Статья "Гендерное воспитание. Особенности работы с детьми младшего возраста"
статья (младшая группа)
В статье описаны основные аспекты гендерного воспитания детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_raboty_s_detmi_mladshego_vozrasta.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности работы с детьми младшего возраста.
В начале вспомним некоторые стороны этого вопроса.
В современной науке используются два термина:
1. Пол – (от латинского «secare» - разделять, делиться) – первоначально относится ни к чему иному, как к разделению человеческой расы на две группы: женщин и мужчин.
2. Гендер – (от латинского «genus» - род) – социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.
Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т.е. в процессе общения с другими людьми.
Психологи доказали, что к двум годам ребенок начинает понимать, кто он-девочка или мальчик, а с 4 до 7 лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики мужчинами, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка (т.е. формируется гендерная устойчивость).
Физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребенку, так и ребенка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.
Когда-то в России полоролевое воспитание детей осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть своего времени проводили с матерью или няней, а воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец или гувернер.
Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.
Опыт народной педагогики также свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам или мальчикам. В соответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка, девочке или мальчику, прогнозируется их будущее. Труд девочек в будущем связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой, рыбной ловлей и т.п.
В современном обществе существует такой вариант воспитания. И девочек и мальчиков чаще всего воспитывают женщины: дома – мама или бабушка, в детском саду – женщины-воспитатели.
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.
Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и «омужествление» женщин. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи, что мы иногда замечаем в семьях наших воспитанников.
На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание. Наблюдая за воспитанниками детского сада, можно отметить, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей также вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. В процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Значит, проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны помочь ребенку раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему полом.
Задача педагогов состоит в том, чтобы самим понять суть этих вопросов и объяснить родителям, как нужно поступать в тех или иных ситуациях.
Для того чтобы в дошкольных образовательных учреждениях воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей, у педагогов и специалистов должна быть сформирована гендерная компетентность, которая предполагает овладение психолого-педагогическими и дидактическими аспектами руководства детской деятельностью с акцентом на гендерную идентичность.
Возрастной период детей 3 – 4 лет называют «нежным». Возможно, это связано с тем, что малыши этого возраста внешне очень привлекательны. Взрослые, очарованные ими, не могут не восхищаться открытым взглядом, живой мимикой, забавными действиями и непосредственными поступками. Смотреть бы только на них и радоваться!
Вместе с тем, именно в этом возрасте у воспитателей и родителей при общении с детьми начинают появляться проблемы: не слушается взрослых, не может сам себя занять, требует постоянного присутствия матери, проявляет агрессию по отношению к взрослым и сверстникам.
Это объясняется проявлением кризиса трех лет, т.е. тем, что между взрослыми и ребенком возникает кризис социальных отношений, в процессе которого происходит отделение ребенка от взрослого, появляется желание проявить свое «Я», в результате чего возникают и приобретают определенную динамику желания и стремления ребенка действовать самому, как взрослые люди: в играх мальчики подражают имеющимся в семье мужчинам: отцу, дедушке, девочки подражают маме и другим женщинам, которые вызывают у них восхищение. Значит, к 3-4 годам дети отчётливо различают и признают свои гендерные особенности: я – мальчик, я – девочка.
К концу младшего дошкольного возраста ребёнок начинает сознательно различать людей по полу, опираясь при этом на внешние признаки (одежду, длину волос и пр.)
В дошкольном возрасте основным видом детской деятельности является игра. Именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения.
В практике дошкольных образовательных учреждений отмечается дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночьих» материалов и пособий. Кукольная мебель, атрибуты для игр девочек ближе женщине-воспитателю. К тому же материалы и оборудование для игр девочек создают ощущение безопасности в отличие от игрушек, с которыми любят играть мальчики. Поэтому огромное внимание при проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей нужно уделять подбору игрового материала и оборудования для игровой деятельности и мальчиков и девочек.
Помещение, в котором проводят время дети, - это целый мир или даже множество миров для девочек и мальчиков. Здесь всё, начиная от стен, мебели и заканчивая игрушками, становится для них своеобразным окном в мир.
Под руководством воспитателя девочки этого возраста могут осуществлять уход за куклой – «дочкой» в воображаемом плане, «приготовить обед», постирать бельё кукол.
Во многих семьях есть машины, поэтому мальчики этого возраста охотно выполняют игровые действия с полосатым жезлом, надевают на себя плащ-накидку, фуражку, в старшем дошкольном возрасте мальчики принимают на себя роль сотрудника ГИБДД, который останавливает «машины» и просит водителей предъявить документы.
Важная роль в развитии игровой деятельности детей 3-4 лет принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики этого возраста, вначале под руководством воспитателя, а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр.
Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну. Но необходимо учитывать, что мальчикам физиологически нужно больше пространства для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, и поэтому не всегда нужно прерывать их игры, а лишь направлять игры мальчиков в нужное русло.
Если мальчик иногда играет в куклы, а девочка разбирает машинку или обожает конструктор, нет никаких патологий, это этап, который может оказаться полезным для формирования определённых черт – заботливости у мальчика, любопытства и развития логического мышления у девочки.
Так же в группе необходимо оборудовать уголок ряженья, создать кукольный театр, позволяющий детям проигрывать различные социальные роли (кукла-мать, кукла-бабушка, кукла-дедушка, кукла-младенец, кукла-мастер, кукла-военный и т.п.).
Не менее важная задача, которая решается при воспитании детей 3-4 лет, является внесение в среду различных маркеров с акцентом на гендерную идентичность, и дополнение среды специфичными материалами для девочек и мальчиков, чтобы маленький ребёнок имел возможность многократно подтверждать то, что она – девочка, а он – мальчик. Например: картинки на шкафчики с учетом пола ребенка (девочкам – цветочки, куколки и т.п., мальчикам – машинки, самолеты и т.п.).
В процессе общения с детьми, взрослые должны постоянно обращать внимание детей на то, что в группе есть девочки и мальчики.
Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребёнка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки – с аккуратностью.
При организации и проведении занятий необходимо учитывать психологические особенности мальчиков и девочек: девочки-дошкольницы опережают мальчиков в плане психического развития, тогда как мальчики обгоняют их в физическом. В связи с этим девочки более успешны в учебной и творческой деятельности, мальчики – в подвижных играх и на занятиях физкультурой. Поэтому нужно строить учебно-воспитательную работу таким образом, чтобы у каждого была сфера деятельности, где ребёнок будет успешен, поскольку постоянная критика и стойкое отсутствие успеха негативно отражается на развитии самооценки.
Познавательная деятельность направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре, обычаях и традициях народного воспитания.
Также необходимо учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух, и для них предпочтительнее используем визуальные средства, построенные на зрительном восприятии. Поэтому в процессе обучения рекомендуется не только рассказывать, но и активно использовать наглядные демонстрации, а также обязательно дать детям возможность потрогать, подержать в руках или соединить новую информацию с движением.
При обращении с вопросом к детям, первыми всегда поднимут руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т.д. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому мальчики не торопятся с ответом, и более тщательно обдумывают его, а значит, тратят большее количество времени, подбирая нужные слова. Воспитатель должен учитывать это, и выслушивать ответы мальчиков после ответов девочек.
Было установлено, что в возрасте 3-4 лет половая и гендерная принадлежность интенсивно формируется в изобразительной деятельности. Рисование способствует половой самоидентификации ребёнка, управляет его эмоционально-смысловым поведением.
Общая направленность на подобие своему полу придаёт определённое содержание рисункам ребёнка: мальчики рисуют дороги с мчащимися автомобилями, самолёты в небе и т.п. Девочки же рисуют «красивеньких девочек», принцесс, цветы и т.п.
На физкультурных и музыкальных занятиях цель и задачи занятий формулируются также с учётом половой принадлежности детей (на физкультурных занятиях планируется разная дозировка упражнений и разные основные виды движений).
На музыкальных занятиях репертуар, музыкальные инструменты и танцевальные номера подбираются с учётом пола детей.
Мальчик и девочка – два разных мира.
Если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учётом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности коммуникации с детьми младшего возраста «Как я работаю с детьми»
Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности ...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СВЕТЕ НОВЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ
Общение ребенка со взрослыми начинается уже с первых дней его жизни и является не только необходимым условием физического выживания малыша, но и основным источником его психического развития. Обычно о...
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ( из опыта работы )
СрокиТемаПрограммные задачиФормы работыСентябрь Цветы станицы КаневскойПознакомить детей с цветами, растущими на цветочной клумбе....
Консультация для воспитателя группы раннего возраста "Особенности работы с детьми раннего возраста".
Дети раннего возраста требуют особой заботы и внимания. Воспитателю на группе необходимо заменить маленькому ребенку маму, чтобы ребенок быстрее адаптировался к новым условиям....
«Особенности работы с детьми дошкольного возраста в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста».
В дошкольном возрасте закладывается фундамент внутреннего мира человека, формирующийся на элементарных чувствах гражданственности. Именно патриотизм должен стать тем стержнем,...
Особенности работы с детьми раннего возраста ( из опыта работы)
Ранний возраст является важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Занятия с малышами требуют особого подхода, не каждый специалист облада...
Статья «Книга как средство развития речи. Особенности использования книг в работе с детьми младшего возраста»
Статья «Книга как средство развития речи. Особенности использования книг в работе с детьми младшего возраста»....