Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Виды и причины отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста».
презентация к уроку по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Павлова Марина Сергеевна

Семинар-практикум для педагогов ДОУ.

"Педагогический калейдоскоп"

Презентация "Виды и причины отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста" с конкурсом Блиц для педагогов.

Цель: систематизация и углубление знаний педагогов о причинах и видах отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста, практического освоения приёмами педагогической работы по их коррекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_i_vidy_rechevyh_narusheniy.pptx972.14 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виды нарушений речи у детей и причины их возникновения Консультация учителя - логопеда Павловой М.С. для педагогов ДОУ

Слайд 2

Нарушение речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде. Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями: они не соответствуют возрасту говорящего; не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка; связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи; носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают; часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка; требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера.

Слайд 3

Схема развития речи ребёнка 1 год жизни Повторяет за окружающими слоги, говорит ма-ма , да-да, ба-ба . Произносит 5-6 лепетных слов. Копирует интонацию, воспроизводит мелодическую схему знакомых фраз. Голосом выражает свои потребности. Отвечает действиями на словесные просьбы.

Слайд 4

Схема развития речи ребёнка Второй год жизни Узнаёт имена и названия предметов. Понимает слова «здесь», «сейчас». Понимает обращённую речь. Говорит 50-70 слов; более половины употребляемых слов – существительные. Начинает произносить двух - и трёхсложные предложения. Появляются личные местоимения.

Слайд 5

Схема развития речи ребёнка Третий год жизни Ребёнок оперирует развёрнутыми фразами. Понимает обиходную речь и содержание сказок. Активно общается с окружающими при помощи речи. Объём словаря – 250-700 слов.

Слайд 6

Схема развития речи ребёнка С 3 до 5 лет У ребёнка увеличивается словарный запас: 4 года – 1500 – 2000 слов, 5 лет – 3000 слов. Он использует в речи простые, распространённые и некоторые виды сложных предложений. Понимает и может сам образовывать новые слова.

Слайд 7

Схема развития речи ребёнка С 6 до 7 лет Словарный запас у ребёнка 6 лет – 3, 5 тыс. слов. Произношение полностью сформировано. Ребёнок свободно общается. Умеет выражать свои мысли. Высокая речевая активность.

Слайд 8

Клинико – педагогическая классификация нарушений речи Нарушение устной речи Нарушение письменной речи фонационного (внешнего) оформления высказывания, т.е. нарушения произносительной стороны речи. структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, т.е. системные или полиморфные нарушениями речи. дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения. дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.

Слайд 9

Нарушения устной речи (расстройство фонационного оформления высказывания) Дисфония (афония) Брадилалия Тахилалия Заикание Дислалия Дизартрия Ринолалия

Слайд 10

Нарушения устной речи (расстройство фонационного оформления высказывания) - афония, дисфония – отсутствие или нарушение голоса; - брадилалия – патологически замедленный темп речи; - тахилалия – патологически убыстренный темп речи; - заикание – нарушение темпо – ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата; - дислалия – нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата; - дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата; - ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизнесения , обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Слайд 11

Нарушения устной речи (нарушения структурно – семантического (внутреннего) оформления высказывания) Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Афазия – полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Слайд 12

Нарушение письменной речи Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв, в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова, в аграмматизме и искажении понимания прочитанного. Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений.

Слайд 13

ЗРР - задержка речевого развития – отставание речевого развития ребенка от возрастной нормы в возрасте до 4 лет Задержка в развитии речи (ЗРР) отражается на формировании всей психики ребенка. Она затрудняет общение ребенка с окружающими, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на эмоционально-волевую сферу. Задержка в развитии речи у детей требует обязательной логопедической коррекции. Если у ребенка к 2,5 годам не появилась речь необходимо обратиться за консультацией к логопеду, невропатологу. Занятия важно начинать как можно раньше и не ждать возрастного рубежа 4-х лет.

Слайд 14

ОНР - общее недоразвитие речи ОНР – это такое нарушение речи, которое при нормальном слухе и интеллекте резко задерживает формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. У всех детей с общим недоразвитием речи (ОНР) всегда отмечаются: нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха (фонематический слух отличается от обычного, физического, возможностью воспринимать, дифференцировать и выделять фонемы родного языка), выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи. Совокупность перечисленных нарушений служит серьезным препятствием в овладении программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.

Слайд 15

Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранности иннервации речевого аппарата Дислалия подразделяется на два вида: органическую - вызванную органическими дефектами периферического речевого аппарата: изменения в строении челюстей; укорочение подъязычной связки (уздечки); неправильное строение нёба (слишком высокое, наоборот низкое, плоское и т.д.) функциональную - выражающуюся в неправильном звукопроизношении, при котором дефектов в строении артикуляционного аппарата нет. При органической дислалии коррекцию дефектов периферического речевого аппарата (исправление прикуса, зубного ряда, "подрезание уздечки" и т.д.) проводит врач ортодонт , стоматолог. Коррекцию звукопроизношения проводит логопед.

