Буккроссинг как метод активизации читательского интереса среди детей и их родителей
материал (старшая группа)

Введение

«Научить читать и любить книгу, приобщить к чтению на заре жизни – значит, открыть человеку источник, из которого он будет пить потом всю жизнь».

                       А. Твардовский

 

 

Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению. Книга и

учитель и друг. Она формирует и память, и интеллект и учит воображению.

Д.И. Писарев сказал: «Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех людей, которые умеют их читать…» Как же это правильно!

Дошкольное детство – важнейший этап в развитии личности, так как

до 6 лет ребенок напитывается, как губка, разными впечатлениями и знаниями. Он усваивает нормы поведения в обществе, подражает героям прочитанных книг. Книга нужна ребёнку, как вода необходима организму, чтобы правильно развиваться и увидеть весь многоликий мир и понять его.

Мы должны читать вслух нашим детям. Читать им то, что их радует. Читать им истории, которые знаем наизусть, от которых уже устали. Говорить разными голосами героев книг, заинтересовывать их и не переставать читать только потому, что дети сами научились это делать.

Чтение вслух - это момент единения, когда никто не смотрит в телефоны, когда все соблазны забыты. В этот момент ребёнок находится рядом, он впитывает и прочитанное, и чувство волшебства рядом с родными. Мы уверены, что этот опыт общения останется с ним навсегда и будет перенесён им уже в свою семью. Необходимо научить ребёнка пользоваться языком литературы. Развиваться, узнавать, что значат новые слова (ведь слово без понятийного наполнения, как говорил выдающийся психолог Л. С. Выготский, «есть звук пустой») и как их применять, а впоследствии - писать, общаться понятно и говорить именно то, что мы имеем в виду.

Но беда в том, что уже у нескольких поколениях российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях. Большинство из нас перестали читать и, как следствие, детям тоже практически не читают. От этого страдает и интеллект, и грамотность, и нравственное воспитание. О каком же гармоничном развитии ребёнка тогда говорить?

Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым: « Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, - сказал он, - читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок». Он понимал ценность чтения и воображения.

Мы надеемся, что сможем передать нашим детям мир, где они будут читать, и им будут читать, где они будут воображать и понимать. Детское чтение нуждается в поддержке. А кто, как не родители должны этим заниматься. Поэтому у нас возникла идея использовать буккроссинг для активизации читательского интереса и детей, и родителей. Дети любят обмениваться игрушками, одеждой, украшениями. Интегрируя книгу в этот обмен нестандартным способом, мы придаём особую значимость, как самому

процессу, так и предмету. Дети и родители приносят книги, пишут (если хотят) сопроводительные записки, и выбирают книги для себя. Они учатся бережно и с уважением относиться к чужим книгам, отдавая любимую для себя книгу другому человеку. Дети учатся делиться с другими тем, что им самим дорого. И, самое важное, родители читают им книги своих друзей, они вместе обсуждают прочитанное дома, а потом делятся этим в группе. Дети учатся пересказывать и разговаривать, у них развивается речь.

Педагоги прошлого - К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Л. Н. Толстой

и другие - говорили о необходимости приобретения родителями педагогических знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знания и опыта.

В этом мы (педагоги) должны оказать помощь современным родителям, несмотря на то, что информацию по вопросам воспитания ребенка можно получить сейчас разными путями. Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература для родителей. Но только воспитатель, ежедневно общаясь с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Он оказывает помощь родителям в различных формах.

Цель: Формирование интереса к чтению детей и родителей, возрождение традиции семейного чтения.

Ожидаемый результат

- Активное вовлечение в движение буккроссинг не только в группе ДОУ, но и в детском саду в целом;

- Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе;

- Возрождение традиции семейного чтения;

- Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.

- Оформление методических рекомендаций, консультаций: «Как привить любовь к чтению», «Удовольствие от чтения», «Методы приобщения к чтению», «Как работать с книгой»

Данная методическая разработка представляет собой описание новой формы активизации читательского интереса через движение книг. Взрослый

(у нас родитель) прочитал книгу сам, прочитал её (если она для детей) ребёнку и захотел, чтобы с ней познакомились другие. Если книга оставила в душе взрослого (ребёнка) след, то её хочется перечитать, а ещё больше хочется поделиться прочитанным с друзьями, близкими, родителями детей

группы, в которую ходит ребёнок.

