Игры и упражнения по лексическим темам.
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Светлана Михайловна Гува

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Лексическая тема:

  «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ».

Расширение словарного запаса детей:

белка, лиса, еж, заяц, волк, лось, медведь, кабан, хвост, рога, лапы, копыта, берлога, логово, нора, дупло, лес.

Признаки: колючий, рыжая, серый, злой, пушистый, хитрая, бурый, трусливый, полосатый, косолапый, длинноухий, сильный, быстрый, зубастый, неуклюжий, красивый.

Действия: ходить, рычать, прыгать, колоться, красться, бродитm.

Пальчиковая гимнастика

Игра с пальчиками. Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного и кончая мизинцем. В обратном направлении – от мизинца к указательному. Сначала ребенок соединяет пальчики одной руки, потом – другой (на ударные слоги):

                                           1-2    1-3            1-4          1-5

Еж, медведь, барсук, енот

  1-5         1-4            1-3               1-2

Спят зимою каждый год (смена рук).

1-2          1-3            1-4            1-5

Волка, зайца, рысь, лису

                                           1-5          1-4            1-3                  1-2

И зимой найдешь в лесу.

Игры на развитие речевого дыхания и голоса

Ежик принюхивается. Ежик пыхтит: «Пых-пых-пых-пых».

Волк воет: «У-у-у-у-у». (произносить тихо и громко)

Разговор Лисы и Зайца. «Су-зу-су-зу, зу-су-зу-су, Зайка, где ты был?» - «В лесу. За-са-за-са, ты не съешь меня, Лиса?»

Игра «Один-много» (родительный падеж)

Взрослый называет существительное в единственном числе именительного падежа, а ребенок называет существительное во множественном числе родительного падежа (много кого).  

Белка – белок, лиса-лис, еж-ежей, заяц-зайцев, волк-волков, лось-лосей и т.д.

Игра «Назови чей?»

Ребенок отвечает на вопрос чей, чья, чьё?

У лисы хвост – лисий, лапы – лисьи, морда – лисья. Аналогично: у медведя, волка, зайца.

Игра «У кого – кто?»

(образование существительных в ед. и мн. числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами)

У белки-бельчонок, бельчата; у зайчихи – зайчонок, зайчата; у лисы – лисенок, лисята; у волчихи – волчонок, волчата; у медведицы – медвежонок, медвежата и т.д.

Игра «Назови ласково»

Белка – белочка, медведь – медведушка, еж – ежик, заяц – зайчик и т.д.

Опиши любого животного по плану.

  1. Название;
  2. Где живет;
  3. Внешний вид (размер, окраска, длина шерсти);
  4. Жилище (берлога, логово…);
  5. Повадки;
  6. Как добывает корм;
  7. Как защищается;
  8. Чем питается;
  9. Кто является его врагом;
  10. Как называются его детеныши.

Звуки  [Б - П].

Звук [Б] – согласный, звонкий; звук [П] – согласный, глухой.

Игра «Не ошибись»

Взрослый произносит согласные звуки [б] или [п], ребенок хлопает в ладоши, услышав звук [б], а услышав звук [п] поднимает правую руку:

Б-п-п-б…

Ба-пу-бу-по-па…..

Вылепить из пластилина   буквы Б, П.

Подобрать картинки, в которых есть звуки [б], [п] и разложить эти картинки рядом с буквами Б, П.        



Предварительный просмотр:

Лексическая тема:

«ПОСУДА».

Расширение словарного запаса детей:

Сервиз, тарелка, чашка, блюдце, вилка, ложка, нож, чайник, поварешка, кастрюля, сковорода, кухня, сито, таз, самовар, салатница, хлебница, сухарница, молочник, сахарница, кофейник, росписи посуды – Гжель, Хохлома, городецкая.

Признаки: кухонный, столовый, глубокий, мелкий, чайный.

Действия: накрывать, готовить, мыть, жарить, варить, тушить, кипятить, греть, взбивать, мазать, печь, отрезать, нарезать, остудить, подогреть.

Пальчиковая гимнастика

Насыпать в кастрюлю 1-1,5 ктлограмма гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и делает движения, имитирующие работу рук при замешивании теста, приговаривая:

Мы тесто месили, мы тесто месили:

Нас тщательно все промесить попросили,

Но сколько ни месим и сколько ни мнем,

Комочки опять и опять достаем.

