Развитие речи ребенка 3-4 лет: отклонения и норма
статья (младшая группа)

Ильичева Ольга Евгеньевна

Все дети разные. Скорее всего, вы не раз это слышали, но когда дело касается возрастных норм, как-то спокойнее, если ваш ребёнок развивается “как все”, а ещё лучше, с опережением. Но так бывает не всегда, особенно с речью. Задержка речевого развития — это то, чего боятся многие родители. Ребёнок не говорит в 1, 2, 3 года — как понять, нормально ли это и что делать?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_3-4.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:


Все дети разные. Скорее всего, вы не раз это слышали, но когда дело касается возрастных норм, как-то спокойнее, если ваш ребёнок развивается “как все”, а ещё лучше, с опережением. Но так бывает не всегда, особенно с речью. Задержка речевого развития — это то, чего боятся многие родители. Ребёнок не говорит в 1, 2, 3 года — как понять, нормально ли это и что делать? Есть три простых вопроса, на которые нужно найти ответы: слух, коммуникация, предыдущие этапы речевого развития.

1. Проверяем слух
Реагирует ли малыш на громкие звуки? Слышит ли он, если тихонечко пошуршать или попищать игрушками недалеко от него?

2. Проверяем коммуникативные навыки
Обращает ли ребёнок внимание на других людей, игрушки, вовлекается ли в активности? Для детей от 12 месяцев — есть ли у ребёнка жесты (да, нет, дай, пока)? Для детей 12-18 месяцев — понимает ли простые просьбы (покажи глазки, дай игрушку)?

3. Проверяем этапы речевого развития
Речь каждого малыша проходит определённые этапы:
• 0-6 месяцев: гуление
• 6-12 месяцев: лепет
• 12-18 месяцев: первые слова
• 18-24 месяца: первые словосочетания
• 24-26 месяцев: фразы и предложения

Если на предыдущих этапах проблем не было, то, скорее всего, волноваться не о чем. Нужно просто немного помочь малышу — стимулировать его общаться, развивать моторику и артикуляцию, работать над пониманием речи.

Когда обращаться к специалистам?
1. Если у вас есть любые сомнения, что малыш слышит/понимает обращённую к нему речь.
2. Если при беременности/родах были осложнения.
3. Если ребёнок начинал говорить, но почему-то перестал.
4. Если ребёнку 4 года, и он всё ещё не говорит.

Но это редкие ситуации. Чаще всего, проблема звучит так — может, но не хочет.
Может, но не говорит. Почему?

1. Важнейшее звено в речи — мотив. Даже не умея говорить, ребёнок желает быть понятым и старается выразить себя разными способами, в том числе, и звуками. Бывает, что у ребёнка мало мотивации говорить — его понимают и без слов. Он прекрасно обходится звуками и жестами.
2. Постоянный звуковой фон дома. Включенные телевизор и радио создают неразборчивый речевой фон, из которого малыш не может вычленить отдельные слова.
3. Мало общения со взрослыми. Эмоциональная связь с мамой — это очень важно для полноценного психического и речевого развития. Ребёнку важно иметь контакт “глаза в глаза”, видеть мимику взрослого, эмоционально откликаться на различные интонации.
4. Незрелость речевого аппарата. Это может быть индивидуальная особенность маленького человека, и ему потребуется больше времени и усилий, чтобы заговорить членораздельно.

Характерные особенности развития речи детей в 3 – 4 года


1. Ребенок 3х лет практически не допускает аграмматизмов в речи.
2. Почти не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов.
3. Связь слов в предложении выражена с помощью окончаний и предлогов. Ребенок начинает употреблять союзы и использует почти все основные части речи.
4. Правильно применяет приставочные глаголы – приехал, уехал, выехал и т.п.
5. Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме. В речи ребенка практически отсутствуют шипящие и сонорные звуки, но твердые и мягкие дифференцируются большинством детей.
6. Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных детьми могут произноситься искаженно.
7. В словарном запасе появляются не только слова чисто бытовой тематики, а уже встречаются слова оценочного значения, слова-обобщения (теперь не тарелка и ложка, а посуда, а так же одежда, игрушки и пр.), синонимы (весёлый, радостный). Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями.
8. Появляется словотворчество – ребёнок пробует сам образовывать нужные ему слова (кататься на карусели – каруселиться, копаем лопаткой, значит она - копатка). 
9. Замечает неправильное произношение в речи других детей, даже если сам эти звуки произносит неправильно.
10. Если у ребёнка сформировано положительное отношение к книгам, то он любит слушать знакомые сказки и стихи. Хорошо запоминает текст и практически дословно воспроизводит его, хотя свободно пересказать своими словами сказку он еще не может.
11. Ребенок хорошо понимает содержание несложных сюжетных картинок.