Начиная эту работу в группе, мы первым делом провели анкетирование. И если всё - таки учесть, что не все родители признались, что мало читают (в силу неловкости, загруженности и т.д.), то результаты оставляют желать лучшего.

Следующий шаг – мы определили зону в группе, где целесообразнее всего было расположить уголок буккроссинга «Живая полка». В нём мы разместили объявление следующего содержания: «Дорогие родители!

У каждого в доме есть книги - памятные, как подарок, нужные для работы, дорогие и - не очень, старинные, детские и многие другие. Вы искренне мечтаете перечитать их как-нибудь. Но время проходит, а они стоят и пылятся. Возможно, среди этих книг есть та, которую Вы захотите отпустить. Сделать это просто! Принесите её в детский сад, запишите в тетрадь «Путешествие книг» и отпустите… Будьте готовы к тому, что расстаётесь со своей книгой навсегда и к тому, что какая - то понравившаяся книга останется у Вас! Тогда принесите новую взамен».

Так же необходимо было познакомить родителей с движением буккроссинг и показать, что «Живая полка» в группе - это место, откуда они могут взять книгу (положив взамен свою, если могут), прочитать её с ребёнком, обсудить с другими родителями, что-то посоветовать или наоборот выслушать мнение других родителей и т.д.

В процессе работы мы поняли, что необходима Книга (тетрадь) отзывов о прочитанном, где будет четыре раздела: Ф.И. родителя, который оставил книгу, название и автор книги, мнение о книге и дата.

В период анкетирования сформировалась творческая группа, в которую вошли воспитатели и наиболее активные родители, поддержавшие нашу инициативу. Информация о «Живой полке» была размещена в группе WhatsApp для родителей. И началась непосредственная работа по обмену книг.

В ходе бесед с родителями возникла необходимость разработать рекомендации по приобщению детей к чтению, организовать Читательскую гостиную. А ещё такая же «Живая полочка», в виде кормушки (для ума) появилась на территории детского сада. Мы разместили её на игровой площадке, чтобы во время общения с детьми и родителями на прогулке была возможность продолжить эту тему приобщения к чтению художественной литературы.

Вначале это были детские книги, которыми родители активно делились. А потом начался обмен книгами разного направления: воспитание, психология, домоводство, вязание, исторические романы, стихи и т.д. Мы

были приятно удивлены разнообразными интересами и увлечённостью наших родителей. Взрослые просматривали книги на полке, общались друг с другом и постепенно образовался «Читательский клуб» родителей. И тогда в беседах, ненавязчиво мы стали разговаривать о том, что чтение для детей должно стать ежедневной привычкой, стать необходимостью.

Ведь раньше, в среде просвещенного сословия семейные чтения были

естественным атрибутом духовного общения взрослых между собой и детьми. Но, к сожалению, многие культурные традиции были утрачены, в том числе и чтение в семье.

В чём же главное отличие семейных чтений от других его видов (классного, внеклассного и домашнего)? Да в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Всё - таки дети дошкольного возраста ещё не читатели, а слушатели. Им необходимо читать, читать и читать.

Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. В процессе слушания ребенок переживает вместе с героями их радости и неудачи и живо откликается на все, что с ними происходит.

Семейное чтение — это литература, интересующая всех членов семьи, обсуждение прочитанного всей семьей, это общение, сближающее людей разных возрастов.

Мы понимаем, что сначала бывает трудно найти время на то, чтобы почитать своему малышу, убедить себя, что это очень важное дело. Но поверьте, что когда совместное чтение прочно войдёт в вашу жизнь, то вы уже не сможете от него отказаться. Именно в такие минуты рождаются общие переживания, появляется единство взглядов и какие - то секретики с ребёнком, которые ещё больше сближают вас.

