С мячом играем - речь развиваем
консультация
Роль игр с мячом в логопедической работе с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 44.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила инструктор
по физической культуре
Абагян О.А.
Консультация для родителей
С мячом играем – речь развиваем.
Игры с мячом.
Цель: познакомить родителей с ролью игр с мячом в логопедической работе с дошкольниками.
Игры с мячом известны с древних времен. Они встречаются практически у всех народов мира.
В России в старину в простонародье мячи делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком.
В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до плотного состояния, а потом бросали в кипяток и просушивали. Такой мяч был легким и по упругости не уступал резиновому.
Сейчас в продаже огромный выбор мячей: пластмассовые, резиновые гладкие и колючие, надувные и т.д.
Замечено, что дети отдают предпочтение мячам, сочетающим 3 качества. Лучший мяч для них – это мяч яркий, легкий и прыгучий.
Из опросов родителей известно, что играм с мячом уделяется в семье мало внимания.
Между тем хорошо известно, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом, поскольку игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению, помогают разнообразить виды деятельности при коррекции речи, развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность движений. Движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное, ведь мяч может быть брошен любому ребенку. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей, развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции, развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов.
Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.
Предлагаю вниманию родителей игры и упражнения с мячом, которые можно использовать для развития речи детей. Такие игры могут быть элементом домашнего занятия, что сделает его более интересным и динамичным, а могут использоваться как самостоятельные игры в семье с детьми разного возраста.
Все игры и упражнения с мячом, используемые вработе, можно разделить на следующие виды:
- игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики
- игры и упражнения с мячом, направленные на развитие мелкой моторики
- игры и упражнения с мячом, направленные на развитие ориентировки
- игры и упражнения с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия и закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков
- игры и упражнения с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запасаи развитие грамматического строя речи.
1. Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей и мелкой моторики
Для полноценного формирования устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук, так как идущие в кору головного мозга импульсы от движущихся пальцев рук стимулируют активную деятельность речевых зон.
Можно:
- использовать маленькие мячики или шарики из пластмассы, резины, дерева, каучука
- подбирать их по цвету
- вводить с их использованием элементы самомассажа
Упражнения:
- сжимание мячика
- обхват пальцами
- прокатывание
- прокатывание между пальцами
- разминание между ладонями
Для развития мелкой моторики и тактильных ощущений с можно использовать теннисные мячики и колючие шарики су-джок:
1. «Разноцветные шары» - прокатывание шариков снизу вверх разными пальцами правой и левой руки.
2. «Дождик» - прокатывание шариков
3. «Парашютисты» - прокатывание шариков с пропеванием гласных
4. «Плывет, едет, скачет» - прокатывание шарика по дорожкам усложненной конфигурации
5. «Спираль»
6. «Кто быстрее?»
7. «Снежинки»
8. «Время года» - закрепление лексики по теме «Календарь»
9. «Перевертыши» - прокатывание шариков с чтением слов
10. «Угощение» - использование съемных картинок
11. «Машина и стрекоза»
12. «Путешествие колобка» - закрепление навыков пространственной ориентировки
2. Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве
- используются для профилактики нарушений пространственной ориентировки, приводящей к дисграфии
- применяются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи
Упражнения:
- прокатывание мяча от ребенка к ребенку в определенном направлении
- выполнение инструкций («В правую руку мячик возьми, над головою его подними…»)
- попадание мячом в ворота, расположенные в разных направлениях
- рисование мячом фигур на полу
3. Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов
Упражнения и игры:
- «Повторяем дружно звук» - услышишь звук А, стукни мячом об пол
- «Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - услышишь звук А, подбрось мяч вверх
- «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем» - развитие длительного речевого выдоха
- «Разноцветные мячики» - дифференциация гласных и согласных – назови слово
- «Тихо – громко»
- Игры с передачей мяча: «Мяч передавай, слово называй» (на заданный звук, с определенным количеством слогов, звуков), «Звуковая цепочка»
- Игры с перебрасыванием мяча: «Сто вопросов, сто ответов с буквы А - и только с этой» - все ответы начинаются на звук А; «Слог да слог и будет слово» - добавление слогов; «Мяч поймай – слово составляй», «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»
4. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи
Упражнения и игры:
- «Мяч бросай и животных называй»
- «Я знаю 3(5) названий животных» …
- «Животные и их детеныши»
- «Кто как разговаривает», «Кто где живет», «Кто как передвигается»
- «Подскажи словечко»
- «Скажи ласково»
- «Составь предложение»
- «Горячий – холодный» (антонимы)
- «Из чего сделано»
- «Лови да бросай – цвета называй»
- «Третий лишний»
- «Какой по форме»
- «Один – много» (множественное число), «Один – много – Чего нет»
- «Бывает – не бывает»
- «Кто кем был»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "С мячом играем - речь развиваем. Игры с мячом в логопедической работе"
В материале консультации для родителей рассказывается об истории игр с мячом и роли мяча в логопедической работе с дошкольниками, описываются виды игр с мячом и предлагаются конкретные игры с использо...
С мячом играем – речь развиваем
Игры с мячом известны с древних времен. Они встречаются практически у всех народов мира....
С мячом играем - речь развиваем.
Консультация для родителей....
консультация с родителями "с мячом играем речь развиваем"
консультация с родителями "с мячом играем речь развиваем"...
Мастер – класс по «Речь: плюс. Развитие речи в детском саду». «В игры играем – речь развиваем»
Мастер – класс по «Речь: плюс. Развитие речи в детском саду».«В игры играем – речь развиваем»...
Консультация для родителей "С мячом играем – речь развиваем"
Предлагаемый материал поможет родителям развивать речь детей в форме интересных и веселых игр с мячом....
Практикум для родителей "С мячом играем - речь развиваем!"
Конспект проведения практикума для родителей "С мячом играем - речь развиваем! На практикуме родители знакомятся с разичными видами речевых игр с мячом....