ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СВЕТЕ НОВЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ
статья на тему
Общение ребенка со взрослыми начинается уже с первых дней его жизни и является не только необходимым условием физического выживания малыша, но и основным источником его психического развития. Обычно общение складывается стихийно: взрослый привлекает к себе внимание ребенка и что удивительно, почти никогда не задумывается о том, каковы внутренние мотивы, побуждающие малыша к общению, какую потребность он удовлетворяет и что дает данный тип общения ребенку для его общего развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dou_50.docx | 29.31 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СВЕТЕ НОВЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ
Л.И.Дубовик
Т.А.Самойлова
ГБДОУ детский сад № 50 Фрунзенского района СПб
Дети, дети, дети.…Как бы ни был занят человек, если у него есть дети, значит, у него есть и заботы. Самые разные. Но прежде всего о здоровье и воспитании. И это, если вникнуть, главное, что составляет личную жизнь каждого человека, потому что именно дети, общение с ними, заботы о них, воспитание приносят нам и самые большие радости, и самые большие тревоги. Ну а когда эти заботы и тревоги касаются практически каждой семьи в обществе, тогда они становятся, хотим мы этого или не хотим, общественным явлением. Вот почему все, что связано со здоровьем и воспитанием детей, имеет огромное социальное значение.
Широко раскрытыми глазами смотрит ребенок на окружающий его мир. Он хочет познать его, почувствовать, сделать своим. Такое пытливое отношение к действительности – с помощью взрослого – помогает маленькому человеку стать Человеком с большой буквы. В тесном взаимодействии «ребенок – взрослый» (без помощи взрослого этот процесс значительно затруднен, если не сказать – невозможен) и происходит социализация личности ребенка. И чем осознанней организует этот процесс: взрослый – воспитатель, родитель, тем он будет эффективней.
Общение ребенка со взрослыми начинается уже с первых дней его жизни и является не только необходимым условием физического выживания малыша, но и основным источником его психического развития. Обычно общение складывается стихийно: взрослый привлекает к себе внимание ребенка и что удивительно, почти никогда не задумывается о том, каковы внутренние мотивы, побуждающие малыша к общению, какую потребность он удовлетворяет и что дает данный тип общения ребенку для его общего развития.
Между тем вопрос этот очень важен, так как, с одной стороны, является основным источником приобретения ребенком навыков, знаний, норм поведения, а с другой – это процесс уже сам по себе является, опять-таки для ребенка, предметом усвоения. Поясним эту мысль. Во взаимоотношениях людей существует определенные формы общения друг с другом. И от того, в какой мере освоит их малыш, во многом зависит не только его умение быть среди других людей, но его общее психическое развитие. Вот почему этот вопрос представляет не только научный интерес, но и большое практическое значение.
Существуют ли возрастные нормы в развитии общения ребенка со взрослыми? Как нужно организовывать общение взрослых с детьми? Может ли взрослый целенаправленно влиять на характер общения ребенка? В решении этих вопросов раскрывается секрет успешного воспитания и обучения дошкольника.
В первые месяцы жизни соприкосновение малыша со взрослыми имеет непосредственный характер. Ребенок, еще не овладев человеческой речью не имея индивидуального жизненного опыта, как бы замкнут в пределах конкретной ситуации, в которой он находится. Естественно, что формы общения его со взрослыми ограничены этой ситуацией, являются чисто ситуативными. Первой и наиболее ранней формой общения является ситуативно-личностная. Возникает она в первый месяц жизни, с первой улыбкой ребенка, адресованной взрослому. В сущности своей - обмен положительными эмоциями между взрослым и ребенком. Ребенку важен доброжелательный и внимательный взрослый. Удовлетворение этой, казалось бы, примитивной потребности имеет огромное значение для дальнейшего полноценного развития ребенка.