Данную методическую разработку мы рекомендуем воспитателям и надеемся, что она будет использоваться ими в процессе приобщения родителей и детей к семейному чтению.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx125.85 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Анжеро-Судженского городского округа «Детский сад №23»

«Буккроссинг как метод активизации читательского интереса среди детей и их родителей»

https://i.pinimg.com/736x/d3/1a/9d/d31a9d645d9adb139effc341fe4287e3--sunday-school-album.jpg

Введение

«Научить читать и любить книгу, приобщить к чтению на заре жизни – значит, открыть человеку источник, из которого он будет пить потом всю жизнь».

                       А. Твардовский

Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению. Книга и

учитель и друг. Она формирует и память, и интеллект и учит воображению.

Д.И. Писарев сказал: «Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех людей, которые умеют их читать…» Как же это правильно!

Дошкольное детство – важнейший этап в развитии личности, так как

до 6 лет ребенок напитывается, как губка, разными впечатлениями и знаниями. Он усваивает нормы поведения в обществе, подражает героям прочитанных книг. Книга нужна ребёнку, как вода необходима организму, чтобы правильно развиваться и увидеть весь многоликий мир и понять его.

Мы должны читать вслух нашим детям. Читать им то, что их радует. Читать им истории, которые знаем наизусть, от которых уже устали. Говорить разными голосами героев книг, заинтересовывать их и не переставать читать только потому, что дети сами научились это делать.

Чтение вслух - это момент единения, когда никто не смотрит в телефоны, когда все соблазны забыты. В этот момент ребёнок находится рядом, он впитывает и прочитанное, и чувство волшебства рядом с родными. Мы уверены, что этот опыт общения останется с ним навсегда и будет перенесён им уже в свою семью. Необходимо научить ребёнка пользоваться языком литературы. Развиваться, узнавать, что значат новые слова (ведь слово без понятийного наполнения, как говорил выдающийся психолог Л. С. Выготский, «есть звук пустой») и как их применять, а впоследствии - писать, общаться понятно и говорить именно то, что мы имеем в виду.

Но беда в том, что уже у нескольких поколениях российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях. Большинство из нас перестали читать и, как следствие, детям тоже практически не читают. От этого страдает и интеллект, и грамотность, и нравственное воспитание. О каком же гармоничном развитии ребёнка тогда говорить?

Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым: « Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, - сказал он, - читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок». Он понимал ценность чтения и воображения.

Мы надеемся, что сможем передать нашим детям мир, где они будут читать, и им будут читать, где они будут воображать и понимать. Детское чтение нуждается в поддержке. А кто, как не родители должны этим заниматься. Поэтому у нас возникла идея использовать буккроссинг для активизации читательского интереса и детей, и родителей. Дети любят обмениваться игрушками, одеждой, украшениями. Интегрируя книгу в этот обмен нестандартным способом, мы придаём особую значимость, как самому

процессу, так и предмету. Дети и родители приносят книги, пишут (если хотят) сопроводительные записки, и выбирают книги для себя. Они учатся бережно и с уважением относиться к чужим книгам, отдавая любимую для себя книгу другому человеку. Дети учатся делиться с другими тем, что им самим дорого. И, самое важное, родители читают им книги своих друзей, они вместе обсуждают прочитанное дома, а потом делятся этим в группе. Дети учатся пересказывать и разговаривать, у них развивается речь.

Педагоги прошлого - К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Л. Н. Толстой

и другие - говорили о необходимости приобретения родителями педагогических знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знания и опыта.

В этом мы (педагоги) должны оказать помощь современным родителям, несмотря на то, что информацию по вопросам воспитания ребенка можно получить сейчас разными путями. Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература для родителей. Но только воспитатель, ежедневно общаясь с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Он оказывает помощь родителям в различных формах.

Цель: Формирование интереса к чтению детей и родителей, возрождение традиции семейного чтения.

Ожидаемый результат

- Активное вовлечение в движение буккроссинг не только в группе ДОУ, но и в детском саду в целом;

- Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе;

- Возрождение традиции семейного чтения;

- Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.

- Оформление методических рекомендаций, консультаций: «Как привить любовь к чтению», «Удовольствие от чтения», «Методы приобщения к чтению», «Как работать с книгой»

Данная методическая разработка представляет собой описание новой формы активизации читательского интереса через движение книг. Взрослый

(у нас родитель) прочитал книгу сам, прочитал её (если она для детей) ребёнку и захотел, чтобы с ней познакомились другие. Если книга оставила в душе взрослого (ребёнка) след, то её хочется перечитать, а ещё больше хочется поделиться прочитанным с друзьями, близкими, родителями детей

группы, в которую ходит ребёнок.

