путем тренировки движений пальцев рук.
Речь ребенка развивается примерно по такому пути. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, потом появляется артикуляция слогов, дальнейшее совершенствование речевых реакций заключается в прямой зависимости от интенсивности тренировки движений пальцев. Поэтому имеются все основания для того, чтобы рассматривать кисть руки в качестве органа речи - такого же, как артикуляционный аппарат. С этой стороны вопроса проекция руки является еще одной речевой зоной мозга.
Важность развития мелкой моторики заключается еще в том, что вся будущая жизнь ребенка также будет требовать точных координированных движений пальцев и кистей, которые необходимы, чтобы рисовать, писать, одеваться, выполнять множество разных действий.
Доказано также, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Это значит, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев - это мощное средство для повышения работоспособности головного мозга. Тонкая моторика - основа развития всех психических процессов (память, внимание, речь, восприятие, мышление).
Чтобы научить ребенка говорить, нужно не просто тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, улучшающую связь между полушариями головного мозга и синхронизации их работы.
Пальчиковые игры - это инсценировка, демонстрация каких-либо рифмованных историй, сказок с помощью пальцев рук. Организация и проведение с дошкольниками игр способствует развитию у них мелкой моторики рук, улучшается их двигательная координация, преодолеваются скованность и зажатость. Пальчиковые игры можно назвать универсальным дидактическим развивающим материалом. Методика и смысл игр заключается в том, что нервные окончания рук оказывают действие на мозг ребенка и происходит активизация мозговой деятельности.
Когда ребенок будет учиться в школе, его мышцы мелкой моторики должны быть хорошо развиты. Пальчиковые игры - прекрасный помощник в подготовке руки ребенка к письму и развитии координации. А чтобы одновременно развивалась речь ребенка, можно использовать для этих же игр разные небольшие считалки, стишки и песенки. Педагоги и родители даже сами могут "переложить на пальцы" любые стихотворные произведения, т.е. к речи придумать движения для пальчиков, сначала простые, а потом их усложнять. Играя в пальчиковые игры, ребенок получает массу разнообразных сенсорных впечатлений, у него развивается способность сосредотачиваться и внимательность. Подобные игры формируют добрые взаимоотношения между ребенком и взрослым.
Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, которая не только благотворно влияет на развитие речи, но она также подготавливает руку ребенка к письму и рисованию. Игры пальчиками развивают мозг дошкольника, стимулируют развитие речи, фантазию, творческие способности. Чем лучше ребенок работает пальцами и всей кистью, тем лучше он говорит. Почему так происходит? Дело в том, что рука обладает самым большим "представительством" в коре головного мозга, поэтому именно ее развитию отводится важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Поэтому и словесная речь ребенка начинается именно тогда, когда движения его пальчиков достигают определенного уровня точности. Ручки ребенка подготавливают почву для дальнейшего развития речи.
У всех народов пальчиковые игры были распространены с давних пор. В Китае, например, используют упражнения с металлическими и каменными шарами. Регулярные занятия с этими предметами развивают память, деятельность пищеварительной и сердечнососудистой систем, развивают координацию движений, устраняют эмоциональное напряжение, развивают ловкость и силу рук, поддерживают жизненный тонус всего организма. А в Японии распространены упражнения для ладоней и пальцев с использованием грецких орехов. Отличное действие оказывает перекатывание шестигранного карандаша между ладонями. И на Руси всех младенцев всегда учили играть в "Сороку-белобоку", "Ладушки" и "Козу рогатую".
В применении пальчиковых игр нужно придерживаться двух принципов обучения - это "от простого к сложному" и "самостоятельно по способностям". Этот подход поможет решить в игре сразу несколько задач, связанных с развитием творческих способностей:
- Пальчиковые игры дадут пищу для ума;
- Они создают условия, которые опережают развитие способностей;
- Играя самостоятельно, развитие ребенка происходит более эффективно;
- Пальчиковые игры могут быть разнообразны по содержанию, они не терпят принуждения и формируют среду для радостного и свободного творчества;
- Играя в эти игры с детьми, мамы, папы и бабушки, дедушки незаметно приобретают важнейшее умение - сдерживаться, не мешать ребенку размышлять самостоятельно, принимать самому решения, не делать за него то, что он может и должен сделать.
Практика показала, что если вводить ежедневно пальчиковые игры в развивающие занятия, то темп умственного развития возрастает. Понятно, что одними пальчиковыми играми желаемых результатов достичь не получится. Это лишь одно из нескольких средств развития мелкой моторики и речи. И это средство будет тем эффективнее и полезнее, чем меньше противоречий будет возникать между принципами, находящимися в основе этих игр, и принципами, на которых создается вся система обращения с детьми в семье и в детском саду.
Пальчиковые игры делятся на группы согласно своему содержанию и назначению:
Игры-манипуляции
Это игры, которые развивают воображение, когда ребенок в каждом пальчике видит определенный образ.
