Причины отклонений в речевом развитии
презентация к уроку (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Романова Ирина Викторовна

В материале приводятся факторы, которые могут стать причиной отклонений в речевом развитии ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Почему у ребенка нарушается развитие речи?

Воздействие на организм внешнего или внутреннего тератогенного (неблагоприятного, повреждающего) фактора является причиной отклонений в развитии речи.

В зависимости от времени воздействия патогенных факторов выделяют перинатальную (внутриутробную), натальную (повреждение при родах), постнатальную (воздействие различных неблагоприятных факторов после рождения) патологию.

В перинатальный период развития на организм будущего ребенка могут воздействовать следующие тератогенные факторы:

  • наследственные (генные и хромосомные заболевания);
  • гипоксические (внутриутробная гипоксия — кислородное голодание);
  • травматические (внутричерепные кровоизлияния);
  • биологические (влияние вирусов, бактерий, простейших);
  • заболевания матери во время беременности (острые и хронические).

Острые заболевания чаще всего бывают инфекционными, в том числе ОРВИ, грипп, «детские инфекции», листериоз, токсоплазмоз, сифилис.

Среди хронических заболеваний наиболее опасны для развивающегося организма эндокринные заболевания матери (сахарный диабет, гипотериоз и др.);

  • химические факторы (бесконтрольный прием лекарственных препаратов, влияние алкоголя, никотина, наркотических препаратов, экологическое состояние окружающей среды, гипо и гипервитаминозы, авитаминоз, недостаток микроэлементов);
  • радиоактивное облучение;
  • иммунологическая несовместимость по К.Н и антигенам крови матери и плода;
  • социально-психологические.

При внутриутробных поражениях мозга исследователи отмечают наиболее тяжелые речевые нарушения, которые нередко сочетаются с сенсорными и интеллектуальными нарушениями и с патологиями опорно-двигательного аппарата.

В момент родов на плод воздействуют следующие тератогенные факторы:

  • асфиксия (кислородное голодание плода в момент родов);
  • травматические (родовая травма, акушерско-гинекологическая патология).

В постнатальный период развития ребенка возможно влияние следующих тератогенных факторов:

  • наследственных, проявляющихся в период становления речи;
  • травматических (открытые и закрытые черепно-мозговые травмы);
  • биологических;
  • ослабленного соматического состояния ребенка;
  • химических;
  • социально-психологических.

Вредоносные факторы

Вероятные формы речевой патологии

ПЕРИНАТАЛЬНЫЕ

Внутриутробная гипоксия

нарушения речи коркового генеза (алалия, дизартрия), (задержка речевого развития)

Внутричерепное кровоизлияние, обусловленное слабостью сосудистых стенок

алалия (моторная или сенсорная), дизартрия, неврозоподобное заикание.

Воздействие вирусов

Внутриутробный менингоэнцефалит и замедление скорости деления клеток мозга

Химические факторы

Бесконтрольный прием лекарственных препаратов (сульфаниламидов, антибиотиков, гормональных препаратов)

Прием препаратов группы кортизонов, а также перенасыщение организма плода витамином А

речевая патология коркового генеза

врожденная расщелина нёба

Иммунологическая несовместимость крови матери и плода по КН

Нарушения слуха и подкорковые дизартрии

НАТАЛЬНЫЕ

асфиксия или внутричерепная родовая травма

отставание в психо-речевом развитии

ПОСТНАТАЛЬНЫЕ

наследственных, проявляющихся в период становления речи

заикание; ринолалия, механической дислалия, алалии, дисграфия, дислексия

Травматизация (черепно-мозговая травма), произошедшая до трехлетнего возраста, при которой пострадали клетки коры головного мозга;

травматизации в дошкольном возрасте;

поражение клеток подкорково-корковых областей, а также двигательных корково-ядерных путей, ядер, корешков и периферических отделов отдельных черепно-мозговых нервов

Алалия,

афазия

дизартрия

нейроинфекция в виде менингитов и энцефалитов

локальное недоразвитие моторной или сенсомоторной функции речи

Комплексное взаимодействие химических тератогенных факторов и соматических заболеваний

отставание психоречевого развития

неправильное воспитание в семье либо в условиях несемейного воспитания у детей наблюдается психическая депривация

речевой негативизм и нарушение коммуникативной функции речи.

длительные психотравмирующие ситуации в семье

заикание

Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста

Родители смогут узнать о причинах речевых нарушений у детей дошкольного возраста....

Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста

В статье раскрываются наиболее частые  причины  отклонений в речевом развитии у детей и дается краткая характеристика основных видов нарушений, встречающихся в дошкольном возрасте....

Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста

Речь является важнейшей психической функцией, присущей только человеку. Нарушения речи – это собирательный термин для обозначения различных отклонений в речевом развитии. У детей ...

Консультация для педагогов: "Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста"

Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, перед...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Виды и причины отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста».

Семинар-практикум для педагогов ДОУ."Педагогический калейдоскоп"Презентация "Виды и причины отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста" с конкурсом Блиц для педагогов...