Начиная эту работу в группе, мы первым делом провели анкетирование. И если всё - таки учесть, что не все родители признались, что мало читают (в силу неловкости, загруженности и т.д.), то результаты оставляют желать лучшего.

Следующий шаг – мы определили зону в группе, где целесообразнее всего было расположить уголок буккроссинга «Живая полка». В нём мы разместили объявление следующего содержания: «Дорогие родители!

У каждого в доме есть книги - памятные, как подарок, нужные для работы, дорогие и - не очень, старинные, детские и многие другие. Вы искренне мечтаете перечитать их как-нибудь. Но время проходит, а они стоят и пылятся. Возможно, среди этих книг есть та, которую Вы захотите отпустить. Сделать это просто! Принесите её в детский сад, запишите в тетрадь «Путешествие книг» и отпустите… Будьте готовы к тому, что расстаётесь со своей книгой навсегда и к тому, что какая - то понравившаяся книга останется у Вас! Тогда принесите новую взамен».

Так же необходимо было познакомить родителей с движением буккроссинг и показать, что «Живая полка» в группе - это место, откуда они могут взять книгу (положив взамен свою, если могут), прочитать её с ребёнком, обсудить с другими родителями, что-то посоветовать или наоборот выслушать мнение других родителей и т.д.

В процессе работы мы поняли, что необходима Книга (тетрадь) отзывов о прочитанном, где будет четыре раздела: Ф.И. родителя, который оставил книгу, название и автор книги, мнение о книге и дата.

В период анкетирования сформировалась творческая группа, в которую вошли воспитатели и наиболее активные родители, поддержавшие нашу инициативу. Информация о «Живой полке» была размещена в группе WhatsApp для родителей. И началась непосредственная работа по обмену книг.

В ходе бесед с родителями возникла необходимость разработать рекомендации по приобщению детей к чтению, организовать Читательскую гостиную. А ещё такая же «Живая полочка», в виде кормушки (для ума) появилась на территории детского сада. Мы разместили её на игровой площадке, чтобы во время общения с детьми и родителями на прогулке была возможность продолжить эту тему приобщения к чтению художественной литературы.

Вначале это были детские книги, которыми родители активно делились. А потом начался обмен книгами разного направления: воспитание, психология, домоводство, вязание, исторические романы, стихи и т.д. Мы

были приятно удивлены разнообразными интересами и увлечённостью наших родителей. Взрослые просматривали книги на полке, общались друг с другом и постепенно образовался «Читательский клуб» родителей. И тогда в беседах, ненавязчиво мы стали разговаривать о том, что чтение для детей должно стать ежедневной привычкой, стать необходимостью.

Ведь раньше, в среде просвещенного сословия семейные чтения были

естественным атрибутом духовного общения взрослых между собой и детьми. Но, к сожалению, многие культурные традиции были утрачены, в том числе и чтение в семье.

В чём же главное отличие семейных чтений от других его видов (классного, внеклассного и домашнего)? Да в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Всё - таки дети дошкольного возраста ещё не читатели, а слушатели. Им необходимо читать, читать и читать.

Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. В процессе слушания ребенок переживает вместе с героями их радости и неудачи и живо откликается на все, что с ними происходит.

Семейное чтение — это литература, интересующая всех членов семьи, обсуждение прочитанного всей семьей, это общение, сближающее людей разных возрастов.

Мы понимаем, что сначала бывает трудно найти время на то, чтобы почитать своему малышу, убедить себя, что это очень важное дело. Но поверьте, что когда совместное чтение прочно войдёт в вашу жизнь, то вы уже не сможете от него отказаться. Именно в такие минуты рождаются общие переживания, появляется единство взглядов и какие - то секретики с ребёнком, которые ещё больше сближают вас.

Данную методическую разработку мы рекомендуем воспитателям и надеемся, что она будет использоваться ими в процессе приобщения родителей и детей к семейному чтению.