Игры на развитие речевого дыхания и голоса

Дуем на горячий чай. Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай. (выдох).

Пыхтящий чайник. Произносить: «Пых-пах-пох! Пых-пих-пых-пих!»

Игра «Один-много» (родительный падеж)

Взрослый называет существительное в единственном числе именительного падежа, а ребенок называет существительное во множественном числе родительного падежа (много чего).  

Стакан- стаканов, кастрюля – кастрюлей, ложка – ложек, блюдце-блюдцев, чашка - чашек и т.д.

Игра «Жадина»

        Ребенок использует слова «мой», «моё», «моя», «мои».

Мой нож, моя ложка, мои сервизы, мой стакан и т.д.

Игра «Назови ласково»

Стакан – стаканчик, вилка – вилочка, нож – ножечек, повар – поваренок, кастрюля – кастрюлечка, ложка – ложечка и т.д.

Игра «Из чего – какой?»

Ребенок называет что из чего.

Стакан сделан из стекла (какой?) – стеклянный, ложка сделана из дерева – деревянная, вилка сделана из пластмассы - пластмассовый и т.д.

Игра «Наоборот»

Взрослый проговаривает слово-предмет с предлогом «в», бросает мяч ребенку. Он ловит мяч и называет это же слово-предмет с предлогом «из».

В суп – из супа, в компот – из компота, в кастрюлю – из кастрюли, в стакан – из стакана и т.д.

Звуки  [В], [В/].

Звук [в] – согласный звонкий, твердый.  Звук [в/] – согласный звонкий, мягкий.

Игра «Поймай звук»

Взрослый произносит согласные звуки, ребенок хлопает в ладоши, услышав звук [в]: м-б-в-з-д-в-м…..

Игра «Придумай слово»

Дети придумывают слова по первому слогу:

Ва – ваза, васильки, вагон……

Во – волосы, волк, водоросли…

Ве – верба, веник, ветка……..

Ви – виноград, винегрет, вишня…..

        

Из пластилина вылепить букву В.



Предварительный просмотр:

Лексическая тема:

«ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО

ДВИЖЕНИЯ».

https://kartinkin.net/uploads/posts/2021-01/1611336889_39-p-foni-s-pravilami-dorozhnogo-dvizheniya-dly-40.jpg

Расширение словарного запаса детей

Автомобиль, машина, грузовик, самосвал, фургон, такси, автобус, троллейбус, трамвай, метро, паровоз, тепловоз, электровоз, электричка, поезд, карета «скорой помощи», милицейская машина, пожарная машина, самолет, вертолет, корабль, катер, лодка, шлюпка, паром, ледокол, пароход, теплоход, яхта, парусник, кабина, кузов, салон, сиденье, поручни, колеса, руль, корпус, мотор, двери, фары, вагон, прицеп, бензин, топливо, электричество, шоссе, дорога, рельсы, светофор, аэропорт, пристань, остановка, аэродром, порт;

Признаки:        легковой, грузовой, пассажирский, городской, международный, железнодорожный, воздушный, водный, гужевой, наземный, подземный, почтовый, скорый, санитарный, военный, моторная, подводная, служебная, строительная;

Действия:        едет, мчится, бежит, несется, взлетает, летит, приземляется, садится, отходит, отчаливает, отплывает, пристает, причаливает, поворачивает, останавливается, ждет, выходит, поливает, убирает, тормозит, сигналит, заводит, загружается, раскачивается.

Пальчиковая гимнастика

«Ходим» пальцами (указательным и средним) по «зебре» дорожного перехода на ударные слоги:

Нас с тобой переведет

Пешеходный переход.

Ребенок выполняет это упражнение сначала одной рукой, потом двумя – одновременно.

Игра «Один – много»

(Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах)

Автобус – автобусы – автобусов; грузовик – грузовики – грузовиков; поезд – поезда – поездов; машина – машины – машин; троллейбус – троллейбусы – троллейбусов; лодка – лодки – лодок; электричка – электрички – электричек; колесо – колеса – колес; самолет – самолеты – самолетов; пилот – пилоты – пилотов; корабль – корабли – кораблей; телега – телеги – телег.

Игра «Составь предложение правильно»

1)Машина, ехать, дорога. 2)Самолет, небо, летит, высоко. 3)Большой, волны, корабль, плывет. 4)Шоссе, автомобиль, мчится. 5)Магазин, около, мотоцикл, остановился. 6)Едет, тропинка, велосипедист.

Игра «Назови, какой, какая, какое?»

 (Образование относительных прилагательных)

Шина для автомобилей (какая?) – автомобильная,

Билет на автобус (какой?) – автобусный,

Масло для машин (какое?) – машинное.

Игра «Кто чем управляет?»

Автобусом управляет (водитель); грузовиком управляет (шофер); поездом управляет (машинист); вертолетом управляет (вертолетчик); самолетом управляет (летчик); кораблем управляет (капитан); мотоциклом управляет (мотоциклист); велосипедом управляет (велосипедист); ракетой управляет (космонавт).

«Составь рассказ по плану»

  1. Как называется это транспортное средство;
  2. Из каких частей оно состоит;
  3. Для чего используется, что перевозит;
  4. Кто управляет эти видом транспорта.

Игра «Угадай и назови»

Как называются машины, которые:

- убирают мусор (мусороуборочные),

- перевозят грузы (грузовые),

- людей (пассажирские: автобусы, троллейбусы),

- приезжают к больным («скорой помощи»), на пожары (пожарные).

Звук [Ж].

Звук [ж] – согласный, звонкий, всегда твердый.

Игра «Поймай звук»

Взрослый произносит согласные звуки, ребенок хлопает в ладоши, услышав звук [ж]: м-ж-т-ж-д-б-ш-ж…; жу-ки-жа-мы-ту-жи…; жук, щенок, угощать, муха, гриб, ножницы…..

        

Игра «Придумать слово»

Дети придумывают слова, в который есть звук [ж].

Из счетных палочек (спичек) сложить букву Ж.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Лексическая тема

«Грибы. Ягоды»

Уточнение и активизация словаря по теме.

Лес, болото, гриб, боровик, подосиновик, подберезовик, груздь, волнушка, лисичка, мухомор, поганка, ножка, шляпка, куст, ягода, клюква, брусника, черника, малина, ежевика, морошка; белый, съедобный, ядовитый, вкусный, сладкий, кислый, ароматный, душистый; прятаться, наливаться, созревать, искать, собирать, заготавливать, варить, солить, мариновать.  

Игра с мячом «Что делают?»

Обогащение экспрессивной речи словами с приставочными глаголами

Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать его словом, которое отвечает на вопрос «Что делают?»

Ягоды в лесу………………. собирают.

Придя из леса, ягоды …………….. перебирают.

Для компота самые красивые ягоды …………….. выбирают.

Банки с компотом в холодильник ……………….. убирают.

        

Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Развитие тонкой моторики.

Топ-топ – пять шагов,

В туесочке пять грибов.

Мухомор красный – гриб опасный.

А второй – лисичка, рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка, розовое ушко.

А четвертый гриб – сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый, ешь его смело!

«Шагают» пальчиками по столу.

Переплели пальцы, сделали туесочек, большие пальцы – ручка.

Загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с мизинцев, на каждое название гриба.

Упражнение «За грибами»

Развитие общей моторики. Координация речи с движением

Все зверюшки на опушке ищут грузди и волнушки. (Дети идут в хороводе)

Белочки скакали, рыжики срывали, (Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы)

Лисичка бежала, лисички собирала, (Бегут по кругу, собирают воображаемые грибы)

Скакали зайчатки, искали опятки. (Скачут стоя, срывая воображаемые грибы)

Медведь проходил, мухомор раздавил. (Идут вразвалку, затем топают правой ногой)

Н. Нищева



Предварительный просмотр:

Лексическая тема

«Перелетные птицы»

Уточнение и активизация словаря по теме.

Птица, лебедь, журавль, утка, гусь, ласточка, стриж, грач, кукушка, скворец; летать, зимовать, собираться, курлыкать, тосковать, возвращаться; перелетный, водоплавающий, пернатый.

Игра с мячом «Чей? Чья? Чье?»

Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных)

Вы бросаете ребенку мяч и задаете вопрос. Ребенок ловит мяч и отвечает на него.

Шея лебедя – чья шея?

Лебединая шея.

Ноги журавля – чьи ноги?

Журавлиные ноги.

Клюв утки – чей клюв?

Утиный клюв.

Крыло гуся – чье крыло?

Гусиное крыло.

        Игра с мячом «У кого кто?»

Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами -ат-, -ят-)

Вы называете взрослую птицу и бросаете ребенку мяч. Ребенок ловит мяч и называет ее птенцов.

