Тема: «Что читать детям?»
консультация (средняя группа)

Подузова Ольга Николаевна

Тема: «Что читать детям?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тема: «Что читать детям?»19.51 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение: детский сад

комбинированного вида №16 «Солнышко» города Асино Томской области

        Консультация для родителей

                                                           Тема: «Что читать детям?»

                                                                                                         Подготовила и провела

        Воспитатель: Подузова О.Н

                                                                      г.Асино-2020г          

                                                                                «Чтение – это окошко, через которое

 дети видят и познают мир и самих себя»

В.А.Сухомлинский

 

Литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческих начал.

Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем ему путь к одному из важнейших источников информации. Книга наполняет внутренним мир человека, питает его ум и сердце, побуждает к самосознанию, содействует к самореализации.

 В последние годы в нашей стране наблюдается кризис детского чтения. Уже в дошкольном возрасте дети предпочитают просмотр телевизионных передач и компьютерные игры, вместо прочтения книг. Они овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Тем не менее изучение художественной литературы остается значимым аспектом в воспитании и развитии детей. Ведь дети -это наше будущее, ее интеллектуальный, нравственный, духовный потенциал.

Читательский опыт многих поколений свидетельствует, что интерес к книге зарождается именно в дошкольном детстве. Потому что этот возраст более эмоциональный и восприимчивый.

Процесс формирования у детей дошкольного возраста потребности в чтении книг во многом определяется тем, насколько вовлечены в него родители. Многое зависит от отношения семьи к книгам, организации чтения дома и даже от проявления интереса к тому, что читали ребенку в детском саду.

 В наши дни особенно важен вопрос, что читать детям?

   Сначала, пока ребенок только слушатель, он любит слушать и читать то, что любят и помнят из своего детства его родители. Когда ребенок приходит в детский сад, перед ним открываются новые возможности знакомства с детской литературой. Будучи зависимым от взрослых, ребенок именно от них узнает о существовании многоцветной, настоящей детской литературы.

Важнейшей задачей воспитателей и родителей становится отбор таких художественных произведений, которые действительно способствуют формированию литературного вкуса.

Работая по программе «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой мы используем примерный список литературы для чтения детям в соответствии с возрастом. Список данной литературы можно разместить в родительском уголке. Так родитель сможет знать, что читать своему чаду. С чего начать первое чтение, так как все произведения должны соответствовать возрасту ребенка.

В каждой группе в нашем детском саду расположен мини-музей, посвященный сказкам разных писателей, поэтов и русско-народным сказкам. Все экспонаты выполнены собственноручно воспитателями и родителями. Выполняя работу по наполнению музея ДОУ тесно взаимодействует с родителями, которые оказывают помощь. Соответственно и ребенок, видя весь процесс выполнения экспоната(помогая родителям), проявляет интерес к тому произведению, из которого данный герой.

В таком случае воспитателям необходимо вовлекать в процесс создания мини-музей всех родителей. Это даст возможность заинтересовать детей в прочтении произведений, экспонат которого он(она) выполнял(а) с родителями.

Немаловажное значение имеет освещение вопроса – как читать детям?

Здесь тоже есть правила, с которыми мы просто обязаны познакомить родителей. Знакомство также происходит через консультации, индивидуальные беседы, анкетирование родителей.

 Малыши изучают книги по-разному, используя все доступные для них способы. Пока они не умеют читать сами или пока читают плохо, им важно всё: тембр вашего голоса, то, как вы произносите слова, с какой интонацией и скоростью, картинки, сюжет. От вас требуется найти те способы, что больше всего побуждают интерес малыша к чтению.

Чтение вслух – почему оно так полезно?

Ваша выразительная речь помогает ребëнку узнавать и заучивать новые слова, что ускоряет развитие речи и обогащает словарный запас. У малыша расширяется кругозор, активизируется воображение, и идëт развитие образного мышления. А ежедневно читая ребëнку короткие стихотворения, вы стимулируете развитие его памяти, так как со временем он начинает повторять их за вами и постепенно заучивает их наизусть.

Начинайте читать вслух как можно раньше

Ждать, пока ваш малыш возьмëт сам книгу в руки, не стоит — лучше начните ему читать как можно раньше. Читать книги можно даже новорождëнным. Конечно, они вряд ли поймут, о чëм идëт речь, зато начнут понимать, как проходит процесс чтения и научатся слушать. Ребëнок будет различать мимику и интонацию, осознавать, как они связаны с текстом. К тому же, услышав ваш голос, малыш будет ассоциировать чтение с положительными эмоциями.

