«Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста с использованием сказок»
консультация (средняя группа)

Кругликова Татьяна Николаевна

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста с использованием сказок»

Воспитатель МБДОУ № 307 Кругликова Т.Н.

Дошкольный возраст – период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений.

 Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.

Опыт работы в дошкольных  учреждениях показывает, что в практике использования сказок  в нравственном воспитании дошкольников есть моменты, которые требуют дальнейшего изучения, например, как сказки могут формировать нравственные качества у старших дошкольников, а обилие разноплановых исследований в рамках , выявленных педагогические условия эффективного использования сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста не всегда имеют гармоничную практическую основу.

Именно поэтому в старшем дошкольном возрасте необходимо обогащение нравственного опыта детей путем организации коллективной жизни и деятельности ребенка, побуждающей его сотрудничать с другими детьми и взрослыми, считаться не только со своими интересами, но и с потребностями и нуждами окружающих.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Значение сказок в воспитании нравственных качеств у ребёнка велико. Сказка - источник детского мышления, а мысль дошкольника неотделима от чувств и переживаний. В своей педагогической деятельности, ориентировалась на современные «добрые сказки» с опорой на классические педагогические подходы.

В результате нравственного воспитания у детей формируются нравственные качества, представления становятся более осознанными и играют роль регуляторов поведения и взаимоотношений детей с окружающими. Дошкольники в своей речи использовать такие слова как «милосердие», забота, взаимное уважение проявляться в поступках в играх, старались помочь товарищам, которые не столь быстро разбирались в правилах игры. На занятиях стали терпимее к своим товарищам, которые чуть медленнее выполняют учебное задание.

Сказка всегда несёт в себе глубокий смысл, лежащий на поверхности. Положительный конец сказок особенно нравится детям, он даёт им установку, что хорошие и добрые дела всегда будут оценены по достоинству и вознаграждены.

Активно формируются самостоятельность, дисциплинированность, элементы ответственности и самоконтроля, а также ряд привычек культурного поведения, умение поддерживать доброжелательные, дружеские отношения со сверстниками, проявлять уважение и внимание к старшим. Развиваются основы социальных, патриотических и интернациональных чувств. Все это в целом является свидетельством успешного нравственного развития и обеспечивает необходимую нравственно-волевую готовность к школьному обучению.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ

Воспитатель МБДОУ № 307 Кругликова Т.Н.

- Развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение);

- Воспитание звуковой культуры (развитие восприятия звуков родной речи и произношения), любви и интереса к художественному слову;

- Развитие связной речи (диалогическая (разговорная) речь, монологическая (рассказывание);

- Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различие звука и слова, нахождение места звука в слове);

- Формирование грамматического строя (морфология, синтаксис, словообразование).

В практике работы педагогов ДОУ по развитию речи используются следующие методы:

Наглядные:

- Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);

- Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).

Словесные:

-Чтение и рассказывание художественных произведений;

-Заучивание наизусть;

-Пересказ;

-Обобщающая беседа;

-Рассказывание без опоры на наглядный материал.

Практические:

-Дидактические игры;

-Игры-драматизации;

-Инсценировки;

-Дидактические упражнения;

-Пластические этюды;

-Хороводные игры.

Для развития речи используются разнообразные средства:

• общение взрослых и детей;

• культурная языковая среда, речь воспитателя;

• обучение родной речи и языку на занятиях;

• художественная литература;

• различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).

 Речевое развитие дошкольников через театрализованную деятельность.

                                                                Речь - удивительно сильное средство,

                                                                но нужно иметь много ума,

                                                                чтобы пользоваться им.

                                                                              Гегель (немецкий философ)

С театрализованной деятельностью тесно связанно совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонация и строй.

 Цель: создание условий для развития речи детей дошкольного возраста через творческую активность в театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка:

- стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса;

- совершенствует артикуляционный аппарат;

- ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства;

 - используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, ребенок старается говорить четко, чтобы его все поняли.

