Родительское собрание В старшей логопедической группе «Развитие комбинаторных способностей к детей»
материал (старшая группа)

Богданова Татьяна Юрьевна

Формирование комбинаторных способностей - важнейшее условие развития логического и творческого мышления. Способности эти требуются в самых различных областях. Например, при решении математических задач, игре в шахматы, шашки и т. п. Комбинаторные способности необходимы и в профессиональной деятельности (при осуществлении многоходовой финансовой комбинации, изыскания оборудования, материалов). В повседневной жизни — для того, чтобы распределить деньги на покупки; найти оптимальный вариант обмена квартиры. Рассадить гостей так, чтобы встреча прошла интересно и без конфликтов. Уложить большое количество вещей в ограниченном объеме чемодана, а затем разместить все чемоданы и тюки в багажнике автомобиля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kombinatornyh_sposobnostey_u_detey.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

В старшей логопедической группе

«Развитие комбинаторных способностей к детей»

Подготовила:

воспитатель высшей

квалификационной категории

Богданова Татьяна Юрьевна

Повестка дня:

  1. Сообщение на тему: «Развитие комбинаторных способностей у детей».

Цель сообщения. Познакомить родителей с понятием «комбинаторика». Довести до сознания родителей необходимость развития комбинаторных способностей у детей для успешного обучения в школе.

  1. Показ усвоения детьми комбинаторных навыков - занятие: «В гости к Смешарикам».

3.Обмен мнениями по результатам занятия.

  1. Игра - соревнование между родителями «Кто быстрее и больше соберет бус для кукол».
  1. Вопросы по теме собрания.

Современное школьное обучение предъявляет к моменту поступления дошкольника в школу, следующие требования. Развитие образного и основ словесно-логического мышления, воображения, творчества, овладение умениями классифицировать, обобщать, схематизировать, моделировать, отражать и контролировать результаты познавательной деятельности в монологе и диалоге.

Сегодня мы заострим свое внимание на развитии логического мышления, творческого потенциала. У дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, которое базируется на детских ощущениях, представлениях, восприятии. Хорошо организованный процесс наглядно-образного мышления - основа развития предпосылок логического мышления. Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятиях детей, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится плавный, естественный переход от конкретного мышления к высшей его фазе - абстрактному, тем легче будет ребенку усваивать школьную программу. Демонстрирую тетрадь по информатике для 2-го класса. У кого есть старшие дети, уже сталкивались с такими заданиями.

Признайтесь, эти задания заставляли призадумываться даже вас, взрослых. А что говорить о детях? Между тем, решение этих задач не так уж и сложно, если владеть приемами комбинаторики. КОМБИНАТОРИКА (от латинского слова соединять, сочетать) - отдел математики, изучающий приемы вычисления числа различных соединений (комбинаций): перестановок, размещений, сочетаний, составляемых при определенных условиях из данных предметов. Например, из трех чисел А, Б, С можно получить шесть комбинаций (перестановок): АБС, БСА, САБ, СБА, БАС, АСБ.

Формирование комбинаторных способностей - важнейшее условие развития логического и творческого мышления. Способности эти требуются в самых различных областях. Например, при решении математических задач, игре в шахматы, шашки и т. п. Комбинаторные способности необходимы и в профессиональной деятельности (при осуществлении многоходовой финансовой комбинации, изыскания оборудования, материалов). В повседневной жизни — для того, чтобы распределить деньги на покупки; найти оптимальный вариант обмена квартиры. Рассадить гостей так, чтобы встреча прошла интересно и без конфликтов. Уложить большое количество вещей в ограниченном объеме чемодана, а затем разместить все чемоданы и тюки в багажнике автомобиля.

КОМБИНАТОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ ВКЛЮЧАЮТ УМЕНИЯ:

  • Находить оптимальную (или, по крайней мере, удовлетворительную) комбинацию, отвечающую требованиям ситуации (шахматной, коммерческой, коммуникативной);
  • Видеть все разнообразие возможных вариантов, которые могут быть построены на основе исходных элементов, входящих в эту ситуацию.
  • Прогнозировать как можно более полно возможные (даже весьма отдаленные) эффекты и последствия комбинаций.

Например, сколько получится комбинаций из чашек 3-х цветов и блюдец 4-х цветов? Выкладываю комбинации на фланелеграфе.

Деятельность эта представляется весьма сложной. Однако, А. Н. Поддьяков, доктор психологических наук, старший научный сотрудник факультета психологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, проведя свои исследования, пришел к выводу, что занятия, стимулирующие комбинаторное мышление детей, можно организовывать и в детском саду со старшего дошкольного возраста. Занятия можно проводить как в индивидуальной, так и в групповой форме, чтобы дети могли соревноваться, создавая разные комбинации. Сейчас вы посмотрите занятие на развитие комбинаторных способностей.