Приложение №1

Рекомендация для родителей

«Как привить любовь к чтению»

Чтение имеет огромное значение в жизни детей, гораздо большее, чем в жизни взрослых. Книга, прочитанная в детстве, остается в памяти надолго, влияет на дальнейшее развитие ребенка, формирует миропонимание, вырабатывает определенные нормы поведения. Дети составляют особую категорию читателей, нуждающихся в постоянном внимании и со стороны родителей, и со стороны педагогов.

Советы

- С раннего детства приучайте ребенка к книге, читайте ему сказки, стихи.

Пусть уже с года, а то и раньше одним из постоянных подарков ребенку будет книга, соответствующая его возрасту. Старайтесь не форсировать события — усложнение материала должно происходить постепенно. Видите, что предложенная вами книга слишком трудна для ребенка или неинтересна? Не настаивайте. Отложите ее на время.

- Прививая ребенку культуру чтения, помните, что самый главный пример для ребенка — вы сами. Современные дети почти не видят своих родителей с книгой. Большинству родителей сейчас не до чтения, максимум, на что их хватает, — это на газеты и журналы. Выберите какую-либо книгу и читайте ее понемногу каждый вечер. Маленькому ребенку читайте сами, с более старшими детьми читайте вслух по ролям.

- Если ребенок категорически отказывается читать что-либо дополнительно, попробуйте почитать ему о том, чем он интересуется. Например, если он интересуется динозаврами — читайте о динозаврах. Малыш вошел во вкус совместного вечернего чтения, но никак не хочет читать самостоятельно? Пойдите на маленькую хитрость. Прервав накануне чтение на интересном месте, на следующий день сошлитесь на сильную занятость и предложите  ребенку прочесть дальше самостоятельно, а потом вам рассказать, что там произошло.

- Приучайте ребенка пользоваться библиотекой, для начала запишитесь

вместе в школьную или районную, вместе выбирайте там книжки.

- Не гонитесь за скоростью, больше внимания уделяйте правильности

прочтения слов, интонации и содержанию.

- Учите ребенка пересказывать, обсуждайте прочитанное. Не перегружайте кроху ежедневным чтением вслух — по данным психологов, непрерывное чтение вслух должно занимать у первоклассника 8–10 минут, а у второклассника 10–15 минут.

- Чтобы чтение не воспринималось ребенком как наказание, никогда не

наказывайте ребенка чтением вместо игры. Можно наказать ребенка, лишив его вечернего чтения, но не наоборот.

Долг каждого родителя, педагога и библиотекаря — научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. От того, как мы будем ей заниматься, зависит будущее нашей страны.

Приложение № 2

Консультация для родителей

«Удовольствие от чтения»

1. Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя сможете увидеть реакцию ребенка, и обратить его внимание на те моменты, которые особенно важны вам на данный момент.

2. Рассказывайте сказку с удовольствием, старайтесь не отвлекаться на посторонние дела. Ведь вы не просто знакомите малыша со сказкой – вы путешествуете вместе с ним по удивительному волшебному миру. Не оставляйте его там одного!

3. Прежде чем рассказать сказку малышу, убедитесь, что она простая и сможет донести до него нужную идею. Сказки очень важны для развития и воспитания детей. Но важно, чтобы родители подбирали сказки по возрасту и развитию своих деток.

4. Поучительные беседы должны быть короткими, чтобы ребёнок не устал и не потерял интерес.

5. Если малыш изо дня в день просит рассказать одну и ту же сказку –

рассказывайте. Значит, у него есть проблема, которую эта сказка помогает

решить. Особенно следует остановиться на детской любви к повторным чтениям. Все знают, что ребенок буквально «доводит» своих близких до изнеможения, требуя читать еще и еще раз одно и то же произведение. Дети жаждут повторных чтений, чтобы вновь и с большей силой пережить радостное волнение: их волнует и сюжет, и герои, и образные поэтические слова и выражения, и музыка речи.

6. Очень интересно поиграть в сказку, инсценировать её. В качестве персонажей можно использовать игрушки, фигурки, нарисованные и вырезанные, тени на стене. Сначала вы можете делать это самостоятельно, но очень скоро ребёнок охотно присоединится к вам.

