Формирование предпосылок универсальных учебных действий
статья
Понятие «Универсальные учебные действия».
В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком значении этот термин можно определить как комплекс действий учащегося (ребенка), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний.
Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_fuud.docx | 17.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование предпосылок универсальных учебных действий
Понятие «Универсальные учебные действия».
В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком значении этот термин можно определить как комплекс действий учащегося (ребенка), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний.
Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний.
Функции универсальных учебных действий:
- обеспечение возможностей ребенка самостоятельно осуществлять процесс учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей ребенка.
Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Виды универсальных учебных действий.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) коммуникативный; 4) познавательный.
Личностные УУД:
1) Самоопределение
- осознает свои умения, возможности, нравственные качества, способности;
- осознает свою роль в семье;
- адекватно и критично оценивает свои достижения и личностные качества.
2) Смыслообразование
- проявляет осознанные познавательные интересы;
- устанавливает для себя личностно-значимые цели учения («Я хочу знать, потому что…» «Мне интересно учиться, потому что…»;
- имеет мотивацию к социально-значимой и оцениваемой деятельности (Я хочу научиться, чтобы…».
3) Нравственно-этическая ориентация
- соотносит события и собственные поступки с принятыми моральными принципами;
- самостоятельно выделяет нравственный аспект поведения;
- проявляет эмпатию, сопереживание, внимательное и доброжелательное отношение к людям, их чувствам;
- Способен к моральной самооценке («Я поступил хорошо (плохо), потому что…»)
Регулятивные УУД
1) Целеполагание
- ставит перед собой учебную задачу;
- сохраняет заданную цель;
- выделяет и соотносит известное и неизвестное.
2) Планирование
- составляет план и последовательность своих действий для достижения поставленной цели, результата.
3) Прогнозирование
- предвосхищает результат своих действий.
4) Контроль
- осуществляет действие по образцу и заданному правилу;
- сравнивает свой результат с образцом;
находит ошибку, как с помощью взрослого, так и самостоятельно.
5) Коррекция
- вносит изменения в свой план и способ действия, как по указанию взрослого, так и самостоятельно.
6) Оценка
- оценивает свои возможности, интересы, трудности;
- осознает качество своего усвоения;
- адекватно принимает оценку своего результата взрослым и сверстником.
7) Саморегуляция
- проявляет волевые усилия;
- преодолевает препятствия;
- доводит начатое до конца.
Коммуникативные УУД
1) Продуктивное взаимодействие
- интегрируется в группу сверстников;
- позитивно относится к процессу учебного сотрудничества;
- определяет и выбирает способы взаимодействия.
2) Разрешение конфликтов
- выявляет и осознает разногласия, несовпадения интересов;
- учитывает и уважает позицию партнера
- отстаивает свою позицию.
3) Управление поведением партнера
- оценивает, контролирует и корректирует действия партнера.
4) Владение монологической и диалогической речью
- слушает собеседника и вступает в диалог;
- участвует в коллективном обсуждении проблемы;
- полно и точно выражает свои мысли.
Познавательные УУД
1) Общеучебные
- самостоятельно выделяет и формулирует познавательную цель;
- выбирает наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
- контролирует и оценивает результаты своей деятельности;
- использует наглядные модели (схемы, чертежи, планы);
- понимает смысл прочитанного.
2) Логические УУД
- анализирует – выделяет существенные признаки;
- синтезирует – составляет целое из частей;
- способен к проведению сравнения, классификации, обобщения объектов;
- устанавливает причинно-следственные связи;
- логически рассуждает, выстраивает доказательства.
3) УУД по постановке и решению проблемы
- формулирует проблему;
- самостоятельно создает способы решения проблем творческого и поискового характера.
Критерий оценки сформированности универсальных учебных действий
- соответствие возрастно – психологическим нормативным требованиям;
- соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и логикой возрастного развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования предпосылок универсальных учебных действий
Презентация "Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования педпосылок универсальных учебных действий"...
Формирование предпосылок универсальных учебных действий в ДОУ
презентация по теме: Универсальные учебные действия...
Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников и младших школьников с помощью игрового комплекта PERTRA.
Игровой комплект Пертра предназначен для психологического развития и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста. Способствует обогащению внимания, зрительной, тактильной, кинестет...
Доклад на тему: "Формирование предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста"
Выступление на методическом объединении...
Формирование предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста как основа их дальнейшего успешного обучения
Содержание психолого - педагогичекой роботы со старшими дошкольниками по формированию УУД...
Методические рекомендации по формированию предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников посредством игр и игровых упражнений
Методические рекомендации по формированию предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников посредством игр и игровых упражнений будут полезны для педагогов образовательных организаций...
Механизмы формирования предпосылок универсальных учебных действий на основе системно- деятельностного подхода
Концептуальная идея формирования УУД ,принятая в образовательной системе Л. Г. Петерсон, состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения и проходят сл...