Консультация для родителей "С мячом играем – речь развиваем"
консультация по развитию речи (старшая группа)

Кудинова Елена Александровна

Предлагаемый материал поможет родителям развивать речь детей в форме интересных и веселых игр с мячом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игры с мячом46.14 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

С мячом играем – речь развиваем.

Игры с мячом в логопедической работе. 

 

      Игры с мячом известны с древних времен. Они встречаются практически у всех народов мира.

      В России в старину  в простонародье мячи делали из  тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком. 

       В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до плотного состояния, а потом бросали в кипяток и просушивали. Такой мяч был легким и по упругости не уступал резиновому. 

Сейчас в продаже огромный выбор мячей:  пластмассовые, резиновые гладкие и колючие,  надувные и т.д.

       Замечено, что дети отдают предпочтение  мячам, сочетающим 3 качества. Лучший мяч для них – это мяч  яркий, легкий и прыгучий. 

Из опросов родителей известно, что играм с мячом уделяется в семье мало внимания. В основном родители называли только одну игру – футбол.

      Между тем логопедам хорошо известно, что  мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом, поскольку  игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению, помогают разнообразить виды деятельности при коррекции речи, развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность движений.  Движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное, ведь мяч может быть брошен любому ребенку.   Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей, развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции, развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов.

       Все это является необходимыми предпосылками  для лучшего функционирования  речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

 Предлагаю вниманию родителей игры и упражнения с мячом, которые можно использовать для развития речи детей. Такие игры могут быть элементом домашнего логопедического занятия, что сделает его более интересным и динамичным, а могут использоваться как самостоятельные игры в семье с детьми разного возраста.

Все игры и упражнения с мячом, используемые в логопедической работе, можно разделить на следующие виды:

 игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики

 игры и упражнения с мячом, направленные на развитие мелкой моторики

 игры и упражнения с мячом, направленные на развитие ориентировки

 игры и упражнения с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия и закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков

 игры и упражнения с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запасаи развитие грамматического строя речи.

 

1.      Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей и мелкой моторики

 

Для полноценного формирования устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук, так как идущие в кору головного мозга импульсы от движущихся пальцев рук стимулируют активную деятельность  речевых зон. 

Можно:

 использовать маленькие мячики или шарики из пластмассы, резины, дерева, каучука

 подбирать их по цвету

 вводить с их использованием элементы самомассажа

 

Упражнения:

 сжимание мячика

 обхват пальцами

 прокатывание

 прокатывание  между пальцами

 разминание между ладонями

 

Для развития мелкой моторики и тактильных ощущений с можно использовать теннисные мячики и колючие шарики су-джок:

Описание: mac7     Описание: mac1   Описание: mac2   Описание: mac3  Описание: mac4

Описание: mac5  Описание: mac6    Описание: mac7  

Описание: mac8  

1.      «Разноцветные шары» - прокатывание шариков снизу вверх разными пальцами правой и левой руки.

2.      «Дождик» - прокатывание шариков

3.      «Парашютисты» - прокатывание шариков с пропеванием гласных

4.      «Плывет, едет, скачет» - прокатывание шарика по дорожкам усложненной конфигурации

5.      «Спираль»

6.      «Кто быстрее?»

7.      «Снежинки»

8.      «Время года» - закрепление лексики по теме «Календарь»

9.      «Перевертыши» - прокатывание шариков с чтением слов

10.  «Угощение» - использование съемных картинок

11.  «Машина и стрекоза»

12.  «Путешествие колобка» - закрепление навыков пространственной ориентировки

 

2.   Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве

 используются для профилактики нарушений пространственной ориентировки, приводящей к дисграфии

 применяются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи

 

Упражнения:

 прокатывание мяча от ребенка к ребенку в определенном направлении

 выполнение инструкций («В правую руку мячик возьми, над головою его подними…»)

 попадание мячом в ворота, расположенные в разных направлениях

 рисование мячом фигур на полу 

3. Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов

Упражнения и игры:

 «Повторяем дружно звук» - услышишь звук А, стукни мячом об пол

 «Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - услышишь звук А, подбрось мяч вверх

 «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем» - развитие длительного речевого выдоха

 «Разноцветные мячики» - дифференциация гласных и согласных – назови слово

 «Тихо – громко»

 Игры с передачей мяча: «Мяч передавай, слово называй» (на заданный звук, с определенным количеством слогов, звуков), «Звуковая цепочка»

 Игры с перебрасыванием мяча: «Сто вопросов, сто ответов с буквы А - и только с этой» -  все ответы начинаются на звук А; «Слог да слог и будет слово» - добавление слогов; «Мяч поймай – слово составляй», «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги».

4. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи

Упражнения и игры:

 «Мяч бросай и животных называй»

 «Я знаю 3(5) названий животных» …

 «Животные и их детеныши»

 «Кто как разговаривает», «Кто где живет», «Кто как передвигается»

 «Подскажи словечко»

 «Скажи ласково»

 «Составь предложение»

 «Горячий – холодный» (антонимы)

 «Из чего сделано»

 «Лови да бросай – цвета называй»

 «Третий лишний»

 «Какой по форме»

 «Один – много» (множественное число), «Один – много – Чего нет»

 «Бывает – не бывает»

 «Кто кем был»

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "С мячом играем - речь развиваем. Игры с мячом в логопедической работе"

В материале консультации для родителей рассказывается об истории игр с мячом и роли мяча в логопедической работе с дошкольниками, описываются виды игр с мячом и предлагаются конкретные игры с использо...

Консультация для родителей "Пальчиками играем - речь развиваем"

Консультация для родителей "Пальчиками играем - речь развиваем"...

С мячом играем – речь развиваем

Игры с мячом известны с древних времен. Они встречаются практически у всех народов мира....

С мячом играем - речь развиваем.

Консультация для родителей....

консультация с родителями "с мячом играем речь развиваем"

консультация с родителями "с мячом играем речь развиваем"...

С мячом играем - речь развиваем

Роль игр с  мячом в логопедической работе с дошкольниками....

Практикум для родителей "С мячом играем - речь развиваем!"

Конспект проведения практикума для родителей "С мячом играем - речь развиваем! На практикуме родители знакомятся с разичными видами речевых игр с мячом....