Роль развития мелкой моторики посредством пальчиковых игр, как фактора развития речи детей раннего возраста.
статья по развитию речи
Осташова Ирина Николаевна, воспитатель
ГБДОУ №48 Калининского района,
Сакнт -Петербурга
Роль развития мелкой моторики посредством пальчиковых игр,
как фактора развития речи
у детей раннего возраста.
В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. И в то же время этот период в жизни ребёнка не случайно называют «нежный возраст». Нужно быть очень осторожными и деликатными в вопросах развития и образования малышей раннего возраста.
Любящие родители, наверняка, заметили, с какой радостью малыш усваивает любую информацию, приобретает любые навыки без дополнительной мотивации с легкостью и азартом.Важно не упустить возможность использования именно этого периода для формирования и развития речи.
Работая много лет с детьми раннего возраста, я всегда использую пальчиковые игры, как основной или дополнительный инструмент в достижении заданной цели. Который помогает раскрепостить, заинтересовать, раскрыть и развить детские возможности в процессе общения и обучения. Это весёлое, увлекательное и полезное занятие, которое и обучением-то назвать сложно! Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Осташова Ирина Николаевна, воспитатель
ГБДОУ №48 Калининского района,
Сакнт -Петербурга
Роль развития мелкой моторики посредством пальчиковых игр,
как фактора развития речи
у детей раннего возраста.
В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. И в то же время этот период в жизни ребёнка не случайно называют «нежный возраст». Нужно быть очень осторожными и деликатными в вопросах развития и образования малышей раннего возраста.
Любящие родители, наверняка, заметили, с какой радостью малыш усваивает любую информацию, приобретает любые навыки без дополнительной мотивации с легкостью и азартом. Работая с детьми раннего возраста, педагоги на практике убеждаются в том, что насколько важно не упустить возможность использования именно этого периода для формирования и развития речи.
Работая много лет с детьми раннего возраста, я всегда использую пальчиковые игры, как основной или дополнительный инструмент в достижении заданной цели. Который помогает раскрепостить, заинтересовать, раскрыть и развить детские возможности в процессе общения и обучения. Это весёлое, увлекательное и полезное занятие, которое и обучением-то назвать сложно! Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг.
Почему же так важны для детей игры, тренирующие мелкую моторику движения пальцев и кистей рук? Почему именно «пальчиковая» гимнастика стимулирует речь, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность? Какую роль играют «пальчиковые» игры в развитии речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста?
Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функцию. Педагоги – психологи, сторонники традиционных методов, считают, что очень важно помочь своим детям легче и комфортнее освоиться в том жизненном пространстве, которое их окружает. И самое лучшее, что для этого можно сделать, это просто играть с ребёнком. А это самое благодарное времяпрепровождение.
В настоящее время в системе образования пересматривается содержание дошкольного воспитания. Особое значение приобретают общечеловеческие ценности: красота, доброта, истина, самоценность детства.
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей, к интонационной у детей более старшего возраста.
Взаимосвязь развития мелкой моторики и развития речи
у маленьких детей.
Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.
Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Специалисты института физиологии детей и подростков АПН считают, что формирование речи происходит под влиянием кинетических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить.
Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, развивать понимание обращённой речи, активизировать работу пальцев рук, что в свою очередь имеет особое значение для развития внимания, памяти, аналитического мышления, зрительного и слухового восприятия, зрительно – моторной интеграции. В том числе и речи, а в дальнейшем формированию письма.
Для этого в педагогике существует множество методов, форм и приемов. Очень эффективными являются ранние манипуляции с пальчиками малыша. Развивая мелкую моторику, мы развиваем мозговую деятельность ребенка, так же улучшая его речевую активность.
Значение пальчиковой гимнастики для умственного и
психического и речевого развития ребенка.
Развитие мелкой моторики пальцев, обучение сознательному управлению органами артикуляционного аппарата, выработка воздушной струи, различение звуков на слух – основные методы формирования правильной речи ребёнка. Дети с нарушениями речи, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии (содружественные
движения других частей тела).