7. Если ваш малыш не хочет слушать, то не нужно его заставлять, так как это не принесёт никакой пользы. Взаимное чтение книг должно приносить максимум удовольствия, а не быть непосильной ношей.

8. Не злоупотребляйте временем! Как правило, маленьким деткам в возрасте от года до трёх читают в среднем до десяти минут, в возрасте от трёх до пяти  лет 15-20 минут подряд и т.д. Подстраивайтесь под потребности своего ребёнка.

9. Выбирая сказки для чтения, ориентируйтесь на предпочтения вашего

ребёнка.

10. Не выбирайте страшных сказок, будоражащих воображение.

11. Рекомендуется чтение обоими родителями, что способствует становлению тесного душевного контакта ребёнка, как с мамой, так и с папой.

12. Читайте сказку медленно, выразительно, стараясь максимально передать эмоции действующих героев и обстановки.

13. Не заменяйте живое чтение «сухими безжизненными» аудиокнигами.

14. Помните: ребенок не может быть все время пассивным слушателем,

поэтому во время чтения надо активизировать его внимание! Пусть он за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации. Дети это очень любят. Можно предложить ребёнку вместе (хором) рассказывать. Читая сказки детям, обязательно следите за их реакцией. Ребенок всегда даст знать, понравилась ему сказка или нет. А если Вы хотите привить своему ребенку любовь к чтению – есть один простой секрет. Начинайте читать детям сказки как можно раньше, учитывая его возраст, интересы и характер – и только в этом случае Вы станете настоящим проводником в удивительный мир чтения для своего ребенка.

15. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.

16. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга - это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней.

17. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком. Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.

18. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха. В процессе чтения

детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя».

19. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо – в зависимости от содержания текста. Читая детям сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.

20. С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку.

Приложение № 3

Приемы мотивации чтения у детей

- Первый прием чему-то научить ребенка — это заражение. Дети копируют поведение родителей. Если они не видят в доме углубившихся в чтение книг взрослых, которые спешат поделиться новостью, у них не возникнет интерес к такому способу познания. Наивно полагать, что если все время проводить за экраном, ваш ребенок потянется к книжке.

- Чтобы дети читали книги, они должны вырасти в окружении книг. Требования экономии места, высокая мобильность и быстрое распространение электронных носителей вытеснили тяжелые тома книг, за которыми еще недавно записывались в очередь. Книжные шкафы и полки стали рассматриваться как невозможное ретро, не вписывающееся в современный дизайн, который почему-то называют евроремонтом. В домах европейцев чрезвычайно ценятся и берегутся старинные библиотеки или хотя бы их остатки. Если в домах нет следов интеллектуальной культуры, а только признаки финансового благосостояния, как дети узнают, что чтение и книги являются особыми ценностями? В доме с книжным шкафом, в котором можно покопаться хотя бы тайком, вырастет читающий ребенок.

- Читайте вместе с детьми то, что интересно и вам, и ему. Детская литература постоянно обновляется, и по-прежнему трудно следить за новинками. Заинтересованные мамы и даже некоторые папы сегодня легко обмениваются знаниями и рекомендациями через Сеть.

- Учите ребенка сочинять, сочиняйте с ним истории. Интерес к придуманным мирам лежит в основании потребности читать толстые книжки в будущем. Пересказывая старые сказки на новый лад, приписывая героям невероятные поступки, вы сформируете у ребенка творческое воображение. Дети с развитым творческим воображением будут искать более сложные и занятные истории, чем могут придумать они сами или вместе с родителями. Они потянутся к книгам.

- Учите с ребенком стихи. Детское стихотворение, размер выученного текста — это, говоря современным языком, формат текста, который ребенок может понять, связать, запомнить и пересказать за раз. Это «устойчивая порция», «квант», «единица» чтения. У детей, которые сразу сели за компьютеры, как правило, не сформирована устная речь и умение связно изложить свою мысль другому. Навыки оперирования текстами приобретаются не только во время механического чтения, но и в устной речи, в процессе ролевой игры, в самых разных социальных ситуациях.