Уже на первом году жизни общение малыша со старшими все чаще опосредуется различными предметами (например, игрушками). Овладение предметными манипуляциями, постепенное их усложнение приводит к тому, что возникает совместная предметная деятельность младшего и старшего, которая порождает новую форму общения – ситуативно-деловую. Вот почему - это бывает во вторую половину первого года жизни – дети уже не принимают тех взрослых, которые только ласкают их, улыбаются, выражают доброжелательность. В этом возрасте им необходимо постоянно что-то трогать, двигать, переделывать, уже необходима совместная предметная деятельность со взрослым. И вполне понятно, почему предпочтение малыши оказывают тем, кто предлагает им именно такую деятельность, дает образцы предметных действий. Однако внутри ситуативно-деловой формы общения складываются необходимые условия для возникновения первых слов у ребенка. Они-то и подготавливают переход к внеситуативным формам общения. Поскольку общение в рамках внеситуативно – познавательной формы осуществляется на фоне познавательной деятельности, поскольку ведущее место здесь занимают познавательные мотивы, то есть стремление ребенка узнать, понять, усвоить. Естественно, что источником сведений об окружающей предметной действительности, компетентным, заинтересованным собеседником для него является взрослый, общение с ним, чья поддержка, постоянная помощь развивает и обогащает мышление ребенка, становится важным условием интеллектуального развития.
Основными воспитателями для ребенка являются, конечно, родители. Именно от них малыш получает первые знания о мире, учится отношению к нему. В семье закладываются основы поведения ребенка.
Но вот малыш приходит в детский сад. Тут в его жизни появляются новые взрослые, которые берут на себя ответственность за его развитие. А так же, ему приходится длительное время взаимодействовать со сверстниками, учиться общаться с ними, заниматься чем-то вместе.
В яслях все для малыша ново и не очень понятно. Во-первых, совершенно не понятно, куда делась мама, что без нее можно делать, а что нельзя, кто пожалеет и защитит от обидчика или если ты упал? И почему надо слушать тетю, ведь ты ее совершенно не знаешь? А тут еще бедного малыша начинают усиленно воспитывать и обучать.
Для того, чтобы взрослый мог организовать правильное взаимоотношение с ребенком, он должен четко представлять особенности возраста малыша. В промежутке от 1 года до 2-х особенности развития детей раннего возраста заключаются в следующем: у ребенка начинают формироваться важные и сложные функции мозга, начинает формироваться его поведение и складываться характер. Он начинает ходить без поддержки, что дает ему возможность все больше и больше исследовать окружающий мир, а так же дает возможность непосредственного общения с другими детьми. Это возраст, в котором формируются многие социальные черты, такие как сочувствие и любовь к близким.
Нарастающий интерес к познанию усиливается, и, учитывая увеличение периода бодрствования ребенка, дает ему больше возможностей и выносливости посвящать себя изучению заинтересовавшего его предмета.
Несомненно, важен факт того, что ребенок в возрасте до двух лет, начинает совершенствовать речь и понимать больше слов, путем подражания взрослым. Например, появляются первые простейшие словоформы и определения: корова – это «му-му», собачка – «гав-гав» и т.д. Постепенно ребенок начинает подражать фразам и интонациям взрослых и начинает увеличивать словарный запас.
Также в этот период ребенок начинает прислушиваться к своим внутренним ощущениям и учиться различать свое настроение и чувства.
Особенности развития детей раннего возраста в вышеописанном периоде требуют исполнения следующих рекомендаций:
Необходимо использовать игры, в процессе которых ребенок может развивать речь и навыки общения — это весьма важный процесс в развитии детей этого возраста. В процессе игры нужно использовать простую и понятную ему речь, просить его повторить за вами слова и объяснять значения сказанных им слов.
Предлагайте ребенку выбор «Ты будешь грушу или яблоко?», следует не торопить его с ответом — он должен выбирать сам.
Также важно играть в развивающие моторику игры, такие как кубики, пирамидки.
