«Использование развивающих игр В. В. Воскобовича для интеллектуального развития дошкольников»
консультация

Технология В. Воскобовича — это путь от практики к теории. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_v.voskobovicha.docx26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Пукане» комбинированного вида города Ядрин

 Чувашской Республики

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Тема:

«Использование развивающих игр

В. В. Воскобовича для интеллектуального развития дошкольников»

Подготовил:

                                          учитель – логопед Константинова Л.А.

Ядрин 2022

На современном этапе развития образования острой стала проблема увеличения числа детей с ОНР. 

По мнению Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой и др. у детей с ОНР развитие звукопроизношения не соответствует возрастным показателям, проявляется недостаточность мыслительных операций, низкий уровень организации семантических полей, формирование всех компонентов речевой системы: лексики, фонетики, грамматического строя, связной речи.

Система коррекционной работы у детей с ОНР может строиться с опорой на:  

 - интеллектуальные,

-  развивающие,

-  игровые,

-  инновационные методы и средства.

Игровые средства обучения являются ведущими в дошкольном возрасте, независимо от нарушения, так как игра - ведущий вид деятельности дошкольников (А.Н. Леонтьев). Поэтому в логопедической работе эффективность коррекции звукопроизношения зависит от эффективности использования дидактических игр во всех видах деятельности.

Использование развивающих игр в коррекционно- педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной, снимает излишнюю дидактичность обучения, позволяет решить проблемы мотивационного характера, способствует осуществлению качественной индивидуализации обучения детей.

Развивающие игровые технологии, разработанные В.Воскобовичем, важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны. Они включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям в непринуждённой обстановке проявлять речевую активность, контролирует правильность выполнения действий.

Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными.

Учитывая особенности высшей психической деятельности рассматриваемой

категории детей, всё вышеперечисленное приобретает наибольшую значимость.

Многофункциональность, многообразие и возрастная адекватность развивающих игр В.Воскобовича позволяет использовать их для решения указанной проблемы – коррекции и формирования речевых и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с

ТНР (ОНР).

Развивающие игры В.В. Воскобовича- это интеграция психологических, педагогических и логопедических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определённых навыков и умений. 

Ребёнок окружается непринуждённой, весёлой, интеллектуально- творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и вырастет ощущение внутренней раскованности за счёт поддержки его творческих начинаний.

           Развивающие игры В.В. Воскобовича позволяют:

  • Подбирать материал разной степени сложности. Конкретным детям всегда можно предложить то, что соответствует в данный момент его возможностям и задачам обучения.
  • Во время логопедических занятий с использованием развивающих игр у детей исчезает негативизм, связанный с многократным повторением речевого материала.
  • Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность

Характеристика развивающих игр Воскобовича

  • Широкий возрастной диапазон участников игр
  • Многофункциональность
  • Сказочная огранка
  • Творческий потенциал
  • Конструктивные элементы

Технология Воскобовича — это путь от практики к теории. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач.

Незаметно для себя, малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

Именно таким игровым обучающим средством является «Игровизор» - это интеллектуальный тренажёр - блокнот размера А4 из двух скреплённых листов.

Нижний лист картонный, верхний — из прозрачного пластика. Под пластиковый слой подкладываются листы с развивающими заданиями, на нём ребёнок маркером выполняет различные задания. Но в Игровизоре, картонка не просто картонка, а целая система координат. Да еще и с подсказками. В правом верхнем углу расположен ПаВлин, а в правом нижнем ПоНи, в левом верхнем — ЛеВ, в левом нижнем ЛаНь. По такой «разлиновке» удобно и писать, и рисовать, рисовать фигуры по алгоритму (графические диктанты): две клетки направо, пять вниз …..

Плюс книжки с заданиями, которые с игровизором можно использовать многократно, т.к. задания будут выполняться на пленке:

 «Катя, Рыжик и Рыбка»,

«Лабиринты букв 1: гласные»,

«Лабиринты букв 2: согласные»,

«Лабиринты цифр»,

«Предметный мир».

Но кроме этого можно использовать и другие пособия.

В играх с интеллектуальным тренажёром развивается

мелкая моторика руки,

 точность  движений,

происходит подготовка руки к письму.

Они способствуют развитию

интеллектуальной культуры, умению учиться:

 принимать учебную задачу,

 находить пути её решения,

 контролировать себя в процессе работы,

 достигать результата.

Ребёнок,выполняя задания, может оценить результат и легко исправить ошибку.

