материалы для родителей .Тема:«Зачем читать детям книги?»
консультация (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
«Зачем читать детям книги?»
В современном мире меняется роль книги в жизни ребенка. Если еще до недавнего времени книга была учебником жизни, то сейчас книга – это, прежде всего, источник информации. Появилась прекрасно иллюстрированная познавательная литература, предлагающая фактическую информацию ребенку (что? где? когда). Объем информации, который воспринимают дети, увеличился во много раз. Современные дети живут в совершенно ином информационном пространстве по сравнению с предыдущим поколением.
Хотя увеличился объем воспринимаемой информации, но в процентном соотношении уменьшилось количество книг, посвященных морально-нравственным проблемам. Многим социальным аспектам реальности не дается однозначной оценки и у детей не всегда адекватно формируются представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому возрастает роль совместного обсуждения прочитанного ребенком, о том какие выводы он сделал? Как он видит окружающую реальность?
Кроме того, важно заметить, что качественная литература стоит дорого и очень дорого, и не каждый родитель имеет возможность купить своему ребенку то, что ему необходимо и интересно.
Современный рынок во многом ориентирован на развлечения, и часто книги, предлагаемые читателям, в том числе и детям, носят сиюминутный развлекательный характер. И реклама в этом играет не последнюю роль. Окружающая среда не формирует у ребенка потребности думать, переживать. Практически исчезли радио- и телепостановки, нет такой культурной среды, в которой ребенок даже из самой неблагополучной семьи имел бы возможность погрузиться в мир качественной литературы.
Родители хотят, чтобы их дети много читали. Но возникает вопрос: а как часто и что читают сами родители? Обсуждают ли взрослые с детьми прочитанное произведение? Как часто родители сами читают детям?
Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Дети с нетерпением ждут, когда же у мамы или папы найдется для них время.
К сожалению, сейчас во многом прочтение книг заменили мультфильмы. Это замечательно, что существует достаточное количество интересных и качественных мультфильмов. Но они не заменяют книгу. Почему? Не будем останавливаться на том, что длительный просмотр телевизора негативно отражается на здоровье ребенка. В мультфильме образ героя и сюжет однозначно задан, а при прочтении книги существует возможность привнесения собственной индивидуальности.
Но главным в совместном чтении является то, что это важная форма общения ребенка и родителя, которая теряется, когда ребенка оставляют одного для просмотра мультфильма. Это способ, позволяющий протянуть ниточку от одного поколения к другому, поддержать общение в семье, стремительно сокращающееся в силу огромной занятости родителей. Чтобы ребенок рос психически здоровым, ему необходимо полноценное общение с родителями, личностное общение, когда внимание уделяется ему полностью и он его не делит ни с приготовлением ужина, ни с разговором по телефону или просмотром программы новостей. И совместное чтение дает такую возможность. И это особое общение. Оно отличается от обычного тем, что с одной стороны родителю легче донести до ребенка свои ценности и взгляды, которые тот не всегда готов услышать в повседневной жизни, с другой стороны это общение на темы, важные для самого ребенка.
Какие еще значимые аспекты развития ребенка затрагиваются в процессе совместного чтения?
Удовлетворение потребности в безопасности
Когда ребенок сидит на коленях у мамы или папы (или рядом с родителем, прижавшись к нему) во время чтения книги, у него создается ощущение близости, защищенности и безопасности. Создается единое пространство, чувство сопричастности. Такие моменты имеют сильное влияние на формирование комфортного ощущения мира.
Чувство ценности и значимости своего «Я» и своих интересов
Когда родители читают то, что интересно ребенку и готовы обсуждать с ним значимые для него темы, стремятся как можно лучше понять его взгляды, у ребенка формируется представление о себе как о значимой личности, чьи потребности и интересы важны (так как им уделяют внимание такие важные люди – родители).
Формирование ценностей Книга влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности. Герои книг совершают различные поступки, переживают разные жизненные ситуации, созвучные с миром ребенка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь. И задача родителей помочь увидеть отражение этих ценностей в жизни ребенка.
Отреагирование значимых переживаний
Книга – это и средство отреагирования (разрядки) переживаний, болезненных или пугающих ребенка, с которыми не всегда есть возможность совладать в привычной ситуации. Ребенок совместно с героем переживает его неудачи и победы, преодолевает страхи и трудности на пути к поставленной цели. Тем самым освобождаясь от своих собственных страхов и негативных переживаний. Именно поэтому ребенок может много раз перечитывать какой-то сюжет (или книгу целиком, если это созвучно его жизненной ситуации. Ребенок еще и еще раз переживает то, с чем он пока не может справиться в реальности.
Обучение новым или необходимым моделям поведения
Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты, которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением, кто и что вынес для себя, что понравилось, что было близко, напугало, позабавило. Родители могут помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного с его собственной жизнью.
Как правило, ребенку читает мама или бабушка. Папа в целом гораздо меньше времени участвует в процессе воспитания ребенка, и в процессе совместного чтения в частности. Это связано и с тем, что существующие стереотипы мешают отцам подключиться к воспитанию ребенка («не мужское дело») ; и с тем, что многим мужчинам трудно участвовать в процессе общения с ребенком, так как они сами в детстве не получили подобного опыта со своими отцами, также этому препятствует элементарная занятость – папы проводят очень много времени на работе. Поэтому существует огромная нехватка отцовского участия в процессе воспитания ребенка. А отец необходим, так как именно с ним связано включение ребенка в социум, трансляция норм, ориентация на дальнейшие достижения, ощущение силы и опоры в жизни. Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует гармоничная, доброжелательная атмосфера.
Чтение книг родителями своему ребенку можно рассматривать как показатель благополучной семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Тема: «Зачем необходимо проходить обследование на ПМПК».
Цель: познакомить родителей с прохождением ПМПК. Для того, чтобы ребенка зачислили в логопедическую группу необходимо пройти обследование в ...
Беседа с родителями Тема: «Зачем играют дети» Воспитатель Шашкова Светлана Григорьевна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин
Беседа с родителями Тема: «Зачем играют дети»Воспитатель Шашкова Светлана ГригорьевнаМАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин...
Консультация для родителей Тема: «Зачем нужно развивать мелкую моторику рук»
Ученые - занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук...
Консультация для родителей. Тема: "Зачем логопед задаёт домашние задания?"
Консультация для родителей. Тема:Зачем логопед задаёт домашние задания?...
Беседа с родителями Тема: «Зачем играют дети» Воспитатель Шашкова Светлана Григорьевна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин
Беседа с родителямиТема: «Зачем играют дети»Воспитатель Шашкова Светлана ГригорьевнаМАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин...
Консультация для родителей Тема: «Зачем нужно развивать мелкую моторику рук»
Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом....
Консультация для родителей. Тема: "Зачем читать детям книги?"
Консультация для родителей на тему «Зачем читать детям книги?» Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного разви...