Нормы речевого развития детей 3 – 4 лет


Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 3 - 4 лет.
1. Ребёнок должен знать и проговаривать собственные имя, отчество и фамилию.
2. Называть имена близких родственников и друзей.
3. Воспринимать образы и описывать увиденную ситуацию.
4. Говорить простыми предложениями, постепенно переходя на более сложные.
5. Распределять в своей речи предметы по группам: посуда (сковорода, стакан, тарелка, чашка), одежда (платье, куртка, юбка, штаны).
6. Находить признаки предмета: окно прозрачное, стул деревянный, лимон кислый.
7. Называть действия: мальчик ест, кошка мяукает, дети кричат.
8. Точно повторять услышанное, пересказывать (допуская непоследовательность).
9. Разговаривать громко и тихо.

Отклонения в речевом развитии ребёнка 3 – 4 лет.
Вас должны насторожить следующие показатели:
1. Ребёнок часто проявляет беспокойство, раскачивает туловище из стороны в сторону. 
2. Наблюдается сильное течение слюны.
3. Говорит слишком быстро («взахлёб») или медленно (словно нарочито растягивая слова).
4. Речь ребёнка не разборчива.
5. Нет элементарных предложений с подлежащими, сказуемыми, дополнениями.
6. Не выполняет простые словесные команды (открой шкаф и возьми книгу, пойди на кухню и принеси чашку и т.п.).
7. Не играет с другими детьми или не кормит куклу из тарелки, а ставит куклу в тарелку и т.д.
8. Говорит «ма» вместо «мама» или относит слово «мама» к другим лицам. Вместо «девочка» говорит «де», «зайчик» - «за», «иди» - «ди», «смотри» - «апи». 
9. Употребляет слова-фрагменты, т.е. такие в которых сохранены только части слова: «ако» - «молоко», «дека» - «девочка».
10. "Глотает" окончания слов.
11. Произносит фразы исключительно из книг или мультфильмов.
12. Не строит собственные предложения, только повторяя фразы за взрослыми.


Методы развития.


Приведенные ниже рекомендации помогут родителям развить и улучшить речевые навыки детей. Данные приёмы просты и эффективны, их нетрудно освоить самостоятельно.
1. Постепенно увеличивайте словарный запас ребенка. Учите с ним новое слово и закрепляйте его в лексиконе на протяжении нескольких дней.
2. Общайтесь на разные темы, доступные возрасту ребёнка.
3. Знакомьте ребёнка с новыми предметами и явлениями и их характеристиками, рассказывайте что и как, зачем и почему происходит.
4. Говорите не только как называются сами предметы, но и их составные части (платье – воротник, рукава, карман, пояс…).
5. Обращайте внимание на правильность произносимых слов. Поправляйте ребёнка корректно.
6. Обучайте ребёнка говорить правильные окончания в словах.
7. Знакомьте с предлогами и учите правильно их употреблять.
8. Читая сказку, уделяйте внимание голосу, интонации, тембру, выразительности. 
9. Рассматривайте и комментируйте картинки в книгах, задавайте вопросы к ним.
10. Рассказывайте на прогулке обо всём, что видите.
11. Спрашивайте о прошедшем дне, услышанной истории, просмотренном мультике. Обсуждайте героев сказок, сюжет. Задавайте наводящие вопросы.
12. Читайте стихи, отгадывайте загадки, пойте песенки.
13. Не забывайте о мелкой моторике, работайте с мелкими деталями (пазлы, конструктор, песок, глина, пластилин). Научитесь завязывать шнурки, застегивать пуговицы.
14. Играйте в словесные игры: «Кто говорит?», «Что где лежит?», «Это съедобное или нет?», «Чем отличаются предметы?», «Опиши предмет», «Какой, какая, какое» и т.д. (см. приложение).
15. При любых успехах и достижениях не забывайте хвалить и поощрять ребёнка.

Речевые игры.


«Кто как разговаривает?»
Цель: расширение словарного запаса.
Ход игры: родитель называет животное, ребёнок отвечает, как то или иное животное подаёт голос:
Корова мычит
Тигр рычит
Змея шипит
Комар пищит
Собака лает
Волк воет
Утка крякает
Свинья хрюкает
Вариант 2. Родитель спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.
Можно играть с мячом.

«Что где лежит?»
Цель: расширение словарного запаса, ориентировка в пространстве.
Ход игры: родитель называет предмет и предлагает ребёнку ответить, куда его можно положить. 
- Мама принесла хлеб и положила его в … (хлебницу).
- Маша насыпала сахар … Куда? (В сахарницу).
- Вова вымыл руки и положил мыло ...Куда? (В мыльницу).

«Это съедобное или нет?»
Цель: расширить словарный запас, тренировать речевое внимание.
Ход игры: родитель бросает ребенку мяч и называет любое слово (существительное), ребенок должен решить: поймать его (значит съесть) или нет. 