Рисуйте вместе с малышом, научите его различать цвета.
Разговаривайте с ним, но не усложняйте свою речь непонятными ему терминами. Следует задавать вопросы «Как ты себя чувствуешь?», «Тебе интересно?», «Тебе хорошо?», чтобы научить его различать свои ощущения. Не препятствуйте малышу передвигать предметы и мебель.
Также в игровой форме вы можете вместе с ним наводить порядок дома и заниматься домашними хлопотами.
Научите его распознавать мимику, это тоже можно легко сделать, используя игры.
Объясните малышу значения слова «нельзя» и его причины.
Какими же особенностями обладает малыш 2-3 лет?
Этот период связан с активным развитием нервной системы, вследствие чего ребёнок становится более подвижным, а его организм начинает более интенсивно развиваться физически. Благодаря этому в ребенке проще сформировать навыки правильного поведения. Он учится контролировать некоторые свои потребности и желания.
Нервно-психическое развитие происходит интенсивней, словарный запас малыша увеличивается гораздо быстрее, чем в предыдущие два года. Речь начинает отражать уровень его мышления, ребенок начинает использовать сложные предложения, это происходит благодаря развивающейся способности устанавливать взаимосвязь между предметами и явлениями, он начинает сравнивать их свойства и сопоставлять их, что и отражается в речевых функциях. Меняется восприятие речи окружающих, малыш понимает смысл сказанного.
Также он начинает понимать течение времени, с ним можно обсуждать уже не только данный момент, но и события прошлого и будущего времени. Он учиться определять цель «Я буду играть», «Я буду строить домик». Ребенок начинает понимать свойства и назначение многих предметов, так же различает цвета и форму предметов: «Когда темно, надо спать», «Птички летают высоко», а так же формируется представление о количестве («мало – много»).
На протяжении третьего года важно позволить ребенку наблюдать и исследовать. Если он чем-то заинтересован, следует его поддержать в этом.
Общение со сверстниками в этом возрасте — необходимая потребность, малыш начинает интересоваться другими людьми. Следует использовать ролевые игры («больница», «дочки-матери»), они способствуют приобретению социальных навыков общения.
Особенности развития детей данного возраста в вышеописанном периоде требуют исполнения следующих рекомендаций:
Не следует ограничивать пространство, в котором находится ребенок, так как обычно дети, находящиеся в одном и том же пространстве постоянно, заметно отстают в развитии.
Соблюдайте режим, и будьте твердыми в требованиях дисциплины и правилах поведения, но не переусердствуйте, давайте ребенку понять, что он окружен заботой и вашей любовью.
Помните, что игры способствуют развитию ребенка, поэтому следует как можно чаще играть с ним, правильно подыскивая игру под его настроение, которая будет учитывать его индивидуальную специфику и общие особенности развития детей раннего возраста.
Когда малыш начнет приобретать социальные навыки, следует увеличить возможность общения со сверстниками.
Подведя итоги выше изложенного, мы можем сказать, что это период характеризуется интенсивным психическим развитием. В этом возрасте у ребенка начинают развиваться чувства гордости и стыда. В ходе воспитания нужно учитывать особенности эмоционального реагирования каждого малыша. Не рекомендуется ругать его. Совершая тот или иной поступок, маленький ребенок действует не по злому умыслу, а в соответствии с доминирующими в этот момент мотивами. Резкое наказание может привести к невротизации личности. Однако этот совет нельзя воспринимать как поощрение вседозволенности. В процессе общения с детьми взрослый должен обращать внимание на то, какие его высказывания, эмоциональные проявления или действия вызывают негативные (и позитивные) переживания у ребенка. Нужно избегать негативных переживаний и стремиться к установлению теплых эмоциональных отношений с малышом. Следует помнить, что в этом возрасте у ребенка развивается идентификация с именем и самооценка. Вот почему особенно чутко следует подходить к оценке поведения ребенка. Он может сильно переживать, когда неправильно произносят его имя или негативно оценивают его деятельность. Основная задача взрослого заключается в том, чтобы у маленького ребенка сложилась положительная самооценка. Для этого надо поощрять его инициативу и максимально положительно подчеркивать его достижения.