У грача – грачата.

У скворца – скворчата.

У журавля – журавлята. И т.д.

Пальчиковая гимнастика «Птички»

Развитие тонкой моторики.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

Эта птичка – злой орлан.

Птички, птички, по домам!

Дети загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое название птицы.

Машут сложенными накрест ладонями.

Машут руками, как крыльями.

Упражнение «Осень»

Координация речи с движением

Осень. По утрам морозы. (Встают на носочки и поднимают руки вверх, а потом приседают)

В рощах желтый листопад. (Кружатся на носочках. Руки на поясе)

Листья около березы золотым ковром лежат. (Приседают, делают плавные движения руками перед собой влево-вправо)

В лужах лед прозрачно-синий. (Бегут по кругу на носочках)

На листочках белый иней. (Останавливаются, приседают)

Е.Головин


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Лексическая тема

«Транспорт. Виды транспорта.

 Профессии на транспорте»

Уточнение и активизация словаря по теме.

Транспорт, машина, автобус, такси, троллейбус, трамвай, метро, поезд, корабль, самолет, вертолет, грузовик, фургон, цистерна, контейнеровоз, платформа, самосвал, экскаватор, кран, трактор, комбайн; грузовой, пассажирский, специальный, дорожный, железнодорожный, водный, воздушный, подземный, скорый; ехать, везти, доставлять, убирать, строить, грузить.

Отгадывание загадок о транспорте

Развитие речевого слуха, мышления.

Спозаранку за окошком

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома.

(Трамвай)

Держусь я только на ходу,

А если встану – упаду.

(Велосипед)

Я мчусь, держась за провода!

Не заблужусь я никогда.

(Троллейбус)

В доме лестница лежит,

Дом по лестнице бежит.

(Поезд)

        Игра «Четвертый лишний»

Совершенствование фонематических представлений (выделение звука на фоне слова).

Предложите ребенку прослушать названия транспорта, выбрать лишнее слово и объяснить свое решение.

 

Самолет, троллейбус, самосвал, лодка. Лишнее слово лодка, потому что в нем нет звука [с].

 Упражнение «Что лишнее?»

Развитие речевого слуха. Совершенствование синтаксической стороны речи.

Предложите ребенку прослушать названия транспорта, выбрать лишнее слово и объяснить свое решение.

Легковая машина, самосвал, автобус, троллейбус.

Лишний самосвал, так как это грузовой транспорт.

Подвижная игра «На шоссе»

Координация речи с движением, развитие творческого воображения.

По шоссе спешат машины.

- Ш-ш-ш! – шуршат спокойно шины.

И шипят со злом уже:

- Не спеша на вираже!

Ёж с мешком и посошком

По шоссе идет пешком.

Над ежом кружится стриж:

- Ты куда же, ёж, спешишь?

- Прямо в город по шоссе

Тороплюсь я, как и все.

- Будь, дружок, настороже,

Не спеши на вираже!

Дети бегут по кругу, держат воображаемый руль.

Выполняют повороты и продолжат движение.

Наклоняются и идут в полуприседе.

Бегут по кругу, взмахивая воображаемыми крыльями.

Вновь идут в полуприседе.

Бегут по кругу, взмахивая воображаемыми крыльями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения по лексической теме "Осень" для детей старшей логопедической группы.

Представленный материал значительно облегчит работу логопеда по планированию задания для воспитателя....

Дидактические игры и упражнения по лексическим темам.

Дидактические игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи у детей старшего возраста....

Дидактические игры и упражнения по лексической теме "Одежда, обувь, головные уборы" для детей старшей логопедической группы.

Представленный материал значительно облегчит работу логопеда по планированию задания для воспитателя....

Игры и упражнения по лексической теме "Дикие животные"

Подборка материалов по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением речи по лексической теме "Дикие животные"...

Презентация "Речевые игры и упражнения по лексическим темам"

Презентация для педагогов - направления игровой деятельности детей....

Игры и упражнения к лексической теме "Домашние животные"

Уважаемые родители, воспитатели! Предлагаю несколько игр и упражнений для проведения с детьми в домашних условиях и в режимных моментах в дошкольном учреждении. 1. "Покажи и назови". Попроси...

Презентация к дидактическим играм и упражнениям по лексической теме «Продукты питания»

1. Д/и «Какой, какая, какие».2. Д/и «Назови по образцу».3. Д/и «Один – много»....