Причины отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста
консультация по логопедии на тему
Родители смогут узнать о причинах речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny_otkloneniy_v_rechevom_razvitii.docx | 20.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Причины отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста
Под причиной нарушений речи в логопедии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть. Таким образом, существует две группы причин, приводящим к нарушениям речи: внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные).
Внутренние (эндогенные) причины речевых нарушений
Ребенок еще не родился и даже не запланирован, а разного рода неблагоприятные факторы уже могут полным ходом «работать» на его речевую и иную патологию. Это объясняется тем, что на состояние здоровья и речи будущего ребенка большое влияние могут оказать следующие неблагоприятные факторы: (До беременности)
- Наследственность (по наследству могут передаваться некоторые особенности нервно – психического склада родителей, а также особенности строения периферического и центрального отделов речевого аппарата);
- Профессиональные вредности, действующие очень массивно или в течение продолжительного времени( наличие радиационного излучения, работа с химически активными веществами, в условиях повышенных вибрационных нагрузок и т.п);
- Наркомания;
- Алкоголизм и курение;
- Искусственное прерывание предшествующих беременностей;
- Другие вредные факторы, действие которых приводит к физическому и нервно – психическому истощению будущих родителей.
Во внутриутробном развитии (Во время беременности) выделяют следующие факторы:
- Токсикозы первой или второй половины беременности;
- Острые и хронические заболевания матери во время беременности такие как (грипп, краснуха, почечная и сердечная недостаточность), эндокринные расстройства);
- Резус – конфликт матери и ребенка;
- Падения и ушибы (особенно в области живота);
- Профессиональные вредности продолжающие действовать и во время беременности;
- Тяжелые физические нагрузки и работа в ночную смену;
- Курения, алкоголь, наркотики во время беременности;
- Стрессовые ситуации, связанные например с распадом семьи, смертью близких родственников и т.п.;
- Не доведение до конца попытки прерывания данной беременности, неизбежно нарушающие весь дальнейший ход нормально внутриутробного развития плода.
Научные исследования доказали, что у курящих матерей рождаются дети со снижением объема легких на 5%, а вес снижен на 70 – 140 граммов. Если мать курила до 10 сигарет в день, то коэффициент интеллекта у ребенка на 9 пунктов ниже, поскольку табак уменьшает поступление кислорода и питательных веществ и тем самым отрицательно влияет на развитие мозга.
Любые нарушения внутриутробного развития плода как бы заранее программируют и осложненное протекание родов. (Во время родов)
- Гипоксия (кислородное голодание);
- Родовые травмы (местное повреждение плода, вызванное механическим воздействием непосредственно на плод во время родов).
В период раннего развития ребенка на формирование его речи неблагоприятно могут сказаться следующие обстоятельства:
(После родов):
- Травмы головы, сотрясения и ушибы головного мозга;
- Воспалительные заболевания головного мозга (менингит, менингоэнцефалит);
- Недолеченные воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к снижению или полной потере слуха;
- Приобретенные до сформирования речи повреждения отдела речевого аппарата (приобретенные аномалии в строении челюстей и зубов как результат травм, постоянного сосания пальца);
Внешние (экзогенные) причины речевых нарушений
Речь ребёнка нарушается и задерживается в отсутствие эмоционального положительногообщения.
Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечеткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь в своейосновеподражание.
Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье). Это задерживает развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребёнка, психогенные речевые расстройства: мутизм (полный отказ от речевого общения), невротическое заикание.
Также влияет общая физическая слабость организма, незрелость, обусловленная недоношенностью, рахит. Различные нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста
В статье раскрываются наиболее частые причины отклонений в речевом развитии у детей и дается краткая характеристика основных видов нарушений, встречающихся в дошкольном возрасте....
Консультация «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста».
Консультация для родителей...
Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста
Речь является важнейшей психической функцией, присущей только человеку. Нарушения речи – это собирательный термин для обозначения различных отклонений в речевом развитии. У детей ...
Консультация для педагогов: "Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста"
Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, перед...
Консультация для родителей на тему: "Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста"
Методическая разработка учителя-логопеда ДОУ...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Виды и причины отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста».
Семинар-практикум для педагогов ДОУ."Педагогический калейдоскоп"Презентация "Виды и причины отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста" с конкурсом Блиц для педагогов...
Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста
Поговорим о причинах и видах нарушения речи...