 - формируется диалогическая, эмоционально- лучше усваивается содержание произведения, логика и последовательность событий, их развитие и причинная обусловленность;

- способствует усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса);

- происходит знакомство с окружающим миром во всем его многообразии;

- формируется готовность к совместной деятельности со сверстниками, позитивные установки к различным видам творчества, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия;

 - формируется опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение всегда имеет нравственную направленность.

В процессе театрализованной  деятельности решаются следующие задачи:

- развитие речи и навыков театрально – исполнительской деятельности;

 - создание атмосферы творчества;

 - социально - эмоциональное и нравственное развитие детей;

- совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры , монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;

 - активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.

Для решения всех этих задач необходима развивающая предметно –пространственная среда, обеспечив совместную театрализованную деятельность детей и педагога, а также самостоятельное творчество каждого ребенка:

 - в группах создаются театральные уголки, которые способствуют самореализации и самовыражению ребенка;

- картотеки игр и упражнений («Развитие речевого дыхания», «Логоритмические упражнения», «Скороговорки и чистоговорки», «Играем пальчиками и развиваем речь», «Сказки оживают», «Фольклорные произведения», «Сказки к театрам», «Театральные игры»);

- картотеки мнемотаблиц, игровых упражнений («Язык жестов», «Пойми меня», «Угадай героя», «Измени голос»);

 - физкультминутки;

 - игры и упражнения на развитие речевого дыхания и правильной артикуляции (Мыльные пузыри, «Веселый пятачок», «Фраза по кругу»);

 - упражнения у зеркала.

Результатом  работы являются театрализованные постановки, которые можно показывать, как детям, так и родителям.

По содержанию работы, выделяется следующие формы организации театрализованной деятельности:

 - проигрывание отрывков из сказок;

 - прослушивание сказок, потешек, стихотворений;

- режиссерская игра со строительным и дидактическим материалом;

 - рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментариями, объяснением личностного смысла изображаемых событий;

 - пантомимические этюды и упражнения;

 - дыхательная гимнастика;

 - артикуляционная гимнастика;

- пальчиковые игры со словами.



Предварительный просмотр:

 Рекомендации для родителей.

Книги о войне для самых маленьких.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад  № 307 комбинированного вида» г.Красноярска

Воспитатель: Кругликова Т.Н.

Книги для самых маленьких о войне. Почему о ней?  Конечно, пятилетка еще не способен осознать весь ужас войны, но цель не в этом. Наша задача – ввести новое знание и отследить реакцию. Некоторые – прямо скажем, очень немногие книги о войне написаны специально для дошкольного и младшего школьного возраста. Они просто красивые, мудрые, в них присутствуют замечательные описания русской природы, душевной доброты, стойкости и героизма.

КОНСТАНТИН ПАУСТОВСКИЙ "СТАЛЬНОЕ КОЛЕЧКО" (Сказка о девочке и волшебном колечке, которое подарил ей боец)

https://fkdou-2fso-rf.caduk.ru/images/1.gif СУСАННА ГЕОРГИЕВСКАЯ  "ГАЛИНА МАМА" (В небольшой повести для малышей рассказывается о воинской доблести)

https://fkdou-2fso-rf.caduk.ru/images/1.gif ВИКТОР ДРАГУНСКИЙ "АРБУЗНЫЙ ПЕРЕУЛОК" (Отец рассказывает Дениске о своем голодном военном детстве)

https://fkdou-2fso-rf.caduk.ru/images/1.gif ВЕРА ОСЕЕВА "АНДРЕЙКА"   (О семилетнем Андрейке, помогающем матери в тяжелые военные годы)

     



Предварительный просмотр:

Речевое развитие дошкольников через театрализованную деятельность.

Воспитатель МБДОУ №307 г.Красноярск Кругликова Т.Н.

Речь - удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель (немецкий философ) С театрализованной деятельностью тесно связанно совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонация и строй.