"Сорока-белобока", "Этот пальчик хочет спать", "Ладушки-ладушки", "Семья", "Пальчики пошли гулять", "Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире?", "Мы делили апельсин", "Пальчик-мальчик, где ты был?"
Сюжетные пальчиковые упражнения
В эту группу входят упражнения, позволяющие детям изображать предметы мебели и транспорта, птиц, домашних и диких животных, деревья, насекомых.
"Пальчики здороваются", "Грабли", "Цветы", "Елка".
Пальчиковые упражнения кинезиологические (гимнастика мозга)
"Кулак-ребро-ладонь", "Горизонтальная восьмерка", "Колечко", "Симметричные рисунки".
Пальчиковые игры, включающие самомассаж пальцев и кистей рук
Здесь применяются традиционные массажные движения - растирание, разминание, пощипывание, надавливание (от периферии к центру).
"Надеваем перчатки", "Помоем руки под струей горячей воды", "Засолка капусты", "Гуси щиплют травку", "Согреем руки", "Молоточек".
Чтобы самомассаж кистей происходил более эффективно, можно использовать массажный мячик, грецкий орех, каштан, карандаш.
Театр в руке
Эти игры развивают память и внимание, повышают общий тонус, снимают эмоциональное напряжение.
"Сказка", "Бабочка", "Осьминожки".
Применение разных групп пальчиковых упражнений и игр помогает улучшить произношение у дошкольников и обогатить их лексику; подготовить руку к письму; развивать терпение, внимание, умение сдерживаться тогда, когда это необходимо; проявлять творческие способности; стимулировать фантазию; научиться управлять своим телом, уверенно себя чувствовать в системе "телесных координат", что предотвращает появление неврозов; ощутить радость от понимания без слов, осознать возможности невербального общения.
Чтобы использование пальчиковых игр с целью развития мелкой моторики и речи было эффективным, нужно придерживаться определенных принципов их проведения:
- Упражнения нужно выполнять вместе с ребенком, демонстрируя при этом собственную увлеченность игрой;
- Во время повторных проведений игры дети иногда начинают произносить текст частично (чаще всего начало и окончание фраз). Со временем текст запоминается полностью, дети проговаривают его целиком, соотнося свои движения и слова;
- Все упражнения нужно постепенно заменять новыми;
- Игры, которые понравились больше всего, можно периодически повторять;
- Не стоит устанавливать перед детьми сразу несколько сложных задач (например, озвучивать текст и показывать движения). У детей ограничен объем внимания, и, если задача невыполнима, то она может ослабить интерес детей к игре;
- Нельзя принуждать ребенка к игре, нужно разобраться, почему он отказывается играть. Сначала нужно ликвидировать эти причины, можно просто поменять игру.
Этапы разучивания пальчиковых игр
- Сначала взрослый показывает игру ребенку.
- Взрослый показывает игру, одновременно манипулируя рукой и пальцами ребенка.
- Ребенок и взрослый выполняют одновременно движения, взрослый в это время проговаривает текст.
- Ребенок выполняет движения с помощью взрослого (если она необходима), а взрослый произносит текст.
Итак, развитие мелкой моторики необходимо, так как оно позволяет развить речь ребенка, способность к письму, тонкую моторику, которая необходима в течение всей жизни. Пальчиковые игры - лишь одни из нескольких способов развития области мозга, отвечающей за мелкую моторику дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс для воспитателей и родителей «Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр»
Мастер – класс для воспитателей и родителей«Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр» Цель мастер–класса: Повышение профессиональной компетентности воспитателей и родителей по и...
Педагогический опыт по теме «Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр у детей с задержкой психического развития»
Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой нарушение сроков формирования психических и познавательных функций у ребенка, отставание в темпе освоения различных видов деятельности....
Роль развития мелкой моторики посредством пальчиковых игр, как фактора развития речи детей раннего возраста.
Осташова Ирина Николаевна, воспитатель ГБДОУ №48 Калининского района, Сакнт -Петербурга Роль развития мелкой моторики посредством пальчиковых игр, как фактора развития речи у детей раннего возр...
Родительское собрание на тему "Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр"
Познакомить родителей с пальчиковыми играми. Показать родителям необходимость занятия с детьми пальчиковыми играми для развития речи детей....
План по самообразованию по теме "Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр и упражнений"
План по самообразованию по теме "Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр и упражнений"...
Родительское собрание Тема: "Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр".
Знакомство родителей с пальчиковыми играми. Показ родителям необходимость занятия с детьми пальчиковыми играми для развития речи детей....
Учебно-методическое пособие по теме:«Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр у детей с задержкой психического развития»
У детей с ЗПР страдают все предпосылки успешной деятельности, имеют место эмоционально-волевые нарушения, что в свою очередь приводят к снижению общей активности и низкой мотивации детей. Следует конс...