Библиотерапия как здоровьесберегающая технология в работе с дошкольниками
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Библиотерапия как здоровьесберегающая технология в работе с дошкольниками | 738.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Библиотерапия (от лат. biblio – книга и греч. therapia – лечение, уход за больным) – разновидность психотерапии, использующая художественную книгу как одну из форм лечения словом, заключенным в художественную форму.
«Книга – это есть мир, видимый через человека» Исаак Бабель Библиотерапия появилась много лет назад. При входе в библиотеку египетского фараона Рамзеса II висела табличка: «Аптека для души»
Основателем метода библиотерапии можно считать Николая Александровича Рубакина , который ввел понятие библиопсихология (1916 год). В России только в 1967 году был открыт первый в СССР кабинет библиотерапии. Его руководителем стала библиограф Агнесса Михайловна Миллер.
Задачи: -Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние другого человека; -Накапливать благоприятный опыт добрых чувств, поступков, взаимоотношений людей; -Развить творческое самовыражение личности; -Воспитывать культуру чтения.
А.М.Миллер выделяет 3 принципа использования книги в библиотерапевтических целях: а) степень доступности изложения (степень сложности книги); б) герой книги должен быть читателю «по плечу»; в) максимальное сходство ситуации в книге и ситуации, в которой находится читатель.
В библиотерапии применительно к дошкольникам специалисты выделяют несколько направлений. «Рецептурное» направление , когда книга применяется узко целенаправленно для ликвидации определенного заболевания, проблемы или дефекта. «Мотивационное» направление , нацеленное на мобилизацию духовных сил ребенка, на успокаивающий и отвлекающий эффект (психогигиена). Его цель: гармонизация личности ребенка через чтение художественной литературы.
Психологи выделяют два типа отношения к художественному миру произведения . Первый – эмоционально-образный – представляет собой непосредственную эмоциональную реакцию ребёнка на образы, стоящие в центре произведения. Особенность познавательной деятельности дошкольника в том, что ведущим является эмоциональный компонент. Поэтому при знакомстве с художественной литературой важна, в первую очередь, эмоциональная реакция ребёнка на произведение (радость, удивление, интерес и др.). Второй – интеллектуально-оценочный – зависит от житейского и читательского опыта ребенка, в котором присутствуют элементы анализа. Общаясь с книгой, ребенок не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески.
Технология продуктивного чтения Это технология, обеспечивающая полноценное восприятие текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
Ольга Васильевна Чиндилова выделяет 4 этапа совместного чтения детей взрослых: Рассматривание книги. Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу. Дети от взрослого узнают имя автора, название книги, листают, рассматривают книгу, задают вопросы взрослому; рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании – произведение веселое или грустное. Чтение текста в режиме медленного чтения (с остановками, комментариями). Главная задача взрослого – обеспечить восприятие текста. Необходимо помочь ребёнку «войти» в текст. Проводится словарная работа (объяснение и уточнение значений слов).
3. Обсуждение прочитанного (пересказ, ответы на вопросы, рассказ от героя сказки, работа с текстом,«Правда-неправда», выражение эмоций с помощью жестов и мимики, пиктограмм). Размышления детей о конкретном произведении активизируются обычно умелой постановкой вопросов со стороны педагога. Например: Я прочитала вам рассказ, каким оказался этот рассказ по настроению? Вопросы касаются как самих произведений, поведения и состояния персонажей, так и реальных жизненных ситуаций. Разговор о книге сливается воедино с разговором о жизни. Этот метод получил название “метод дельфина” : обсуждение книги устремляется то в глубину произведения, то выныривает на поверхность, к жизненным реалиям. 4. Воспроизведение и осмысление прочитанного с помощью специальных заданий. Выполнение заданий, усиливающих эмоциональное и смысловое восприятие текста, творческие задания. Завершаются такие встречи ритуалом выхода из сюжета книги и добрым, созидательным упражнением.
Трудности: -ограниченный словарный запас; -небольшой жизненный опыт; -неумение устного выражения чувств от прочитанного; -кратковременное внимание.
Библиотерапия в сочетании с музыкой, с арт-терапией удерживает интерес и внимание детей продуктивней, чем обычное зачитывание текста. Музыка эмоционально окрашивает произведение. А рисование деталей произведения, своих эмоций от прочитывания закрепляет положительный библиотерапевтический эффект.
беседа чтение вслух комментирование чтения инсценировка прослушивание музыки Рисование этюды другие виды творческих работ Виды методов, используемых на занятиях:
Напрасен ум, если нет пищи мудрости, какую доставляют добрые книги, полные благих наставлений, примеров, нравственных заветов, законов и благочестивых правил. Словно задушевные друзья они охотно беседуют с нами… учат нас, ободряют, утешают и так зримо являют нам самые далекие от наших глаз вещи. Ян Амос Коменский
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы детского сада «Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками»
Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе детского сада....
Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)"
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Име...
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы)
Самой актуальной темой для разговора во все времена была тема здоровья человека.Немаловажную роль в воспитании основ здорового образа жизни у ребенка – дошкольника отводится ДОУ. В ФГОС дошкольн...
Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)"
Статья Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)...
«Здоровьеформируюшие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)»
Здравствуйте, уважаемые коллеги!Данная статья отражает не сколько методы и техники физического развития детей, сколько самих воспитателей и их возможностей передать личный опыт и быть личным примером ...
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).
Борисова Светлана ЛеонидовнаВоспитательГБДОУ детский сад №9 комбинированного видаПушкинского района Санкт-Петербурга Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольн...
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)
Материал о сохранении и укреплении здоровья детей.О задачах и целях здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий. Об особенностях питания, режиме дня,прогулок для детей данного возраста...