Обсуждение. А теперь давайте посмотрим, на сколько у вас развиты комбинаторные способности. Вы будете собирать бусы для кукол. Задача: составить как можно больше цепочек за определенное время. Родители выполняют. Победитель награждается медалью. Обсуждение.

Теперь другая игра комбинаторного типа «Волшебники». Она относится к типу реверси ( в переводе с латыни - обращенный назад, возвращенный). Реверси - игра на шахматной доске; по ней проводятся чемпионаты мира. Игра «Волшебники» не так сложна. Задания первых двух степеней сложности доступны для освоения детьми. При этом она позволяет создавать разветвленную сеть различных задач.

Материал игры: 12 одинаковых карточек. На одной стороне каждой из них изображен добрый волшебник (улыбающаяся розовая рожица). На другой - злой (сердитая зеленая рожица). Показываю воспитателям.

Правила. (Демонстрирую). Карточки раскладываются в два горизонтальных ряда. Например, в верхний ряд - 5 добрых волшебников, в нижний - 5 злых. Уровень сложности игры задается численным соотношением. Т.е. для начала в верхний ряд можно положить 3 добрых волшебника, в нижний одного злого.

Цель игры. Путем перекладывания карточек превратить злых волшебников в добрых и наоборот.

Давайте поиграем.». Посмотрите на эти карточки. На одной стороне нарисован добрый волшебник, а на другой - злой. В этой игре добрые волшебники могут превращаться в злых и наоборот. Мы будем превращать злых волшебников в добрых. (Выкладываем простейшую ситуацию - три добрых волшебника в верхнем ряду против одного злого в нижнем ряду). Волшебников нужно поменять местами. Если мы возьмем злого волшебника и поставим его между двумя добрыми, только между ними, а не вконец ряда, он тоже превратится в доброго (карточка переворачивается). Хором произносим рифмовку: «В окружение попал - новичок таким же стал». Злой волшебник новичок на этом месте. А добрый, хоть тоже новичок в нижнем ряду, остался добрым - он ведь не попал в окружение. Обратите внимание, если злой волшебник попадает в край ряда, он не становится добрым, ведь его никто не окружает. Он таким плохим и останется. Злые волшебники тоже могут превращать добрых волшебников в злых. (Выкладываем следующую комбинацию). Верхний ряд - 3 злых волшебника; нижний ряд - 1 добрый. Пожалуйста, превратите доброго волшебника в злого самостоятельно.

Закрепление материала. Если добрый волшебник окажется между двумя злыми, он превратится в злого волшебника? Правильно, в окружение попал - новичок таким же стал. А если доброго пересадим на край ряда? А если добрый волшебник окажется между своим и чужим, он поменяется? (Нет, потому что не попадает в окружение).

Игру можно усложнять:

  • «Трое добрых против двух злых».
  • «Трое добрых против трех злых».
  • «Четверо добрых против трех злых».
  • «Пятеро добрых против пяти злых».
  • «Четверо добрых против восьми злых».

Интересно играть? Советую дома изготовить это нехитрое пособие. В эту игру можно играть до бесконечности, изменяя задачи, т. е. количественное соотношение злых и добрых волшебников в рядах. Главное, увлекитесь сами. Совместная игра способствует сплочению взрослого и ребенка. Кроме того, играя со своим ребенком, вы совершенствуете самые ценные для ребенка психические процессы: мышление, речь, внимание, память, воображение, способность к творчеству. Другими словами, в естественной для ребенка деятельности - игре, готовите его к успешному обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект выступления на родительском собрании в старшей логопедической группе. Тема: «Развитие связной речи дома»

Цель: Повышение уровня компетентности родителей в развитии связной речи.     Задачи:1.     Дать понятие связной речи, раскрыть ак...

Конспект родительского собрания для родителей средней группы «Развитие коммуникативных способностей, или учим детей общению»

Цель: Активизация интереса родителей к теме общения, формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.Задачи:1....

Родительское собрание в старшей логопедической группе.Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи». Время проведения: I период обучения, октябрь.План проведения:1. Что такое «логопедия...

Родительское собрание в старшей логопедической группе Тема: «Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда».

Родительское собрание  в старшей логопедической группе Тема: «Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда». Время проведения: II период обучения, февраль.План:1....

Цикл логопедических выступлений на родительских собраниях в старшей логопедической группе.

Родительское собрание № 1.Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».Родительское собрание № 2.Тема: «Логопеди...

Родительское собрание в старшей логопедической группе «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

Дорогие родители!Я поздравляю всех с началом учебного года, теперь мы старшая логопедическая группа. У нас изменился режим дня, время проведения и количество занятий в день. Чтобы образовательный проц...

Родительское собрание в старшей логопедической группе. Тема:" Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста"

Цель: Познакомить родителей  с возрастными особенностями детей старшей группы.Задачи:Формирование у родителей практических умений взаимодействия с детьмиРазвивать интерес к познанию своего ребёнк...