 Цель: создание условий для развития речи детей дошкольного возраста через творческую активность в театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка: - стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса; - совершенствует артикуляционный аппарат; - ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства; - используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, ребенок старается говорить четко, чтобы его все поняли. - формируется диалогическая, эмоционально- лучше усваивается содержание произведения, логика и последовательность событий, их развитие и причинная обусловленность; - способствует усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса); - происходит знакомство с окружающим миром во всем его многообразии; - формируется готовность к совместной деятельности со сверстниками, позитивные установки к различным видам творчества, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия; - формируется опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение всегда имеет нравственную направленность. В процессе театрализованной деятельности решаются следующие задачи: - развитие речи и навыков театрально – исполнительской деятельности; - создание атмосферы творчества; - социально - эмоциональное и нравственное развитие детей; - совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности; - активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей. Для решения всех этих задач необходима развивающая предметно–пространственная среда, обеспечивсовместную театрализованную деятельность детей и педагога, а также самостоятельное творчество каждого ребенка: - в группах создаются театральные уголки, которые способствуют самореализации и самовыражению ребенка; - картотеки игр и упражнений («Развитие речевого дыхания», «Логоритмические упражнения», «Скороговорки и чистоговорки», «Играем пальчиками и развиваем речь», «Сказки оживают», «Фольклорные произведения», «Сказки к театрам», «Театральные игры»); - картотеки мнемотаблиц, игровых упражнений («Язык жестов», «Пойми меня», «Угадай героя», «Измени голос»); - физкультминутки; - игры и упражнения на развитие речевого дыхания и правильной артикуляции (Мыльные пузыри, «Веселый пятачок», «Фраза по кругу»); - упражнения у зеркала.

Результатом работы являются театрализованные постановки, которые можно показывать, как детям, так и родителям. По содержанию работы, выделяется следующие формы организации театрализованной деятельности: - проигрывание отрывков из сказок; - прослушивание сказок, потешек, стихотворений; - режиссерская игра со строительным и дидактическим материалом; - рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментариями, объяснением личностного смысла изображаемых событий; - пантомимические этюды и упражнения; - дыхательная гимнастика; - артикуляционная гимнастика; - пальчиковые игры со словами.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей "Зимние забавы и безопасность".

Средняя группа.

Воспитатель  МБДОУ  № 307, Кругликова Т.Н.

Катание на лыжах

Лыжные прогулки – едва ли не лучший вид активного отдыха с ребенком в зимнее время. Уже в 2 года терпеливые мамы и папы вполне могут научить своих деток ходить по лыжне, и не просто топать, а даже скользить! Уже в 3-4 года ваши дети смогут кататься и 20, и 30 минут подряд, скатываться с маленьких горок и даже ездить на буксире. Выбирая лыжи в магазине, обратите внимание на то, чтобы они легко снимались и одевались, а ботинки к ним были как раз впору, ни больше, ни меньше. Многие малыши любят кататься на «коротышках», для которых не нужна лыжная трасса, а, значит, и особых проблем нет.

Безопасность. В целом, это наименее безопасный вид зимних прогулок. Однако, обратите внимание, может быть горка, на которой Вы собираетесь кататься, слишком крутая, ухабистая или леденистая? Постарайтесь исключить все возможные опасные ситуации. Разумеется, кататься следует в парковой зоне, либо за городом, либо в том районе города, где движение автотранспорта отсутствует.

Катание на коньках

Если ваш малыш полюбит коньки – это на всю жизнь! Ничто не сравнится с тем ощущением полета и свободы, которое ощущаешь при катании на коньках. Но вам необходимо поспевать за ним и постоянно находиться рядом, для предотвращения травм и ушибов. Наиболее подходящий период для освоения этого стремительного и изящного вида спорта – 3-5 лет. Катание на коньках, укрепляет стопу и голеностоп, поэтому полезно любому ребенку! В идеале ботинок должен сидеть плотно, если на ноги ребенка надеты колготки и одна пара шерстяных носков.