- Разыгрывайте спектакли по мотивам известных книжных сюжетов. Детям интересны отношения между людьми, необычными персонажами, и, как только наступает время ролевых игр, они с удовольствием погружаются в их миры. С 4-5 лет «единицей чтения» становится событие, действие, которое произошло с двумя и более персонажами. Можно сказать, они начинают усваивать искусство диалога и делают еще один важный шаг на пути к формированию сюжетного мышления.

- И только после этого нам стоит уделить внимание обучению буквам и

складыванию слов и предложений. Техника чтения раньше отставала от воображения и мышления, и это было дополнительным мотивом: как можно быстрее научиться читать, чтобы удовлетворить свою потребность в новом знании.

Уважаемые родители! Читайте сами, читайте своим детям как можно чаще! Обсуждайте прочитанное! Развивайте познавательный интерес у детей. Желая расширить свои представления о предметах этих интересов, дети будут вынуждены читать. Другого пути нет. Нет чтения – нет речи!

Приложение № 4

Рекомендации для педагогов по работе с книгой

1. Вступительная часть — подготовка детей к восприятию произведения (показ обложки, картинки, короткая вступительная беседа, использование малых жанров фольклора, припоминание знакомых произведений данного автора, показ предметной наглядности, элементы инсценирования, создание игровых ситуаций, постановка проблемного вопроса, объяснение непонятных слов).

2. Основная часть — чтение художественного произведения, беседа с детьми по содержанию, использование различных приёмов, облегчающих его понимание детьми (рассматривание иллюстраций, повторное чтение и т.п.), упражнения в выразительной передаче речи.

Беседа после чтения с использованием вопросов, направленных на:

— понимание основного смысла произведения;

—пересказ содержания произведения.

Вопросы:

— позволяют узнать эмоциональное отношение детей к герою, понять его настроение и эмоциональное состояние;

— обращают внимание на мотив поступка, внешний облик, портрет героя, на сравнение героев, их поведения, характера со знакомыми детям явлениями действительности;

— позволяют ввести дошкольников в ситуацию, которая сложилась в

произведении, сделать их участниками событий;

— побуждают вспомнить, кто написал произведение;

— обращают внимание на речевые средства и особенности жанра.

3. Заключительная часть — возвращение непосредственно к тексту (повторное чтение произведения, если оно небольшое, или наиболее понравившихся детям эпизодов).

Виды занятий по ознакомлению с художественной литературой:

1) ознакомление детей с одним литературным произведением;

2) объединение рассказывания произведений одного литературного жанра на одну и ту же тему;

3) объединение одной темой произведений разных жанров: рассказ, стихотворение, басня, потешка и т.д.;

4) занятие с детской книжкой (старший дошкольный возраст): необходимо её наличие у каждого ребёнка.

Структура занятия по заучиванию стихотворений

1. Кратковременная вводная беседа. Подготовка дошкольников к восприятию стихотворения; обращение к эмоциональной образной памяти

детей, показ предметов, игрушек, картинок, близких теме стихотворения.

2. Выразительное чтение стихотворения педагогом и повторение его. В

старшей группе перед повторным чтением детей предупреждают, что стихотворение нужно будет заучить.

3. Разъяснительная беседа о самом стихотворении, форме его чтения.

4. Чтение стихотворения воспитателем дошкольного образования.

5. Чтение стихотворения детьми. Стихотворение заучивается целиком. Дети повторяют его индивидуально, а не хором (обычно это поручают тем, кто быстро запоминает). Заканчивается занятие наиболее ярким исполнением

Приложение № 5

«Методы приобщения детей к чтению»

Возможно, сегодня гаджеты и практически полностью заменили книгу, но совсем вытеснить ее из нашей жизни им никогда не получится. Ведь чтение — это еще и тактильное удовольствие, особый ритуал с неповторимой атмосферой, порождающий игру воображения, которую не может предоставить ни один фильм, ни одно новейшее изобретение.

 Читайте книги, любите их, и тогда ваши дети будут с удовольствием читать сами!

Как же приобщить детей к чтению?

- Показывайте своим примером, что чтение — это хорошо. Читайте сами, если не книги, то прессу, газету, журналы или романы. Главное, чтобы дети видели читающих родителей, и чтобы вам нравилось читать.

