Консультация для родителей "С мячом играем – речь развиваем"
консультация по развитию речи (старшая группа)
Предлагаемый материал поможет родителям развивать речь детей в форме интересных и веселых игр с мячом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игры с мячом | 46.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
С мячом играем – речь развиваем.
Игры с мячом в логопедической работе.
Игры с мячом известны с древних времен. Они встречаются практически у всех народов мира.
В России в старину в простонародье мячи делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком.
В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до плотного состояния, а потом бросали в кипяток и просушивали. Такой мяч был легким и по упругости не уступал резиновому.
Сейчас в продаже огромный выбор мячей: пластмассовые, резиновые гладкие и колючие, надувные и т.д.
Замечено, что дети отдают предпочтение мячам, сочетающим 3 качества. Лучший мяч для них – это мяч яркий, легкий и прыгучий.
Из опросов родителей известно, что играм с мячом уделяется в семье мало внимания. В основном родители называли только одну игру – футбол.
Между тем логопедам хорошо известно, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом, поскольку игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению, помогают разнообразить виды деятельности при коррекции речи, развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность движений. Движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное, ведь мяч может быть брошен любому ребенку. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей, развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции, развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов.
Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.
Предлагаю вниманию родителей игры и упражнения с мячом, которые можно использовать для развития речи детей. Такие игры могут быть элементом домашнего логопедического занятия, что сделает его более интересным и динамичным, а могут использоваться как самостоятельные игры в семье с детьми разного возраста.
Все игры и упражнения с мячом, используемые в логопедической работе, можно разделить на следующие виды:
⮚ игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики
⮚ игры и упражнения с мячом, направленные на развитие мелкой моторики
⮚ игры и упражнения с мячом, направленные на развитие ориентировки
⮚ игры и упражнения с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия и закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков
⮚ игры и упражнения с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запасаи развитие грамматического строя речи.
1. Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей и мелкой моторики
Для полноценного формирования устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук, так как идущие в кору головного мозга импульсы от движущихся пальцев рук стимулируют активную деятельность речевых зон.
Можно:
⮚ использовать маленькие мячики или шарики из пластмассы, резины, дерева, каучука
⮚ подбирать их по цвету
⮚ вводить с их использованием элементы самомассажа
Упражнения:
❖ сжимание мячика
❖ обхват пальцами
❖ прокатывание
❖ прокатывание между пальцами
❖ разминание между ладонями
Для развития мелкой моторики и тактильных ощущений с можно использовать теннисные мячики и колючие шарики су-джок:
1. «Разноцветные шары» - прокатывание шариков снизу вверх разными пальцами правой и левой руки.
2. «Дождик» - прокатывание шариков
3. «Парашютисты» - прокатывание шариков с пропеванием гласных
4. «Плывет, едет, скачет» - прокатывание шарика по дорожкам усложненной конфигурации
5. «Спираль»
6. «Кто быстрее?»
7. «Снежинки»
8. «Время года» - закрепление лексики по теме «Календарь»
9. «Перевертыши» - прокатывание шариков с чтением слов
10. «Угощение» - использование съемных картинок
11. «Машина и стрекоза»
12. «Путешествие колобка» - закрепление навыков пространственной ориентировки
2. Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве
⮚ используются для профилактики нарушений пространственной ориентировки, приводящей к дисграфии
⮚ применяются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи
Упражнения:
❖ прокатывание мяча от ребенка к ребенку в определенном направлении
❖ выполнение инструкций («В правую руку мячик возьми, над головою его подними…»)
❖ попадание мячом в ворота, расположенные в разных направлениях
❖ рисование мячом фигур на полу
3. Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов
Упражнения и игры:
❖ «Повторяем дружно звук» - услышишь звук А, стукни мячом об пол
❖ «Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - услышишь звук А, подбрось мяч вверх
❖ «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем» - развитие длительного речевого выдоха
❖ «Разноцветные мячики» - дифференциация гласных и согласных – назови слово
❖ «Тихо – громко»
❖ Игры с передачей мяча: «Мяч передавай, слово называй» (на заданный звук, с определенным количеством слогов, звуков), «Звуковая цепочка»
❖ Игры с перебрасыванием мяча: «Сто вопросов, сто ответов с буквы А - и только с этой» - все ответы начинаются на звук А; «Слог да слог и будет слово» - добавление слогов; «Мяч поймай – слово составляй», «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги».
4. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи
Упражнения и игры:
❖ «Мяч бросай и животных называй»
❖ «Я знаю 3(5) названий животных» …
❖ «Животные и их детеныши»
❖ «Кто как разговаривает», «Кто где живет», «Кто как передвигается»
❖ «Подскажи словечко»
❖ «Скажи ласково»
❖ «Составь предложение»
❖ «Горячий – холодный» (антонимы)
❖ «Из чего сделано»
❖ «Лови да бросай – цвета называй»
❖ «Третий лишний»
❖ «Какой по форме»
❖ «Один – много» (множественное число), «Один – много – Чего нет»
❖ «Бывает – не бывает»
❖ «Кто кем был»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "С мячом играем - речь развиваем. Игры с мячом в логопедической работе"
В материале консультации для родителей рассказывается об истории игр с мячом и роли мяча в логопедической работе с дошкольниками, описываются виды игр с мячом и предлагаются конкретные игры с использо...
Консультация для родителей "Пальчиками играем - речь развиваем"
Консультация для родителей "Пальчиками играем - речь развиваем"...
С мячом играем – речь развиваем
Игры с мячом известны с древних времен. Они встречаются практически у всех народов мира....
С мячом играем - речь развиваем.
Консультация для родителей....
консультация с родителями "с мячом играем речь развиваем"
консультация с родителями "с мячом играем речь развиваем"...
С мячом играем - речь развиваем
Роль игр с мячом в логопедической работе с дошкольниками....
Практикум для родителей "С мячом играем - речь развиваем!"
Конспект проведения практикума для родителей "С мячом играем - речь развиваем! На практикуме родители знакомятся с разичными видами речевых игр с мячом....