Безопасность. В отличие от лыж, занятие коньками сопряжено все же с определенным риском. Необходимо иметь в виду следующее:

1. Не ходите на каток в те дни, когда на нем катается много людей. Риск получить серьезную травму в этом случае крайне велик. Лучший вариант, если каток есть у вас во дворе.

2. Падения исключить невозможно, поэтому постарайтесь, чтобы ребенок был одет в плотную одежду. Во всяком случае, позаботьтесь о том, чтобы затылок был хорошо защищен (например, толстым слоем мягкой ткани).

3. Не отходите от малыша ни на шаг, чтобы в случае необходимости поддержать его и избежать падений.

Санки

Чтобы зима для малыша не прошла даром, ему обязательно нужен "транспорт" для катания с гор и обычных прогулок. Это могут быть санки, либо (желательно) ледянка. В отличие от других зимних развлечений, которые связаны с активным движением, для прогулки на санках одеться надо потеплее.

Безопасность

1. Перевозить ребёнка через дорогу можно только в санках, которые толкаются перед собой. Если у них имеется только веревка-буксир, то малыша необходимо вынуть. Следует учесть, что по малоснежной дороге с проплешинами асфальта санки едут медленно, поэтому родители должны быть особенно бдительными.

2. Кататься на санках с горки нежелательно, лучше на ледянках.

Горки

Катание с ледяной горки - одно из любимейших детских забав зимой. Правда многие малыши до определенного возраста боятся кататься на горке, примерно до 3,5-4 лет, но если взять с собой маму или папу, то не так страшно! Полюбив это занятие, детишки готовы кататься с горки до бесконечности и не хотят уходить от нее домой. Даже не смотря на показ любимого мультика! Спуск с горки настолько захватывает, что остановиться невозможно! Одежда должна быть не промокаемой, иначе уже через 20 мин. придется идти переодеваться, а малыши не любят, когда их отрывают от любимого занятия.

Безопасность.

Объясните малышу заранее, что на горке надо соблюдать дисциплину и последовательность. Вам необходимо самим убедиться в безопасности горки, поэтому перед катанием внимательно изучите местность. Катаясь с горки на санках (лучше и вовсе этого не делать) необходимо соблюдать осторожность. Спуск не должен выходить на проезжую часть, а малышей лучше катать с маленьких пологих снежных горок, причём в немноголюдных местах и при отсутствии деревьев, заборов и других препятствий.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ

Воспитатель МБДОУ № 307 Кругликова Т.Н.

- Развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение);

- Воспитание звуковой культуры (развитие восприятия звуков родной речи и произношения), любви и интереса к художественному слову;

- Развитие связной речи (диалогическая (разговорная) речь, монологическая (рассказывание);

- Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различие звука и слова, нахождение места звука в слове);

- Формирование грамматического строя (морфология, синтаксис, словообразование).

В практике работы педагогов ДОУ по развитию речи используются следующие методы:

Наглядные:

- Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);

- Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).

Словесные:

-Чтение и рассказывание художественных произведений;

-Заучивание наизусть;

-Пересказ;

-Обобщающая беседа;

-Рассказывание без опоры на наглядный материал.

Практические:

-Дидактические игры;

-Игры-драматизации;

-Инсценировки;

-Дидактические упражнения;

-Пластические этюды;

-Хороводные игры.

Для развития речи используются разнообразные средства:

• общение взрослых и детей;

• культурная языковая среда, речь воспитателя;

• обучение родной речи и языку на занятиях;

• художественная литература;

• различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).

 Речевое развитие дошкольников через театрализованную деятельность.

                                                                Речь - удивительно сильное средство,

                                                                но нужно иметь много ума,

                                                                чтобы пользоваться им.

                                                                              Гегель (немецкий философ)

С театрализованной деятельностью тесно связанно совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонация и строй.

