Библиотерапия как здоровьесберегающая технология в работе с дошкольниками
консультация

Екатерина Сергеевна Кувшинова

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Библиотерапия как здоровьесберегающая технология в работе с дошкольниками МАДОУ ЦРР №23 “Родничок” г.о.г. Бор, 2021г.

Слайд 2

Библиотерапия (от лат. biblio – книга и греч. therapia – лечение, уход за больным) – разновидность психотерапии, использующая художественную книгу как одну из форм лечения словом, заключенным в художественную форму.

Слайд 3

«Книга – это есть мир, видимый через человека» Исаак Бабель Библиотерапия появилась много лет назад. При входе в библиотеку египетского фараона Рамзеса II висела табличка: «Аптека для души»

Слайд 4

Основателем метода библиотерапии можно считать Николая Александровича Рубакина , который ввел понятие библиопсихология (1916 год). В России только в 1967 году был открыт первый в СССР кабинет библиотерапии. Его руководителем стала библиограф Агнесса Михайловна Миллер.

Слайд 5

Задачи: -Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние другого человека; -Накапливать благоприятный опыт добрых чувств, поступков, взаимоотношений людей; -Развить творческое самовыражение личности; -Воспитывать культуру чтения.

Слайд 6

А.М.Миллер выделяет 3 принципа использования книги в библиотерапевтических целях: а) степень доступности изложения (степень сложности книги); б) герой книги должен быть читателю «по плечу»; в) максимальное сходство ситуации в книге и ситуации, в которой находится читатель.

Слайд 7

В библиотерапии применительно к дошкольникам специалисты выделяют несколько направлений. «Рецептурное» направление , когда книга применяется узко целенаправленно для ликвидации определенного заболевания, проблемы или дефекта. «Мотивационное» направление , нацеленное на мобилизацию духовных сил ребенка, на успокаивающий и отвлекающий эффект (психогигиена). Его цель: гармонизация личности ребенка через чтение художественной литературы.

Слайд 8

Психологи выделяют два типа отношения к художественному миру произведения . Первый – эмоционально-образный – представляет собой непосредственную эмоциональную реакцию ребёнка на образы, стоящие в центре произведения. Особенность познавательной деятельности дошкольника в том, что ведущим является эмоциональный компонент. Поэтому при знакомстве с художественной литературой важна, в первую очередь, эмоциональная реакция ребёнка на произведение (радость, удивление, интерес и др.). Второй – интеллектуально-оценочный – зависит от житейского и читательского опыта ребенка, в котором присутствуют элементы анализа. Общаясь с книгой, ребенок не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески.

Слайд 9

Технология продуктивного чтения Это технология, обеспечивающая полноценное восприятие текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

Слайд 10

Ольга Васильевна Чиндилова выделяет 4 этапа совместного чтения детей взрослых: Рассматривание книги. Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу. Дети от взрослого узнают имя автора, название книги, листают, рассматривают книгу, задают вопросы взрослому; рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании – произведение веселое или грустное. Чтение текста в режиме медленного чтения (с остановками, комментариями). Главная задача взрослого – обеспечить восприятие текста. Необходимо помочь ребёнку «войти» в текст. Проводится словарная работа (объяснение и уточнение значений слов).

Слайд 11

3. Обсуждение прочитанного (пересказ, ответы на вопросы, рассказ от героя сказки, работа с текстом,«Правда-неправда», выражение эмоций с помощью жестов и мимики, пиктограмм). Размышления детей о конкретном произведении активизируются обычно умелой постановкой вопросов со стороны педагога. Например: Я прочитала вам рассказ, каким оказался этот рассказ по настроению? Вопросы касаются как самих произведений, поведения и состояния персонажей, так и реальных жизненных ситуаций. Разговор о книге сливается воедино с разговором о жизни. Этот метод получил название “метод дельфина” : обсуждение книги устремляется то в глубину произведения, то выныривает на поверхность, к жизненным реалиям. 4. Воспроизведение и осмысление прочитанного с помощью специальных заданий. Выполнение заданий, усиливающих эмоциональное и смысловое восприятие текста, творческие задания. Завершаются такие встречи ритуалом выхода из сюжета книги и добрым, созидательным упражнением.

Слайд 12

Трудности: -ограниченный словарный запас; -небольшой жизненный опыт; -неумение устного выражения чувств от прочитанного; -кратковременное внимание.

Слайд 13

Библиотерапия в сочетании с музыкой, с арт-терапией удерживает интерес и внимание детей продуктивней, чем обычное зачитывание текста. Музыка эмоционально окрашивает произведение. А рисование деталей произведения, своих эмоций от прочитывания закрепляет положительный библиотерапевтический эффект.

Слайд 14

беседа чтение вслух комментирование чтения инсценировка прослушивание музыки Рисование этюды другие виды творческих работ Виды методов, используемых на занятиях:

Слайд 15

Напрасен ум, если нет пищи мудрости, какую доставляют добрые книги, полные благих наставлений, примеров, нравственных заветов, законов и благочестивых правил. Словно задушевные друзья они охотно беседуют с нами… учат нас, ободряют, утешают и так зримо являют нам самые далекие от наших глаз вещи. Ян Амос Коменский

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы детского сада «Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками»

Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе детского сада....

Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)"

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Име...

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы)

Самой актуальной темой для разговора во все времена была тема здоровья человека.Немаловажную роль в воспитании основ здорового образа жизни у ребенка – дошкольника отводится ДОУ. В ФГОС дошкольн...

Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)"

Статья Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)...

«Здоровьеформируюшие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)»

Здравствуйте, уважаемые коллеги!Данная статья отражает не сколько методы и техники физического развития детей, сколько самих воспитателей и их возможностей передать личный опыт и быть личным примером ...

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).

Борисова Светлана ЛеонидовнаВоспитательГБДОУ детский сад №9 комбинированного видаПушкинского района Санкт-Петербурга  Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольн...

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)

Материал о сохранении и укреплении здоровья детей.О задачах и целях здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий. Об особенностях питания, режиме дня,прогулок для детей данного возраста...