- Есть пословица, что дом без книг — это тело без души. Пусть в вашем

жилище будет много разнообразных книг, тогда рано или поздно ребенок проявит интерес хотя бы к одной.

- Читайте ребенку книги с самого детства: сказки на ночь малышам и веселые рассказы дошкольникам.

- Читайте, когда этого просит ребенок, а не когда вам удобно.

- Прививайте любовь к книгам, как к предметам — это незаменимое условие любви к чтению. Учите аккуратно обращаться с изданиями, не ломать переплет, не вырывать страницы.

- Не отказывайте ребенку в чтении, когда он сам научится читать. Переход к самостоятельному изучению книг должен быть постепенным.

- Важно подбирать книгу по возрасту. Содержание тоже должно соответствовать возрасту.

-Учить читать ребенка нужно не навязчиво, особенно если вы познаете буквы еще до школы. Читайте вывески, заголовки газет, пишите друг другу короткие записки.

- Говорите с детьми о прочитанном. Например, о героях и их поступках.

Фантазируйте — можно придумать новое продолжение сказки или сыграть в неё куклами. Это ещё больше заинтересует детей.

- Играйте в чтение. Читайте по очереди, по слову, по предложению. Стоит придумать множество развлечений с книгами, буквами и чтением, ведь игровое обучение дает хорошие результаты.

- Поддерживайте интерес к прочитанному. Так, после «Маши и медведей» можно сходить в зоопарк, посмотреть на Михаила Потаповича. После «Золушки» купить билет на одноименный спектакль, а после «Щелкунчика» на балет.

- Книги должны быть разнообразными и интересными. Потому что нет ничего хуже, чем чтение скучного и непонятного рассказа.

- Не запрещайте просмотр телевизора и игру в компьютере в угоду

чтению книг. Во-первых, потому что запретный плод сладок, и ребенок будет еще больше стремиться к экрану, а во-вторых — потому что из-за наложенных запретов у ребенка сложиться негативная реакция на книги.

- Разрешайте меняться книгами со сверстниками.

- Обустраивайте в доме удобные места для чтения. Это побуждает всех домочадцев читать больше.

- Заводите семейные традиции, связанные с чтением. Например, воскресным вечером — общее чтение.

- С самого детства читайте ребенку с выражением, используйте весь свой артистизм. Для малыша это целое представление, которое открывает ему книга. Пусть этот личный театр остается с ним всегда. Тогда, даже став взрослым, человек будет так же ярко воспринимать книгу, как когда-то на коленях мамы.

- Рассказывайте ребенку о личности автора, и, возможно, заинтересовавшись биографией, он захочет прочитать еще одно его произведение.

- Откажитесь от телевизоров в спальнях, как детских, так и взрослых.

Ведь такое соседство не порождает любви к чтению. К тому же, телевизор своим шумом мешает читать, а спутниковое телевидение отвлекает множеством каналов, интересными мультфильмами и телепередачами.

- Используйте книжки-сюрпризы с открывающимися окошками, дырочками для пальцев и игрушками для малышей-крох. Такие книжкиигрушки позволяют раскинуться фантазии и порождают интерес к книгам с самого младенчества.

- Не нервничайте, если ваш ребенок не любит книги или вовсе противится чтению. Ваше настроение передается отпрыску, накладывается на уже сформированное неприятие и создает устойчивый барьер для зарождения любви к литературе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ

Важно с раннего возраста воспитывать интерес у детей к книге....

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей...

Консультация «Ребенок и книга» и памятка в помощь родителям по развитию читательского интереса у детей.

  Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам...

Рекомендации логопеда родителям по развитию читательского интереса у детей

Консультация для родителей по развитию читательского интереса у детей...

Памятка для родителей "Как развивать читательский интерес у детей"

Памятка для родителей"Как развивать читательский интерес у детей"...

Актуальность использования метода проектной деятельности как средство активизации познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья

Главная задача работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья состоит в их  подготовке  к жизни, формированию  у них умения видеть и творчески решать возникающие проблемы; актив...

Методическая разработка Буклет для родителей "СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ"

В современном обществе, когда дети ориентированы на различные гаджеты больше, чем на книгу возрастает необходимость уделить большое внимание к формированию у ребёнка интереса и потребности в чтении. В...