Слайд 16

Дизартрия Дизартрия - нарушение звукопроизношения, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Основные проявления дизартрии: расстройство артикуляции звуков нарушение голосообразования изменение темпа и ритма речи изменение интонации. Вышеперечисленные признаки дизартрии проявляются в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения в центральной или периферической нервной системе, от тяжести нарушения, от времени возникновения дефекта. Работа по коррекции речи при дизартрии длительная и требует тесного сотрудничества логопеда и родителей.

Слайд 17

ЗАИКАНИЕ Заикание — судорогоподобные движения артикуляционной и гортанной мускулатур, возникающих чаще вначале речи (реже в середине), в результате которых пациент вынужден задерживаться на каком-либо звуке (группе звуков). Данные симптомы заикания весьма схожи с клоническими и тоническими судорогами. При клоническом заикании наблюдается повторное образование слов, слогов и звуков. Тоническое заикание не позволяет пациенту сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к артикуляции другого звука. Выделяют невротическую и неврозоподобную формы заикания. Невротическое заикание возникает у здоровых детей, как результат стрессов и неврозов. Неврозоподобное заикание свойственно детям с заболеваниями нервной системы (как наследственными, так и приобретенными).

Слайд 18

ЗПР - задержка психического развития Характерные признаки задержки психического развития: ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем низкий уровень познавательной активности недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения более низкая работоспособность по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста к приему и переработке информации.

Слайд 19

Психолого – педагогическая классификация нарушений речи Нарушения средств общения Нарушения в применении средств общения Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) Фонетико – фонематическое недоразвитие речи ( ФФНР ) Общее недоразвитие речи (ОНР I , II , III и IV уровня). Заикание

Слайд 20

Причины возникновения речевых нарушений Органические - приводящие к нарушению механизмов в центральном или периферическом речевом аппарате. Функциональные - нарушающие нормальную работу речевого аппарата.

Слайд 21

Органические причины Внутриутробная патология, приводящая к нарушению развития плода: внутриутробная гипоксия плода, вирусные заболевания, перенесённые матерью в период беременности, несовместимость крови матери и плода, нарушения сроков вынашивания плода, курение, приём алкоголя и наркотических веществ, приём лекарственных препаратов, профессиональные вредности, стрессовые состояния матери во время беременности, травмы, наследственные факторы. Поводом для волнений может стать родовая травма и асфиксия во время родов, патологическое течение родов, различные заболевания в первые годы жизни ребёнка (травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга).

Слайд 22

Функциональные причины 1. Неблагоприятные социально – бытовые условия жизни ребёнка. 2. Соматическая ослабленность . 3. Психологические травмы. 4. Подражание речи окружающих людей.

Слайд 23

Требования к речи педагога 1. Инструкция к заданию должна быть лаконичной, конкретной. 2. Фраза должна быть краткой, лаконичной, понятной детям. 4. Речь взрослого должна быть эмоциональной, чёткой, интонационно выраженной. 5. Тон должен быть доброжелательным, спокойным, мягким. 3. Необходимо избегать ненужных слов и слов- «сорняков». 7. Речь должна быть грамматически безупречна. 6. Словарь педагога должен быть богатым и точным.

Слайд 24

Конкурс «Блиц» мышление, память, восприятие, внимание, ориентировка в пространстве и во времени 1. Назовите интеллектуальные функции

Слайд 25

Конкурс «Блиц» С 5 лет 2. С какого возраста необходимо исправлять речь детей?

Слайд 26

Конкурс «Блиц» Зонды 3. Как называются инструменты логопеда?

Слайд 27

Конкурс «Блиц» Ь, Ъ 4. Буквы, которые не составляют звука

Слайд 28

Конкурс «Блиц» речевой аппарат 5. Система органов, принимающих участие в образовании звуков речи

Слайд 29

Конкурс «Блиц» Родительское собрание 6. Сбор родителей для решения педагогических проблем

Слайд 30

Конкурс «Блиц» Язык 7. Какой главный артикуляционный орган у человека?

Слайд 31

Конкурс «Блиц» пять 8. Сколько звуков в слове «деньги»?

Слайд 32

Конкурс «Блиц» красным 9. Каким цветом обозначаем гласные звуки?

Слайд 33

Конкурс «Блиц» согласный, твёрдый, звонкий, непарный 10. Дайте характеристику звуку «Р»

Слайд 34

Конкурс «Блиц» Артикуляционная 11. Как называется гимнастика для языка?

Слайд 35

Конкурс «Блиц» обрабатывать инструменты 12. Зачем логопеду нужен спирт?

Слайд 36

Конкурс «Блиц» 6 13. Сколько всего гласных звуков?

Слайд 37

Конкурс «Блиц» умение услышать звук в потоке речи 14. Что такое фонематическое восприятие?

Слайд 38

Конкурс «Блиц» зеленым 15. Каким цветом обозначается символ согласного мягкого звука?

Слайд 39

Конкурс «Блиц» Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы читаем и пишем. 16. Чем отличается звук от буквы?

Слайд 40

Конкурс «Блиц» звук 17. Что такое фонема?

Слайд 41

Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста

Родители смогут узнать о причинах речевых нарушений у детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов: "Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста"

Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, перед...

Консультация для педагогов " Причины и виды отклонения в речевом развитии детей дошкольного возраста"

Нарушение речи-  отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде....

Консультация для педагогов «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владен...

Консультация для педагогов «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста»

В тексте говорится о причинах и видах отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста...