Условия успешной адаптации детей в ДОУ. Рекомендации для родителей
консультация (младшая группа)
Детский сад - новый период в жизни ребёнка. Для малыша - это прежде всего, первый опыт коллективного общения. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Условия успешной адаптации детей в ДОУ. Рекомендации для родителей
Детский сад - новый период в жизни ребёнка. Для малыша - это прежде всего, первый опыт коллективного общения. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад.
При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного:
• Четкий режим дня,
• отсутствие родителей,
• другой стиль общения,
• новые требования к поведению,
• постоянный контакт со сверстниками,
• новое помещение.
Все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате нарушается сон, аппетит, появляются различные страхи, малыш отказывается играть с другими детьми, часто болеет и т. д.
Адаптация - процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление организма к изменившимся условиям жизни к новой обстановке.
Длительность периода адаптации зависит от многих причин:
- от особенностей нервной деятельности и возраста ребёнка;
- от состояния здоровья;
- от различий домашней обстановки и детского учреждения;
- от разницы в методах воспитания.
Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребёнок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям.
Существует три фазы адаптационного процесса:
1. Лёгкая – в этом случае малыш вливается в детский коллектив за 2-4 недели. Он без слёз и с интересом заходит и остаётся в группе. При обращении глядит в глаза воспитателя. Способен озвучить просьбу о помощи. Первым идёт на контакт с ровесниками. Умеет занять себя на короткий промежуток времени. С лёгкостью подстраивается под распорядок дня в д/с. Рассказывает родителям о том, что интересного было в садике.
2. Средняя – адаптационный период в д/с не менее 1,5 месяца. При этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует негативные реакции. С трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки. При отвлечении забывает о расставании, включается в игру, общается со сверстниками и воспитателями. Придерживается озвученных правил и распорядка дня. Адекватно реагирует на замечания.
3. Тяжёлая – малыш проявляет открытую агрессию при посещении д/с. Продолжительность пребывания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет. Ребёнок не желает контактировать с ровесниками и взрослыми, слёзы, истерики при расставании с родителями в течение долгого времени. Отказ заходить из раздевалки в группу, нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку. Неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя – слёзы и истерика. В тяжёлом случае говорят о невозможности посещения детского сада.
Этапы развития адаптации:
1 этап – подготовительный.
2 этап – основной.
3 этап – заключительный.
I. Подготовительный этап к адаптации:
Чтобы адаптация ребёнка к д/с прошла успешно, надо готовить его заранее:
- Следует рассказать малышу, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему мама и папа хотят, чтобы он или она пошли в д\с. К примеру, маме очень нужно выйти на работу для улучшения финансового положения в семье. И чем увереннее мама будет в целесообразности посещения д/с, тем больше у неё будет уверенности в скорейшем достижении цели – адаптации.
- Показать ребёнку д/с, понаблюдать за прогулкой ребят, которые уже ходят в садик. По возможности приобщите малыша к совместной игре с другими детьми.
- Отучать малыша от привычки укачивания, соски, кормление из бутылочки, ходить в подгузниках.
- К моменту поступления в д/с ребёнок должен уметь: а)самостоятельно садиться на стул, горшок; б) сам пить из чашки; в)пользоваться ложкой; г)активно участвовать в одевании, умывании;
- Познакомьтесь с меню д/с и введите в рацион питания вашего малыша новые для него блюда.
- Поиграйте с ребёнком в «Детский сад». Замечательно, если с вами будут играть любимые игрушки. Расскажите, что в садике едят и спят, там у каждого есть кроватки, шкафчики, полотенце. Научите правильно садиться на горшок или унитаз. Во время игры научите малыша здороваться, обращаться с другими детьми, просить , а не отнимать игрушки, в свою очередь- предлагать игрушки другим детям.
- Постарайтесь узнать побольше про будущего воспитателя, изучите отзывы других родителей. Познакомьтесь с ним и расскажите о характере и привычках вашего малыша. Старайтесь общаться с воспитателем доброжелательно, избегайте конфликтов.
На данном этапе ребёнку предстоит познакомиться с большим количеством новых людей и необходимости с ними взаимодействовать. Надо привыкнуть к новому режиму, научиться самостоятельно кушать, правильно держать ложку, сидеть за столом, одеваться, засыпать в кроватке. Привыкать к отсутствию родного человека.
II. Основной этап:
Первую неделю родители приводят малыша на завтрак и на прогулку. Постарайтесь не оставлять ребёнка на полный день. Желательно первое время забирать его тогда, когда он ещё не устал. Время пребывания в саду увеличивайте постепенно. Придумайте, как мотивировать ребёнка для похода в садик, например, в садике ему нужно обязательно поздороваться с мишкой или обезьянкой, а может быть, по нему скучает машинка, неваляшка, кукла? Договоритесь с ребёнком, что он будет приносить в детский сад только те игрушки, с которыми он готов поделиться, и пропажа или порча которых не вызовет бурю слёз. Помните, сейчас идёт адаптация к детскому саду, это и так тяжело для вашего ребёнка, и лишнее потрясение ему совсем ни к чему. Расставание с мамой - для всех животрепещущий вопрос. Воспитатель поможет вам в этом, но ваших силах сделать расставание менее болезненным. Узнайте, как ребёнок чувствует себя в ваше отсутствие. Если он быстро успокаивается, не грустит то, скорее всего, причина в вашем расставании. Необходимо придумать или изменить процесс прощания, чтобы малышу было легче отступить.
Обязательно оставьте в садике запас одежды и белья, чтобы в случае необходимости ребёнка можно было быстро переодеть в чистую и сухую одежду.
Одежда, в которой вы приводите малыша в д/с должна быть удобной и комфортной. Что для вас важнее – чтобы он выглядел самым модным и стильным или, чтобы он не боялся испачкаться и помять или порвать одежду? Обратите внимание на удобство застёжек на всей одежде. Пусть ребёнок чувствует себя комфортно и свободно, а одежда не будет предметом ваших сожалений и претензий к ребёнку и к воспитателям. Собираясь с ребёнком в д/с или на прогулку, не торопитесь одеть малышку – пусть он попробует справиться сам. Спокойно помогайте малышу во время одевания, объясняйте, как правильно надеть колготки, футболку, ботиночки, шапочку и т.д.
III. Заключительный этап:
Ребенок посещает детский сад полный день, его оставляют на сон. Очень часто родители уверены, что ребёнку не нужен дневной сон, ведь дома его не уложить. В д/с дети спят, потому что их жизнь гораздо более динамична и насыщена, и после обеда дети просто валятся с ног от усталости. Первые дни пребывания в д/с потребуют немало терпения от родителей. Ребёнок может стать вредным, устраивать внезапные истерики, отказываться спать вечером. Причина подобного поведения – стресс, который малыш испытывает в течение дня. Организму необходима разрядка. Поэтому негативные эмоции «выплёскиваются» вечером в присутствии взрослых. Родителям следует создать спокойную обстановку в семье. Ребёнку необходимо помочь снять напряжение, накопившееся за время пребывания в д/с.
Можно проводить игры, которые хорошо помогают справиться с напряжением.
Игры на воде: наберите в ванну тёплой воды, включите тёплый высокий душ. Вся «накипь» дня – усталость, раздражение, напряжение уйдёт «стечёт» с малыша. Игры в воде должны быть нешумными, спокойными. Можно пускать мыльные пузыри, играть с губками – смотреть, как они впитывают и отдают воду. Устройте ребёнку дождик из губки, превратите в кораблик или дельфинов. Дайте 2-3 баночки – пусть переливает водичку туда – сюда. Вид и звук льющейся воды действует умиротворяюще. Через 15-20 минут ребёнок будет спокоен. Хорошо играть в игры на подражание –«Попрыгаем, как зайчики», «Полетаем, как воробушки», «Походим, как мишки косолапые». Умение повторять действия взрослых пригодятся ребёнку на физкультурных, на музыкальных занятиях и во время подвижных игр в д/с.
Необходимо условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и детском саду
В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребёнок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке. Старайтесь при ребёнке не говорить плохо о воспитателях и про д/с.
Во время адаптационного периода необходимо учитывать все индивидуальные привычки ребёнка даже вредные и ни в коем случае не перевоспитывать его. Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании. Строгое напоминание о том, что он обещал не плакать, тоже неэффективно. Дети этого возраста не умеют держать слово. Нельзя пугать д/с! «Вот будешь себя плохо вести, опять в д/с пойдёшь!»
Взрослым следует организовать эмоционально насыщенное общение с детьми. Как можно больше находитесь с малышом на свежем воздухе. Гуляя вместе с ним, вы можете обсудить события дня.
Вечером можно включить спокойную не громкую музыку, записи шума моря или звуки дождя, почитать сказку. Попробуйте исключить телевизор из вечерних развлечений. Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на психику ребёнка. Можно посмотреть какой-нибудь спокойный мультик. Перед сном можно сделать малышу расслабляющий массаж.
Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции. Это означает, что: - при утреннем расставании ребёнок не плачет и с желанием идёт в группу; - ребёнок всё охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы;
- малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые игрушки;
-ребёнок стал более самостоятельным в навыках самообслуживания;
- нормализовался сон, восстановился аппетит;
Самая главная задача, которую должны решить работники детского сада и родители в период адаптации – сделать детский сад для ребенка желанным.
Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность.
И очень скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Cообщение для родителей «Взаимодействие ДОУ и семьи как условие успешной адаптации детей к детскому саду»
Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоув...
Консультация для родителей "Сотрудничество с родителями, как одно из условий успешной адаптации детей к детскому саду "
Уважаемые родители! Мы очень рады всех вас видеть! Вы сейчас вступаете в важный период вашей жизни и жизни вашего ребенка - он идет в детский сад. И для того, чтобы адаптация его к новым условиям прош...
Консультация для родителей "Сотрудничество с родителями, как одно из условий успешной адаптации детей к детскому саду "
Уважаемые родители! Мы очень рады всех вас видеть! Вы сейчас вступаете в важный период вашей жизни и жизни вашего ребенка - он идет в детский сад. И для того, чтобы адаптация его к новым условиям прош...
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"...
Методические рекомендации для педагогов ДОУ: «Реализация художественно-эстетического направления развития ребенка, как одно из условий успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению»
Проект адаптация в доу...
Использование арт-терапии как условие успешной адаптации детей дошкольного возраста в условиях ДОУ (методические рекомендации)
Арт-терапия в учреждениях дошкольного образования – это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Ее привлекательность можно объяснить тем, что, в отличие от основных ко...
Консультация для родителей Сотрудничество с родителями, как одно из условий успешной адаптации детей к детскому саду
Консультация для родителейСотрудничество с родителями, как одно из условий успешной адаптации детей к детскому саду Условия успешной адаптации:Готовность детей к детскому саду;Готовность родителей;Пси...