Ранний возраст завершается так называемым кризисом трех лет. Суть его заключается в том, что у ребенка формируется образ «Я». Он переходит от называния себя в третьем лице к называнию в первом лице, при этом стремится утвердиться в разных сферах, в том числе и в повседневных действиях. Ребенок старается многие вещи делать самостоятельно («Я сам!»), поэтому желательно найти для него посильные поручения. Хорошо, если их требуется выполнять каждый день. Со временем сам, без напоминания, будет исполнять эти поручения. При этом всякий раз необходимо подчеркивать значимость малыша («Как хорошо, что ты это делаешь»), («Что бы мы без тебя делали?»). Следует поощрять самостоятельность ребенка и предоставлять ему возможность самому выполнять некоторые действия, например, застегивать пуговицы и надевать штанишки. Обычно на это уходит очень много времени, ребенок не укладывается в срок, определенный взрослым, что может приводить к конфликтам, но их следует избегать.
Очень часто взрослый сталкивается с такими проявлениями детского поведения, как упрямство и негативизм. Обычно они адресованы тем взрослым, которые непосредственно взаимодействуют с ребенком. За этим проявлением стоит стремление ребенка отделиться от взрослого, что достигается за счет противопоставления взрослому. В эти моменты особенно важно не вступать в чрезмерные конфликтные отношения с ребенком, проявлять терпение, спокойно и позитивно взаимодействовать с ним, несмотря на его негативные проявления.
Учитывая все, сказанное выше воспитатели групп раннего возраста стараются строить педагогический процесс максимально комфортно для ребенка, учитывая его потребности. В наш детский сад приходят дети и несмотря на одинаковый возраст, они очень разные. Для того чтобы выявить уровень развития каждого ребенка мы проводим диагностику. На основании наблюдений за поведением ребенка, его взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, анализа карты адаптации, результатов оценки развивающей среды и строится работа.
Основная задача - выявлять индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить, при необходимости, индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального развития потенциала детской личности.
Анализ детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.
И все начинается с построения развивающей среды. Организация предметно-развивающей среды в группе построена с учетом ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Основными характеристиками развивающей среды в групповой комнате являются комфортность и безопасность. Все пространство предметно - развивающей среды наших групп безопасно соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности. Мы понимаем, что чем ближе интерьер группы будет приближен к домашней обстановке, тем быстрее ребенок адаптируется.
Именно поэтому в группе все зоны спланированы так, что каждый ребенок может найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния. Пространство в группе трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Малыши этого возраста должны много двигаться. Для этого мы наполнили группу различными предметами: игрушками-двигателями, предметами, которые побуждают детей ползать, перешагивать, пролезать. Но прежде, чем ребенок это сделает самостоятельно, мы показываем способы действия, делаем вместе с детьми. Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны, и пригодны для использования в разных видах детской активности. В наших группах раннего возраста много различных дидактических материалов. Часть пособий сделаны руками воспитателей. Например: «дидактический коврик», он включает в себя различные действия: заплести косичку, расстегнуть пуговицу, зашнуровать ботиночек, потрогать мешочки с разными наполнителями, погладить гладкую и шершавую поверхность.
Малышам в яслях приходить учиться буквально всему: и правильно держать ложку, карандаш, кисточку, и одеваться, и мыть руки, и сидеть за столом, и слушать сказки, и еще многому, многому. Обучение происходит непрерывно, но дети не должны замечать, что их все время чему-то учат. Для этого воспитатели создают такие ситуации, в которых ребенок сам бы захотел что-то узнать, сделать, чему-то научиться.