«Чем отличаются предметы?»
Цель: учить различать предметы по характерным признакам, расширять словарный запас.
Ход игры: родитель предлагает рассмотреть две игрушки (сначала разные, потом всё более похожие). Ребенок перечисляет отличия.
Два медведя, один большой черный, другой маленький коричневый. 
- Назови, кто это и чем они отличаются.
- Это медведи. Один медведь большой и черный, а второй маленький и коричневый.

«Опиши предмет»
Цель: расширять словарный запас, развивать логическое мышление.
Ход игры: родитель предлагает ребенку описать какой-либо знакомый ему предмет. Сначала используются предметы, находящиеся перед глазами ребёнка (игрушки, мебель, одежда). В ходе игры родитель учит ребёнка давать развернутую характеристику предмета (сначала называем класс предмета, его составные части, потом форму, цвет, размер, материал, функции предмета). Необходимо использовать предметы и слова, доступные пониманию ребёнка, наглядно демонстрировать всё, о чём рассказывается. Задавать наводящие вопросы, помогать (в случае затруднения) с ответом. Игру можно организовать в форме сказки.
СКАЗКА О СТУЛЕ
Жил-был стул. Это был совсем старый стул. Вместе с другими стульями он стоял около стола. Однажды мимо проезжал зайка на детской машинке. Он ехал так неосторожно, что стукнулся о ножку стула. Потерев шишку на голове, малыш возмутился: «Ты кто? Чего ты дерешься?»
«Я - мебель, - ответил стул, - и вовсе я не дерусь! Это ты о мою ножку стукнулся». «Ничего себе ножка! Целый столб! Да еще и не один!» — воскликнул зайка. «Конечно, - ответил стул, - у меня их целых четыре штуки».
«А зачем тебе столько ножек? - поинтересовался зайчик, - ты же не ходишь!» «Да, к сожалению, я не хожу, - грустно согласился стул, — но мне надо крепко стоять на ногах, чтобы люди, которые на меня садятся, не падали». «Гляди-ка! - изумился заяц, - на тебя еще и садятся?» «Конечно, ведь для этого я и нужен, - важно пояснил стул, - у меня есть широкое сиденье, на котором удобно сидеть, и высокая спинка, чтобы не упасть». «Вот ты какой полезный, - восхитился зайка. - А я думал, что ты как стол, только меньше. Ведь Ваня всегда кладет на тебя игрушки или книжки. А Ванина мама забирается на тебя с ногами, когда ей надо достать что-нибудь с верхней полки. А ты, оказывается, такой же, как кресло и табурет, ведь на них тоже сидят!»

«Какой, какая, какое»
Цель: расширять словарный запас.
Ход игры: родитель предлагает ребёнку поиграть со словами.
- Я назову предмет, а ты скажи какой он.
- Яблоко какое?
- Круглое, красное, большое, вкусное и т.д.
Сначала используются предметы, находящиеся перед глазами ребёнка (игрушки, мебель, одежда). Взрослый задает наводящие вопросы.
Речь и мышление тесно связаны. Развивая речь малыша, вы закладываете базу его будущих успехов. В садике, школе, работе и личных отношениях люди тянутся к тому, кто умеет донести свою точку зрения, рассказать историю интересно, передать мысли и эмоции словами. Всё это — приобретённые способности. Позаботьтесь о будущем своего малыша, и он обязательно скажет вам: “Спасибо, мама!”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Норма развития речи ребенка

Норма развития речи ребенка от 1 года до 7 лет1 год - 1 год 6 месяцев.Говорит отдельными словами, имеющими значение предложений. В конце периода появляются двухсловные предложения. Отдельные слова и п...

Консультация Развитие речи ребенка в норме

   Правильное звукопроизношение формируется у ребенка в основном к четырем-пяти годам. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного языка должно быть закончено в до...

Статья - Нормы развития речи ребенка в средней группе

Эта статья поможет воспитателям оценить уровень развития речи ребенка в средней группе...

Развитие речи ребенка 3-4 лет: особенности, нормы, диагностика, профилактика нарушений

Статья, об особенностях речи детей 3-4 лет. Полезна будет для родителей и поможет сориентироваться в нормах развития речи детей этого возрата....

Консультация для родителей «Ознакомление родителей с развитием речи ребенка раннего возраста в онтогенезе (норма и «группа риска»)»

Ознакомление родителей с развитием речи ребенка раннего возраста в онтогенезе (норма и «группа риска»)...

Нормы развития речи ребенка от рождения до школы

Существуют нормы речевого развития, с помощью которых можно отследить формирование языковых навыков у своего ребенка....

«Нормы развитие речи ребенка 3-4 лет»

Для нормального речевого развития ребёнка общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, телевизор, маг...