«Игровизор» делает учение интересным занятием для дошкольника, снимает проблемы мотивационного плана, порождает интерес к приобретению знаний, умений и навыков. Использование его в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной

интересной деятельности, организованной взрослым или самостоятельной.

Цель применения данной технологии заключается коррекции нарушений речи и развитие сопровождающих неречевых процессов в игровой обстановке.

Игровой тренажер «Игровизор» Вячеслава Вадимовича Воскобовича соответствует требованиям ФГОС. Он раскрывает задачи, поставленные ФГОС и способствует более эффективному проведению коррекционных мероприятий.

 «Игровизор» можно использовать на всех этапах формирования правильного

произнесения звуков:

Подготовительный этап - формирование артикуляционного аппарата к поставке звуков. Используются игры по развитию мелкой моторики, плавности и точности движений. Выполнение заданий на  игровизоре:     выделение,

 соединение,

обводка по контуру,

 штриховка,

дорисовка,

рисование и т.д.

Второй этап – постановочный. Ребенок воспринимает артикуляционные фонемы, пользуясь при этом зрением, слухом, мышечными ощущениями и сознательно пытается воспроизвести правильные движения органов артикуляции. Он с помощью взрослого или самостоятельно рисует на игровом поле и одновременно произносит тот или иной звук.

 «Дует холодный  ветер» ( с-с-с…),

 «Подуй теплым воздухом» (ш-ш-ш …),

 «Летим на самолете» (л-л-л…),

«Едем на машине (р-р-р…),

 тракторе (др-др-др…),

мотоцикле (тр-тр-тр…)» и т.д.

Автоматизация - включение поставленных звуков в слоги, слова,

предложения и в самостоятельную речь ребенка. Сначала соединяем изолированно поставленный согласный с гласными: [а], [о], [у], [ы], [э] в прямые слоги (са, со, су, сы, сэ), в обратные (ас, ос, ус, ыс, эс) и со стечением согласных (ста, сто, слу, слы).

Дифференциация - последовательно различаем смешиваемые звуки по моторным (двигательным) и акустическим (слуховым) признакам в игровых упражнениях по твердости и мягкости; звонкости и глухости; ударности и безударности слогов.

Поэтапность и систематичность использования игрового тренажера «Игровизор» способствует коррекции звукопроизношения у детей с ОНР.

С помощью игровизора можно:

  • просто рисовать;
  • под пластиковый лист положить развивающее пособие и обводить (показывать путь по лабиринту, обводить по контуру, проводить по дорожкам);
  • можно писать графические диктанты, обучающие ребенка ориентированию на плоскости, изображать фигуры, копировать изображение по клеточкам, знакомить с понятием симметрии и т.д.
  • Применяя игровизор на занятиях по обучению грамоте можно закреплять звуко- слоговой анализ слов, знание букв, автоматизации звуков и т.д. (подбери картинку к схеме, обведи картинки с заданным звуком, дорисуй буквы и т.д.)

Несомненными достоинствами игровизора являются его:

 экономичность (заданиями можно пользоваться неоднократно),

 вариативность (с помощью одного листа можно решить несколько задач), 

самоконтроль (ребенок сможет самостоятельно увидеть ошибку и принять меры для ее исправления).

Использование этого игрового образовательного средства обучения  способствует  развитию творческого воображения, логического мышления и памяти у дошкольников.

Выполнение заданий на "Игровизоре" очень нравится детям, ведь это очень интересно и полезно, так как развивается мелкая моторика, формируется моторный образ буквы, знакомим детей с гласными и согласными звуками, тренируем навык чтения. И всё это в игре.

Доступен «Игровизор» и для изготовления и применения и в домашних условиях! Играйте с удовольствием в развивающие игры В.В. Воскобовича – они многофункциональны, вариативны, системны, сказочны и комфортны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника» В.В. Воскобович

Тема: «Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника» Цель: - повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий пр...

Мастер-класс для воспитателей "Использование развивающих игр В.Воскобовича для интеллектуального развития дошкольника"

Мастер-класс для воспитателей "Использование развивающих игр В.Воскобовича для интеллектуального развития дошкольника"...

«Использование технологии В.В.Воскобовича в интеллектуальном развитии детей»

Цель: Повышение профессиональной компетенции педагогов.Задачи:1. Расширить представления о развивающих игровых технологиях Воскобовича;2. Сформировать навыки практического использования...

Мастер-класс для воспитателей «Развивающие игры В.В.Воскобовича в интеллектуальном развитии дошкольников»

Мастер-класс для воспитателей «Развивающие игры В.В.Воскобовича в интеллектуальном развитии дошкольников»...