Большое значение в жизни детей любого возраста является игра. Через игру, ребенок учится понимать, называть цвета, узнавать какими бывают формы, как говорят разные животные и как они называются и многое другое. Для игровой деятельности в группе созданы все условия Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную активность детей, таким образом, развивающая среда группы является вариативной
Анализируя особенности работы с детьми данного возраста в условиях освоения ФГОС ДО, нельзя не сказать о трудностях, возникающих в работе с детьми раннего возраста. В первую очередь - это отсутствие литературы соответствующей данному возрасту. Очень сложно на современном этапе строится работа с родителями. Родители зачастую даже не представляют, какая это огромная, могучая и действенная сила - их родительская любовь.
Для многих детский сад это лишь удобный случай освободиться на время от забот о своем ребенке. Очень многие родители достаточно длительный период проводят на работе, занимаясь бизнесом, ставя его на приоритетное место. Также возраст родителей помолодел и очень часто воспитанием детей занимаются бабушки и дедушки.
Но мы четко понимаем, что главной идеей стандартов нового поколения является конкурентоспособность и востребованность, как педагогов, так и всего учреждения в целом. Поэтому обеспечение выполнения ФГОС является главным направлением работы всех специалистов, и приоритетной задачей нашего учреждения.
Казалось бы, всем известна истина: дети наше будущее. Но давайте вникнем в эту мысль поглубже. Ведь и в самом деле будущее. Потому что от того, каким вырастут ваш ребенок и ребенок ваших друзей, и ваших сослуживцев, и знакомых, и соседей, именно от этого зависит, каким станет завтрашний день нашего общества. В воспитании нет мелочей. В нем все имеет смысл и приносит далекие по времени отзвуки и последствия. Задумайтесь над этим во имя любви и уважения к вашим детям. Если вы сумеете это сделать, они отблагодарят вас такой же любовью и таким же уважением.
Список литературы:
- Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов/Под ред. Т. И. Оверчук. – С-Пб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
- Выготский Л.с. Собр.соч.: В6 т. Т. 4. Статьи: «Кризис 3 лет», «Младенческий возраст», «Ранний возраст». М.,1992.
- Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет: Учеб. -метод. пособие для дошкольно образовательных учреждений и семейного воспитания / Г. Г. Григорьева и др. – М. : Просвещение, 2003. – 253 с.
- Павлова Л. Н. , Волосова Е. Б, Пилюгина Э. Г. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 152 с.
- Печора К. Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. для воспитателя дет. сада/К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. – М. : Просвещение, 1986. – 144 с. : ил.
- Смирнова Е. О. , Галигузова Л. Н. , Мещерякова С. Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. – М: Мозаика-Синтез, 2007. – 160 с.
- Теплюк С. Н. , Лямина Г. М. , Зацепина М. Б. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2007. – 112 с.
- Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac21.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателя группы раннего возраста "Особенности работы с детьми раннего возраста".
Дети раннего возраста требуют особой заботы и внимания. Воспитателю на группе необходимо заменить маленькому ребенку маму, чтобы ребенок быстрее адаптировался к новым условиям....
Особенности работы с детьми раннего возраста по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Материал позволяет вести постоянную работу с детьми групп раннего возраста детского сада по профилактике дорожно-транспортного травматизма. В материале рассматривается как работа с детьми так и и рабо...
Особенности работы с детьми раннего возраста ( из опыта работы)
Ранний возраст является важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Занятия с малышами требуют особого подхода, не каждый специалист облада...
Особенности работы с детьми раннего возраста.
Дети, дети, дети.…Как бы ни был занят человек, если у него есть дети, значит, у него есть и заботы. Самые разные. Но прежде всего о здоровье и воспитании. И это, если вникнуть, главное, ч...
Сценарий регионального научно – практического семинара «Реализация регионального краеведческого компонента в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Сценарий регионального семинара по краеведению...
Особенности работы с детьми раннего возраста
Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от...