Актуальность использования метода проектной деятельности как средство активизации познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья
статья по коррекционной педагогике (средняя группа)

Бондарук Елена Евгеньевна

Главная задача работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья состоит в их  подготовке  к жизни, формированию  у них умения видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в социуме. Воспитание и обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) имеет свои особенности, которые во-многом объясняются имеющимися у него психофизическими проблемами здоровья.   Прежде всего многие исследователи отмечают низкую познавательную активность, которая проявляется хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ. Такие авторы как Л.И. Переслени, У.В. Ульенкова, Н.Ю. Боркова отмечают, что дети с ОВЗ не могут целостно воспринять наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovz_ee.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА  У ДЕТЕЙ  С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Главная задача работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья состоит в их  подготовке  к жизни, формированию  у них умения видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в социуме. Воспитание и обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) имеет свои особенности, которые во-многом объясняются имеющимися у него психофизическими проблемами здоровья.         Прежде всего многие исследователи отмечают низкую познавательную активность, которая проявляется хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ. Такие авторы как Л.И. Переслени, У.В. Ульенкова, Н.Ю. Боркова отмечают, что дети с ОВЗ не могут целостно воспринять наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки

        Дети с ОВЗ - особая категория детей, которым уделяется наибольшее внимание в образовательном процессе. У многих детей с ОВЗ наблюдается разная степень выраженности двигательных, речевых, интеллектуальных, эмоционально-волевых расстройств. У данной категории детей наблюдаются также большие речевые дефекты, влияющие на развитие познавательных процессов. Эти дети имеют небольшой словарный запас, нарушение звуковой, лексической, грамматической сторон речи. По мнению С.Г. Шевченко снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний и представлений об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту.

        Таким образом, именно недостаточная познавательная активность является фактором, который сдерживает полноценный и своевременный процесс формирования базовых представлений и навыков у дошкольников с ОВЗ.

  • Вследствие этого необходимо правильно, максимально эффективно построить педагогический процесс, учитывая психофизические, возрастные и индивидуальные особенности учащихся. К сожалению, опыт работы с дошкольниками с ОВЗ демонстрирует, что традиционные формы и методы работы не всегда дают качественный и своевременный результат.
  •  Развитие познавательного интереса и речевого развития в различных областях и видах деятельности является одной из составляющих успешного обучения детей. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы диктуют педагогу необходимость выбирать наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интенсивных технологий, позволяющих оптимизировать коррекционно-развивающую деятельность.
  • Одним из перспективных методов развития познавательной и речевой активности является метод проектной деятельности.
  • Под проектной деятельностью понимается целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования (Е.С.Полат).
  •  Проектная деятельность обладает большим потенциалом для развития креативности, творческой активности детей с ограниченными возможностями здоровья.

 В основе проектного метода лежит идея Джона Дьюи, суть которой заключалась в том, чтобы стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи критического мышления).

  • Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
  • Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей,  способ взаимодействия  с  окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели (Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Пахомова Н.Ю.)
  • Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, это конкретное  практическое творческое дело,  поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды,  это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.

Суть проекта - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, получение новых знаний и умение их практически применять, а также  развитие критического мышления

  • Дети с ОВЗ – такие же прирождённые исследователи, неутомимые и старательные, как и обычные дошкольники и школьники. Любознательность, постоянные стремления наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
  • Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». Нужно только по-настоящему увлечь их предметом исследования.
  • Его может предложить педагог, руководствуясь требованиями программы, и быть при этом уверенным, что “самостоятельно добытые” учениками знания усвоятся надёжнее и прочнее. А можно предоставить ребятам возможность самим выбрать интересный проект, незаметно направив их энтузиазм в нужное русло.
  • Очень важно, чтобы цель проектной деятельности была сфокусирована именно на достижении практического результата, т.е. проект используется с целью, позволяющей что-то узнать, совместно выполнить, открыть что-то новое, чтобы в результате создать какой-то продукт. Проектная деятельность предполагает обязательное наличие продукта деятельности, что крайне важно для детей с ОВЗ. Они видят результат своей работы.  Конечно, для детей с ОВЗ не может идти речь о полноценных проектах, выполненных ими самостоятельно, а лишь об элементах проектной деятельности в классическом её понимании. Но для малыша и это уже достижение, ведь это его проект.
  • Необходимо выделить основные требования к использованию метода проектов. Прежде всего, для организации метода проекта необходимо наличие проблемы. Перед ребёнком стоит проблема, взятая из реальной жизни, важная и значимая для него. Для решения этой проблемы ему необходимо приложить имеющиеся знания и новые, которые еще предстоит приобрести.
  • Педагог может подсказать источники информации (что особенно важно для наших деток). Но в результате, они должны самостоятельно и совместными усилиями (под контролем педагога) решить проблему, применив необходимые знания и получить реальный результат. Ребенок должен научиться самостоятельно приобретать знания, которые могут и должны пригодиться ему в жизни. Этому и учит метод проектов.

УЧАСТВУЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА, ДЕТИ С ОВЗ ПРИОБРЕТАЮТ УМЕНИЯ:

  • ставить цели;
  • планировать свою работу;
  • работать с разными источниками информации;
  • перерабатывать информацию;
  • выбирать способы реализации целей;
  • выделять главное;
  • оценивать свою деятельность

общаться с другими детьми

СУЩЕСТВУЮТ НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ:

  • во время подготовки этапов проектной деятельности и при составлении плана включения их в совместную деятельность мы учитываем их психологическое и физическое состояние для обеспечения щадящей учебной, познавательной и коммуникативной нагрузки;
  • в ходе проектной деятельности необходимо участие различных специалистов: педагогов, педагога-психолога, специалистов физической и музыкальной подготовки, чтобы обеспечить взаимодействие на всех уровнях образовательного процесса;
  • родители являются активными участниками образовательного процесса. Присутствуют на занятии, пошагово учатся вместе с ребенком, помогают в выполнении домашнего задания и отборе информации, помогают составить рассказ, сообщение, нарисовать иллюстрации и сделать поделки Одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в линии “педагог-дети-родители”.
  • Использование в работе с детьми с ОВЗ проектного метода позволяет избежать эмоционального, физического, интеллектуального перенапряжения детей.
  • Метод проектов способствует формированию навыков рефлексии, критического и творческого мышления, воспитывает коммуникативные навыки, обучает детей взаимодействию в группе, умению публично выступать и работать в команде.
  • Кроме того, он воспитывает целеустремленность, ответственность, инициативность и настойчивость, уверенность в своих силах, положительное отношение к учебе и труду.

Если проектная работа выполняется ребёнком с удовольствием, вызывает познавательный интерес, приносит радость, то значит она менее энергозатратная. Поэтому проектный метод является и здоровьесберегающим

  • Таким образом, хочется отметить, что метод проектирования актуален и очень эффективен в развитии детей с особенностями в развитии.
  •  Он даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в окружающем социуме.
  • Эта работа оказывает огромное влияние как на отдельного ребёнка в плане развития его самостоятельности, так и на коллектив в целом, поскольку достижение единой цели очень сплачивает детей.
  • Но, самое главное, метод проектов повышает познавательную активность учащихся, учит организовывать деятельность и размышлять. А это важнейшие умения, которые будут способствовать будущей успешной взрослой жизни.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ – СПОСОБСТВОВАТЬ ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ПОВЫШЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ВОСПИТАННИКОВ С ОВЗ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • Таким образом, становится очевидной цель метода проекта она обусловлена основными проблемами, препятствующими полноценному развитию ребёнка. В данном случае нам необходимо активизация познавательной активности и преодоление негативных психологических особенностей воспитанника с ОВЗ.
  •  Критерием результативности работы по использованию метода проектной деятельности в развитии познавательных интересов у детей с ограниченными возможностями здоровья является исходный и итоговый мониторинг.

Задачи работы:

  • дать понятие о методе проекта, особенностях его реализации, рассмотреть общую характеристику метода проектной деятельности;
  • выявить цели и особенности проектной деятельности;
  • определить роль метода проектов в развитии познавательной активности личности ребёнка;
  • рассмотреть исторический аспект проблемы интереса в психолого-педагогической литературе;
  • рассмотреть исторический аспект метода проектов;
  • рассмотреть этапы работы над проектом и классификацию проектов;
  • выявить ведущие признаки в проектной технологии;
  • апробировать метод проекта как средства повышения познавательной активности у детей с ОВЗ;
  • подобрать диагностический материал для выявления уровня познавательных способностей детей;
  • Проанализировать результаты апробации метода проектной деятельности в процессе развития познавательных способностей детей с ОВЗ.
  • Объект исследования: Познавательная деятельность детей дошкольного возраста с ОВЗ в процессе образовательной деятельности
  • Предмет исследования: Процесс организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ с использованием проектных технологий.

Изучение психолого - педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу:

  • Гипотеза исследования: проектная деятельность способствует развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста с ОВЗ если она целенаправленно организуется педагогом в образовательной и в самостоятельной деятельности

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  • Анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме.
  • Моделирование образовательных ситуаций,
  • Беседы,
  • Индивидуальная работа с детьми,
  •  Наблюдение в ходе самостоятельной деятельности,
  •  Проведение диагностических ситуаций с детьми,
  • Обобщение результатов мониторинга.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • Повышение качества знаний, положительная динамика формирования познавательной деятельности обучающихся.
  • Развитие познавательного интереса детей с ОВЗ.
  • Формирование умений и навыков исследовательской и проектной деятельности.
  • Воспитание самостоятельной творческой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов песочной терапии как средства развития и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья

В последнее время, в связи с возросшим интересом к закономерностям формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья наблюдается комплексное использование различных технологий, сред...

Проектная деятельность как средство формирования познавательных интересов и познавательных действий детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО

Выступление в рамках секционного заседания городской конференции  «ФГОС дошкольного образования: галерея лучших педагогических практик»...

Статья "Использование метода сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

В статье раскрыто понятие сенсорной интеграции,   развитие сенсорной интеграции у воспитанников дома ребёнка....

Проектная деятельность как средство развития познавательных интересов ребенка ( на примере МДОУ дс «Зернышко»)

ОглавлениеВведение………………………………………………………………………......31. Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольника………………………………………………………………………71.1 Исторические и теоретические пред...

Мастер-класс "Музыкально-игровая деятельность как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"

Представленный мастер-класс будет интересен педагогам дошкольного образования, работающим с детьми со сложными нарушениями в развитии: музыкальным руководителям, воспитателям, педагогам-психологам, а ...

Проектная деятельность, как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики,  так как познавательная деятельность  пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятель...

Публичное выступление по теме: «Проектная деятельность как средство формирования познавательного интереса старших дошкольников»

Как формировать у ребенка познавательный интерес. Наблюдая за своими воспитанниками, я заметила, что у них есть потребность в исследовательской деятельности. Я решила создать в группе для н...