 Цель: создание условий для развития речи детей дошкольного возраста через творческую активность в театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка:

- стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса;

- совершенствует артикуляционный аппарат;

- ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства;

 - используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, ребенок старается говорить четко, чтобы его все поняли.

 - формируется диалогическая, эмоционально- лучше усваивается содержание произведения, логика и последовательность событий, их развитие и причинная обусловленность;

- способствует усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса);

- происходит знакомство с окружающим миром во всем его многообразии;

- формируется готовность к совместной деятельности со сверстниками, позитивные установки к различным видам творчества, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия;

 - формируется опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение всегда имеет нравственную направленность.

В процессе театрализованной  деятельности решаются следующие задачи:

- развитие речи и навыков театрально – исполнительской деятельности;

 - создание атмосферы творчества;

 - социально - эмоциональное и нравственное развитие детей;

- совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры , монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;

 - активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.

Для решения всех этих задач необходима развивающая предметно –пространственная среда, обеспечив совместную театрализованную деятельность детей и педагога, а также самостоятельное творчество каждого ребенка:

 - в группах создаются театральные уголки, которые способствуют самореализации и самовыражению ребенка;

- картотеки игр и упражнений («Развитие речевого дыхания», «Логоритмические упражнения», «Скороговорки и чистоговорки», «Играем пальчиками и развиваем речь», «Сказки оживают», «Фольклорные произведения», «Сказки к театрам», «Театральные игры»);

- картотеки мнемотаблиц, игровых упражнений («Язык жестов», «Пойми меня», «Угадай героя», «Измени голос»);

 - физкультминутки;

 - игры и упражнения на развитие речевого дыхания и правильной артикуляции (Мыльные пузыри, «Веселый пятачок», «Фраза по кругу»);

 - упражнения у зеркала.

Результатом  работы являются театрализованные постановки, которые можно показывать, как детям, так и родителям.

По содержанию работы, выделяется следующие формы организации театрализованной деятельности:

 - проигрывание отрывков из сказок;

 - прослушивание сказок, потешек, стихотворений;

- режиссерская игра со строительным и дидактическим материалом;

 - рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментариями, объяснением личностного смысла изображаемых событий;

 - пантомимические этюды и упражнения;

 - дыхательная гимнастика;

 - артикуляционная гимнастика;

- пальчиковые игры со словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

(описание опыта работы) «Формирование общей культуры, развитие нравственных качеств личности детей дошкольного возраста на основе национальных традиций в рамках образовательного пространства детского сада» Возраст детей: 4-5 и 5-6 лет

Аннотация Описанный опыт по нравственному воспитанию обращает нас на мудрую, проверенную веками народную педагогику. Её формами были праздники, обряды,  а методами игры, загадки.  Посло...

Статья на тему "Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста"

Развитие нравственных качеств у ребёнка и приобщение к нравственному образованию его родителей....

Проект на тему: "Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русской народной сказке".

,,Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия- это ключик, с помощью, которого  можно открыть эти истоки,...

Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством детской художественной литературы

В статье затрагивается проблема развития нравственных представлений. Особое внимание уделено особенностям и средствам нравственного воспитания через ознакомление с художественной литературой....

Мастер класс по теме: «Формирование духовных и нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством использования методов гендерного воспитания»

Данный мастер класс для педагогов, с целью повышения знаний  для духовно-нравственного воспитания детей. Педагог делится своим опытом работы, используя методы гендерного воспитания....

Консультация для родителей "Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста, через сюжетно-ролевые игры на бытовые темы."

Человека высокой культуры поведения отличает вежливость, скромность, отзывчивость, тактичность, доброжелательность. Эти качества формируются с самого раннего возраста....

План работы по самообразованию 2020–2021 г. на тему «Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста через художественную литературу и фольклор»

Повышение уровня компетенции в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе чтения художественной литературы и фольклора....