Психомоторная готовность ребенка к школе
презентация к уроку (подготовительная группа)
Психомоторная готовность ребенка к школе
Наверное каждый из родителей задавался вопросом - "Готов ли мой ребенок к обучению в школе?". Это действительно сложный вопрос, который требует особого изучения.
Развитие ребенка имеет в себе особые возрастные закономерности. К семи годам дети имеют достаточное колличество произвольного внимания, любознательность, словарный запас. Иными словами, готовность ребенка к школе определяет зрелость структур головного мозга. За физическую готовность отвечают моторные функции: координация, реакция. За интелектуальную готовность когнетивные функции: память, внимание, мышление. Не маловажным является и мотивация ребенка, готовность ребенка к познавательной активности.
Традиционно различают несколько видов готорности ребенка к школе:
1.Физеологическая готовность
2.Социально-личностная готовность
3.Психологическая готовность
Под психомоторной - (функциональной) готовностью понимают соответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций условиям и задачам школьного обучения. Для детского организма учебная деятельность является большим напряжением и стрессом, поэтому важно чтобы тело и психика ребенка была достаточным образом подготовленна к нему.
Психомоторная готовность ребенка свидетельствует об уровне общего развития, его глазомера, пространственной ориентации, способности к подражанию, а также о степени развития сложно-координированных движений руки. К психомоторной готовности следует отнести те преобразования, происходящие в детском организме, которые способствуют повышению его работоспособности и выносливости, большей функциональной зрелости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация Психомоторная готовность ребенка к школе | 1.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Под психомоторной (функциональной) готовностью понимают соответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций условиям и задачам школьного обучения.
Психомоторная готовность ребенка свидетельствует об уровне общего развития, его глазомера, пространственной ориентации, способности к подражанию, а также о степени развития сложно-координированных движений руки. К психомоторной готовности следует отнести те преобразования, происходящие в детском организме, которые способствуют повышению его работоспособности и выносливости, большей функциональной зрелости. Среди них в первую очередь требуется назвать: а) возрастающая на протяжении всего дошкольного детства сбалансированность процессов возбуждения и торможения. Это позволяет ребёнку более длительное время сосредотачивать своё внимание на объекте своей деятельности, способствует формированию произвольных форм поведения и познавательных процессов. б) развитие движений (крупной моторики); в) развитие мелких мышц руки и зрительно – моторных координаций, что создаёт основу для овладения действиями письма; д) работоспособность, утомляемость; е) совершенствование механизма функциональной ассиметрии мозга – активизации становления речи как средства познания и вербально-логического-мышления.
Функциональная готовность ребенка к школе В первую очередь необходимо проверить сформированность : -Глазомер -Моторика -Способность к подражанию -Ориентация в пространстве -Уровень общего развития
Примеры тестов для определения владения ребенком моторикой рук необходимой для письма Тест на определение полноты объема движений пальцев рук Цель: диагностирование полноты объема движений пальцев рук при разжимании кулаков по полноте амплитуды движений отводящих мышц. Ход тестирования: Тестирующий дает установку ребенку положить на стол кисти обеих рук ладонями вверх. Последовательность выполнения задания: 1.Крепко сжать пальчики в кулачки, не поворачивая ладоней. 2. Удерживать сжатые кулачки под счет от 1 до 5. З. Под счет раз-два сжимать и разжимать ладони (повторить 5-6 раз). На правой руке, на левой, одновременно. Тестирующий фиксирует полноту амплитуды отведения пальцев. Интерпретация результатов тестирования: Недостаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены не в полном объеме. Достаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены в полном объеме.
Тест на определение навыка работы с карандашом Цель: определения умения ребѐнка пользоваться карандашом. Ход тестирования: Ребѐнку предлагается нарисовать - прямые, - ломаные, - замкнутые, - волнистые линии, - человека. Интерпретация результатов тестирования: Навык считается сформированным, если ребѐнок правильно выполняет все задания. Тест на определение уровня сформированности умения удерживать заданную позу пальцев руки Цель: определение уровня сформированности умения ребенка управлять мышцами -сгибателями при удержании пальцев рук в заданной позе. Ход тестирования: Тестирующий предлагает ребенку сделать крючки большим, указательным и средним пальцами. Остальные пальцы нужно прижать к ладони и удержать их в этом положении, не меняя позы, под счет от 1 до 10. Интерпретация результатов тестирования: Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями, если он удерживает заданную позу, не разжимая пальцев. Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями недостаточно (или не владеет совсем), если пальцы непроизвольно начинают разгибаться.
Игра для развития психомоторной готовности ребенка к школе Игра «Говори по сигналу» Цель : коррекция импульсивности, развитие волевой регуляции Ребенку задают любые несложные вопросы, но отвечать он должен не сразу, а только когда увидит условный сигнал, например сложенные на груди руки или почесывание затылка. Если же вы задали вопрос, но не сделали оговоренное движение, ребенок должен молчать, как будто не к нему обращаются, даже если ответ вертится у него на языке. Условные сигналы можно изменять : отвечать после хлопка, стука под столом, притопа и т. д. Паузы следует чередовать – длинные с короткими. Примечание. Во время этой игры-беседы можно достигать дополнительные цели в зависимости от характера задаваемых вопросов. Так, с интересом расспрашивая ребенка о его желаниях, склонностях, интересах, привязанностях, вы повышаете самооценку своего сына (дочери, помогаете ему обратить внимание на свое "я".
Важно знать, что: У 6-7 летних детей слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, поэтому так часто звучит при длительном рисовании, особенно штриховке жалоба: «болит рука». Так же трудно будет первое время при письме. Письмо очень сложный и трудный процесс не только потому, что не закончено формирование и развитие мышц и костей кисти и пальцев, но и потому, что несовершенна ещё нервная регуляция движений. К концу дошкольного возраста постепенно происходит укрепление костно-мышечной системы; получают дальнейшее развитие движения ребёнка; они становятся более разнообразными, координированными и сильными. Все же эти движения остаются довольно бурными, порывистыми и быстро сменяющимися. Это объясняется всё ещё слабым развитием процесса торможения и господством процесса возбуждения. Готов ли организм 6-7летнего ребёнка к школьным нагрузкам? К началу школьного обучения перестройка всех физиологических систем организма ещё не закончена. Поэтому учёные делают вывод: с одной стороны, по своим функциональным характеристикам организм ребёнка 6-7-летнего возраста готов к систематическому школьному обучению, в то же время он очень чувствителен к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к чрезмерному умственному и физическому напряжению. Чем младше ребёнок, тем труднее ему справляться со школьными нагрузками, тем выше вероятность появления отклонений в его здоровье.
Таким образом, ребенку важно помочь «дозреть» до школьной жизни. В первую очередь надо позаботиться о его здоровье.
Список литературы 1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Под ред. Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой Ярославль, Академия развития 2. Справочник психолога начальной школы. О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. Издание 4-е. Ростов-на-Дону "ФЕНИКС" 3. Подготовка к школе. Развивающие тесты и упражнения. М.Н. Ильина Москва, Санкт - Петербург, Нижний Новгород, Воронеж, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Новосибирск, Киев, Харьков, Минск. Питер
Спасибо за внимание! 2022г. г.Воронеж
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...
Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...
РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....
"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/
Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...
Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе
Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....
Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.
Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...