Обучение детей звуко-буквенному анализу слов
консультация
Целью педагога является знакомство дошкольника со словом - его смысловой (слово может обозначать предмет, действие или явление) и фонетической или же звуковой стороной (звучание слова, слово состоит из звуков, следующих в определенной последовательности, слово состоит из слогов и т.п)
Трудности в звуко-буквенном анализе и синтезе испытывают дети у которых имеются проблемы при произношении фонем, дети, у которых есть нарушения в речевом развитии. Данные пробемы могут выражаться в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательности и позицию необходимого звука в слове.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_detey_zvuko-bukvennomu_analizu_slov.docx | 13.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение детей звуко-буквенному анализу слов.
В современом мире для поступления ребенка в школу существует ряд требований, которыми он должен овладеть до конца старшего дошкольного возраста.
Именно в дошкольном возрасте происходит развитие умственных способностей ребенка: овладение речью, обогащение и развитие лексических, грамматических категорий языка.
Неотъемлемой частью обучения грамоте является звуко-буквенный анализ и синтез. Начиная со старшего дошкольного возраста данное умение начинают развивать, и продолжают в течение всего времени обучения.
Ведь звуко-буквенный анализ слова - это основа чтения и письма.
Целью педагога является знакомство дошкольника со словом - его смысловой (слово может обозначать предмет, действие или явление) и фонетической или же звуковой стороной (звучание слова, слово состоит из звуков, следующих в определенной последовательности, слово состоит из слогов и т.п)
Трудности в звуко-буквенном анализе и синтезе испытывают дети у которых имеются проблемы при произношении фонем, дети, у которых есть нарушения в речевом развитии. Данные пробемы могут выражаться в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательности и позицию необходимого звука в слове.
Аналитико-синтетический метод обучения грамоте - это знакомство детей сначала со звуками родного языка, а затем с буквами.
Обучение языковому анализу слова предполагает:
- Определение количества звуков в слове
- Фонетическую характеристику (дифференциация гласных-согласных звуков, звонких-глхих, твердых-мягких, определение места звука в слове).
Помните!
Существуют понятия «буква» и «звук».
Звук - это то, что мы слышим и произносим.
Букву мы видим, читаем и пишем.
Гласных звуков шесть: А, О, У, Ы, И, Э.
Гласных букв десять: А, О, У, Ы, И, Э - соответствуют звукам,
Я (йа), Ю (йу), Е (йэ), Ё (йо).
Гласные звуки обозачаются на схеме красным цветом.
Согласные звуки бывают глухими (звук образуется без участия голосовых складок) и звонкими (с участием голосовых складок). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.
Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.
Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.
Также согласные звуки бывают твердыми и мягкими.
Всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц.
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
На схеме твердые звуки обозначаются синим цветом, мягкие - зеленым.
4 ступени при подготовке к анализу слова:
- Учим детей выделять начальный гласный звук из состава слов (и - игла). На этом этапе даем детям представление о том, что звуки могут располагаться в определенной последовательности.
- Анализ и синтез обратных слогов. Учим детей выделять последний согласный из конца слова (сом, кит).
- Выделение ударных гласных из положения после согласных (том).
- Анализ и синтез прямого слога типа са, затем - умением выделять первый согласный из слов.
Только когда ребенок овладеет 4-мя ступенями подготовительного периода, он может стать готовым к полному звуковому анализу и синтезу слов.
Звуковой анализ слов:
- Послушать себя, произнести слово.
- Выделить первый звук, определить гласный или согласный, дать характеристику.
- Выделить второй звук.
- Выложить схему слова.
Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук, мог дифференцировать звуки, делить слова на слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей по подготовке детей к обучению грамоте. Звуко-буквенный анализ слова.
Памятка предназначена для родителей с целью восполнить пробелы в знаниях фонетического разбора слов (звуках речи русского языка), грамотно выполнять с детьми домашнее задание....
Рекомендации для родителей «Обучение детей звуко-буквенному анализу слов»
laquo;Обучение детей звуко-буквенному анализу слов»...
Методическое пособие для обучения детей звуко-буквенному анализу и синтезу.
Данное пособие применяется как раздаточный материал на подгрупповых занятиях по грамоте, а так же в индивидуальной работе с ребенком для закрепления пройденного материала....
Демонстрационный материал по обучению детей грамоте "Звуковой анализ слова - "Нота"
Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, обобщать знания о звуковом составе словаПрограммные задачи.1. Продолжать учить детей различать гласные, согласные звуки, качественно их характер...
Демонстрационный материал по обучению детей грамоте "Звуковой анализ слова - "Вата"
Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, обобщать знания о звуковом составе словаПрограммные задачи.1. Продолжать учить детей различать гласные, согласные звуки, качественно их характер...
Памятка для родителей «Обучение детей звуко-буквенному анализу слов, составлению слоговых схем, схем предложений».
Уважаемые родители!Предлагаю Вам небольшую шпаргалку+памятку «Обучение детей звуко-буквенному анализу слов, составлению слоговых схем, схем предложений», которая поможет нам быстрее освоит...
Рекомендации для родителей «Обучение детей звуко-буквенному анализу слов»
Звуко - буквенный анализ слова, неотъемлемая часть обучения грамоте. Данное умение начинают формировать в детском саду в старшей группе и продолжают в течение всего времени обучения. З...