Изучая анатомические отношения тела ребенка, ученые, невропатологи и дефектологи провели большое количество исследований в детских дошкольных учреждениях и пришли к заключению о том, что речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движений пальцев рук. Кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой областью мозга.
Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Тренировка пальцев рук сильно влияет на созревание речевой функции.
В лаборатории высшей нервной деятельности ребенка в электрофизиологическом исследовании, проведенном Т.П. Хризман и М.И. Звонаревой, было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Причем движение пальцами правой руки вызывает активизацию левого полушария мозга, а движение пальцами левой руки – правого полушария мозга. Научные данные электрофизиологических исследований говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.
Издатели публикуют множество пособий, содержащих игры с пальчиками, для игры в которые не требуется ничего, кроме как желания. В популярных, специализированных, научных журналах все чаще появляются статьи говорящие об их пользе, печатаются сами игры такие простые и незатейливые, но, как известно все гениальное – просто.
Классификация пальчиковых игр и упражнений.
В литературе можно найти множество подходов к классификации данных игр. Например, Е. Леонова и Е. Тетенькина пальчиковую гимнастику делят на:
- самомассаж кистей и пальцев рук;
- упражнения за столом;
- пальчиковые игры;
- упражнения для активации работы мышц глаза.
А Л. Гринева предлагает использовать следующие игры:
- сопровождающиеся стихами и литературным текстом:
- это игры-манипуляции («Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока»);
- сюжетные пальчиковые упражнения («Распускается цветок»);
- пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой (с произношением звуков);
- пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук
- («Моем руки под струей горячей воды»); театр в руке («Сказка»- дети
- обыгрывают персонаж сказки).
- игры со счетными палочками, развивающие внимание, воображение,
- знакомящие с геометрическими фигурами и понятием симметрии;
- игры с пластилином;
- игры с бумагой,
- игры с шестигранными карандашами, крупой, бусами, орехами;
- выкладывание букв из различных материалов (мозаика, семена, орехи,
пуговицы, веточки и др.) со старшими детьми.
Таким образом, мы убедились, что пальчиковые игры и гимнастика обладают большим воспитательным потенциалом, являясь великолепным универсальным, дидактическим и развивающим материалом. Это увлекательное, веселое и полезное занятие.
Используемая литература
Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей/ С. Прищепа,
Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005 - №1. –( С. 60-64.)
Соколова, Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков/ Г. Соколова // Дошкольное воспитание. – 2005 - №6. – (С. 34-36.)
Соколова, Ю.А. Игры с пальчиками / Ю.А.Соколова. – М.: 2004.-
Л.П.Савина “Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников”;
Е.А. Янушко “Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста”;
С.О.Ермакова “Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс для воспитателей и родителей «Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр»
Мастер – класс для воспитателей и родителей«Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр» Цель мастер–класса: Повышение профессиональной компетентности воспитателей и родителей по и...
Педагогический опыт по теме «Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр у детей с задержкой психического развития»
Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой нарушение сроков формирования психических и познавательных функций у ребенка, отставание в темпе освоения различных видов деятельности....
Родительское собрание на тему "Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр"
Познакомить родителей с пальчиковыми играми. Показать родителям необходимость занятия с детьми пальчиковыми играми для развития речи детей....
План по самообразованию по теме "Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр и упражнений"
План по самообразованию по теме "Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр и упражнений"...
Родительское собрание Тема: "Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр".
Знакомство родителей с пальчиковыми играми. Показ родителям необходимость занятия с детьми пальчиковыми играми для развития речи детей....
Учебно-методическое пособие по теме:«Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр у детей с задержкой психического развития»
У детей с ЗПР страдают все предпосылки успешной деятельности, имеют место эмоционально-волевые нарушения, что в свою очередь приводят к снижению общей активности и низкой мотивации детей. Следует конс...
Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр.
В дошкольном возрасте ребенок изучает и постигает окружающий мир постоянно. Главный метод собирания информации в этом периоде - прикосновения. Ребенок стремится все трогать, гладить, хватать, пробоват...