Консультация для родителей "Воспитание ребенка с нарушениями речи"
консультация

Консультация для родителей "Воспитание ребенка с нарушениями речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_roditeley_detey_s_narush.rechi_.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

Консультирование родителей воспитывающих детей с нарушениями речи

Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. И если родители часто общаются с малышом, играют с ним, читают ему книги, учат с ним стихи, то обычно речь ребенка развивается своевременно и правильно. Родители должны знать, что речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, то есть, овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому очень важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, четко произносили все звуки и слова спокойным, приветливым тоном. Неряшливая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, он может также невнимательно относиться к своему высказыванию, не заботиться о том, как его речь воспринимается слушателем. Если дома постоянно говорят громко, торопливо, раздраженным голосом, то и речь малыша будет такой же. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, с которыми часто малыш общается.

Отрицательно сказывается на речи малыша частое употребление взрослыми слов с уменьшительными, ласкательными суффиксами, а также произнесение недоступных для понимания слов; слов сложных в звука-слоговом отношении.

Исправлять ошибки надо в тактичной форме, в доброжелательном тоне. Дать правильный образец произношения, и по возможности не повторять неправильно произнесенное ребенком слово.

Нельзя ругать малыша за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это не приводит к положительному результату, а иногда ведет к тому, что малыш старается не употреблять его, заменяя другим, порой неудачным, или вообще отказывается говорить, если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться, или, наоборот хвалить его за такие успехи. В то же время нельзя требовать правильного произношения в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен.

Родители должны знать, в какие сроки и какие звуки ребенок должен произносить правильно. Неправильное произношение некоторых звуков на определенных жизненных этапах связано с физиологическими особенностями развития детской речи.

Чтение художественных произведений значительно расширяет знания ребенка. Шутки – чисто говорки, произнесенные на одном выдохе тоже способствуют выработке речевого дыхания: ха-ха-ха – поймали петуха, ко-ко-ко – мы едем далеко. А об окружающих предметах, явлениях, о жизни и труде взрослых.

Таким образом, забота о правильном речевом развитии ребенка должна выражаться в следующем:

1. Обеспечение благоприятного речевого окружения как необходимого образца для подражания

2. Поощрение лепета ребенка мимикой радости; воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего нужно как можно больше разговаривать с ребенком, начиная с первых дней его жизни;

3. Медленное и четкое проговаривание взрослым простых слов, связанных с конкретной для ребенка жизненной ситуацией, а также отчетливое называние окружающих предметов и производимых действий, что поможет ребенку «приступить» к овладению речью;

4. Отчетливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребенком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его неправильного произношения;

5. Приучение ребенка смотреть во время разговора в лицо собеседника, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому ее усвоению;

6. Систематическое создание таких условий, при которых ребенок должен выразить свою просьбу словесно (взрослым не следует стремиться «понимать его с полуслова», тем более с одного жеста или взгляда);

7. Необходимо организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость речевого общения, включая «разговор» с животными, игрушками и пр.,

8. Полное исключение случаев «сюсюканья» с ребенком, лишающего его правильного образца для подражания;

Домашняя игротека

Раздел «Домашняя игротека» знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Отбирая и разрабатывая материал для данного раздела, учитываю и большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Среди прочего, дома рекомендуется «играть на кухне». Предлагаю игровые упражнения и развитие мелкой моторики рук, на обогащение словаря ребенка, на слоговую структуру слов, на развитие грамматического строя речи.

Игры с мячом»

«Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук «Ж». Если в слове нет этого звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга…».

«Помогаю маме»

Большую часть времени Вы проводите на кухне. Все заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь, и потренирует свои пальчики.

Копилка советов

Веселые игры повысят самооценку маленького человека, внушат ему чувство уверенности в себе, вызовут радость. Многие из этих игр чрезвычайно просты и не требуют более 10-15 минут, причем играть можно всюду: в автобусе, по дороге в магазин, готовя обед, гуляя на улице. Главное, вовремя, чуть раньше, чем захочет сам ребенок, прекратить игру. Не поддавайтесь на его просьбы продолжить. Один раз «объевшись», он может больше не захотеть играть. Не забывайте об искренности. Играйте, прежде всего, сами, веселитесь, станьте ребенком. Правда, не забывайте время от времени «проигрывать». Пусть иногда он станет победителем, но нельзя постоянно «поддаваться». Ребенок разгадает вашу хитрость и потеряет интерес к игре-учебе.

Первая игра очень простая в использовании. Посоревнуйтесь с ребенком: кто больше знает круглых предметов? Скажите: «Я знаю круглое колесо, а ты?» Если ребенок ничего не вспомнит, сразу добавьте к колесу шар. Когда же малыш поймет, что от него требуется, по очереди произносите: мяч, голова, яблоко, солнце и т. д. Итак, кто больше знает холодного (теплого, зеленого, белого, поющего)?

Вторая игра предполагает использование анализа. Взрослый говорит три слова: сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все они относятся к живой природе, однако сова и ворона - птицы, а лиса - нет. Следовательно, лиса здесь лишняя.

Еще примеры: молоко, сок, хлеб - все три слова означают съедобное. Но молоко и сок - пьют, а хлеб кушают.


Игра «Какой предмет?»

Цель — развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.

Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку ребенок должен подобрать как можно больше слов-предметов.

Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, ...

Красное — платье, яблоко, знамя, ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

Консультация для родителей на тему: "Как помочь ребенку с нарушением речи (ЗССС)?"

Консультация для родителей на тему: "Как помочь ребенку с нарушением речи (ЗССС)?"...

Консультация для родителей Как правильно заниматься с ребенком с нарушениями речи

Консультация  для родителей«Как правильно заниматься с ребенком с нарушениями речи»Вы любите своего ребенка? Вы хотите, чтобы Ваш ребенок добился в жизни значительных успехов, сделал блестя...

Консультация для родителей "Как родителям правильно заниматься с ребенком с нарушением речи"

Выполняя домашнее задание логопеда, многие родители сталкиваются с нежеланием детей заниматься. В статье приведены рекомендации, как привлечь интерес ребенка к занятиям, что делать родителям, чтобы вы...

Консультация для родителей «Как правильно заниматься с ребенком с нарушениями речи»

Учите своего малыша говорить. Учасьговорить, он учиться думать. И говорить он должен правильно....

Консультация для родителей "Семья, воспитывающая ребенка с нарушениями речи"

Консультация для родителей "Семья, воспитывающая ребенка с нарушениями речи"...