Выбираем нужный момент

Пока ребëнок сам не просит вас почитать ему, подходящий момент вы будете выбирать на интуитивном уровне. Не заставляйте малыша слушать книгу насильно, иначе это будет восприниматься ребёнком как пытка. Даже когда вы просто возьмëте в руки книгу, ребëнок может начать капризничать, проявлять негативные эмоции и даже агрессию.
Если вы заметили, что во время чтения ребëнок начал отвлекаться, на время отложите книгу в сторону и займитесь чем-то ещë. Не стоит переживать, если периодически у ребëнка пропадает интерес к книге — пока ему сложно долго концентрироваться на одном занятии.

Домашние обычаи

Придумайте собственные домашние традиции и обычаи, связанные с чтением и отделите их от других занятий. Например, приучите ребëнка, что книжки хранятся на отдельной полке, не являются игрушками, и к ним необходимо бережное отношение.
Перед началом чтения используйте одну и ту же «волшебную фразу», которая означает, что сейчас — время чтения книг. Возможно, ребëнку будет комфортнее сидеть рядом с вами или, возможно, стоит посадить его на колени. Таким образом вы эмоционально сближаетесь с ребёнком.

Пользуйтесь возможностями

Существуют интерактивные книжки с объëмными изображениями: в них вырастают замки, герои оживают и двигаются, нарисованные люди и животные могут разговаривать, смеяться, мяукать, хрюкать, лаять, если на них нажать. Это прекрасный способ увлечь малыша — расскажите ему, кто изображëн на страничке. Но чересчур сильно интерактивными картинками не стоит увлекаться — процесс не должен заменять чтение.

Чтение как игра

Сделайте из процесса чтения небольшое представление. Можете представить себя и ребёнка героями книги. Читайте как можно выразительнее, меняя интонацию, тембр голоса, читаем быстрее/медленнее для каждого персонажа. На монотонном одноголосом чтении малышу сосредоточиться сложно, поэтому подключайте эмоции, меняйте выражение лица.
Пусть малыш почувствует себя вовлечëнным в сюжет книги. Читая, обращайтесь непосредственно к ребëнку, чтобы привлекать его внимание и сохранять интерес к чтению. Если текст вам кажется сложным — упростите его, пересказав более простым языком для ребëнка.

Выявляем предпочтения ребëнка

Со временем вы увидите к каким книгам ребëнок проявляет больший интерес. Одни он слушает с удовольствием, к другим равнодушен. Это означает, что ребëнок начал относиться к чтению более осознанно. Внимательно наблюдайте, как он реагирует на ту или иную книгу и пока читайте то, что ему больше нравится. Покажите ему, что чтение вызывает у вас не меньший интерес, чем у него.

Обобщая вышесказанное, мы делаем все возможное, чтобы помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания дошкольников, как залог их успешного обучения в частности и жизненной судьбы в целом.

Исходя из вышеизложенного можно смело сказать, что приобщение ребёнка к чтению является. Приоритетной проблемой нашего общества. Во многом благодаря чтению книг происходит формирование духовной культуры личности, нравственное воспитание, обогащение человека знаниями. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Исходя из этого очень важно, чтобы в семье были созданы условия для привития любви и интереса к книге, открытия в ребенке "таланта читателя".  Предлагаю провести анкетирование для родителей «Ребенок и книга». Цель данной анкеты: определить место и значение книги в жизни и развитии ребенка, получить представления об организации домашнего чтения.
Прочтите вопросы и подчеркните один или несколько вариантов ответов, которые соответствуют Вашему мнению. Если соответствующего ответа нет, допишите его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН «Уроки Светофорика» в подготовительной логопедической группе Тема «Учимся читать дорожные знаки» КВН «Уроки Светофорика» в подготовительной логопедической группе Тема «Учимся читать дорожные знаки»

Цели: закреплять и углублять знания детей безопасного поведения на улице - где можно и где нельзя играть; правила безопасного перехода через дорогу, правильного поведения детей при катании на ве...

Консультация для родителей на тему: «Сказки читаем — речь развиваем!»

Народная сказка - одна из произведений искусства слова, которые слышит ребёнок в раннем возрасте....

Консультация для родителей на тему «Как читать ребенку книгу»

«Судьба ребёнка зависит от того,какие взрослые люди его окружают»М.К.Боголюбская Детский интерес к книге на первых порах полностью зависит от взрослых, от их умения выбрать книгу, прочитать ее вс...

Проектная деятельность в подготовительной группе на тему: "Мы читаем С.Я. Маршака"

Данный проект содержит полезную информацию для активного использования в работе воспитателя!...

Консультация для родителей на тему «Зачем читать детям книги?»

Уважаемые родители, дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, н...