Консультация для родителей с элементами тренинга «Мир взрослых и мир детей»
консультация
Консультация разработана для гармонизация детско-родительских отношений, способствует приобретению практических знаний по развитию положительных эмоций у дошкольников, поможет сформировать у родителей безоценочный подход к общению с ребенком, поддерживающий позитивный образ «Я».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_vzroslyh_i_mir_detey.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей с элементами тренинга
«Мир взрослых и мир детей»
Цели и задачи:
- гармонизация детско-родительских отношений;
- способствовать приобретению практических знаний по развитию положительных эмоций у дошкольников;
- сформировать безоценочный подход к общению, поддерживающий позитивный образ «Я» у ребенка.
План:
1. Знакомство и разминка. 2.Мини-лекция: «Эмоциональный мир ребенка»
3.Упражнение « Восприятие чувств ребенка»
4. Разбор проблемных ситуаций.
5. Упражнение «Билль о правах»
6. Упражнение «Сказав это – исправьтесь» (родительские директивы, оценки и установки).
7. Основные правила взаимодействия с ребенком в семье.
8. Подведение итогов.
1.Знакомство и разминка.
Человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что сам проговаривает, 90% того, что сам делает. Сегодня на занятии вам придется активно работать, принимать участие в игровых упражнениях. Мы не будем давать друг другу оценок, не будем никого обсуждать. Сегодня мы постараемся создать атмосферу безопасности, доверия и открытости. Это позволит вам экспериментировать, не стесняясь ошибок.
Выделить и обсудить правила работы в группе.
Сегодня мы рассмотрим проблему эмоционального благополучия ребенка ?
Сейчас я предлагаю вам познакомиться друг с другом. Можно представиться и если будет желание, то можно немного рассказать о себе.
( Каждый участник по кругу представляется)
Упражнение. Продолжим знакомство. Закончите, пожалуйста, такое предложение: « Я думаю, что хороший родитель…»
Обобщая ваши высказывания, можно сказать, что хороший родитель:
- уважает личность ребенка
- принимает его таким, какой он есть
- понимает ребенка, понимает его внутренний мир, его чувства
2 . Вот в такой доброй и теплой атмосфере, наверное, и следует говорить о нашей сегодняшней теме.
Каждому из нас хочется, чтобы наши дети выросли здоровыми и счастливыми, чтобы они умели радоваться солнцу и успешно прожитому дню, чтобы они были уверены в своих силах и умели бороться с трудностями, спокойно переносили удары судьбы, сохраняли душевное спокойствие в самых непредвиденных ситуациях.
Жизнь человека насыщенна различными явлениями, предметами, и ничего не оставляет его равнодушным. Все эмоции и чувства, которые он испытывает, - виды его субъективного отношения к действительности, переживания им того, что оказывается непосредственно в поле его восприятия.
Эмоции и чувства- понятия синонимичные, но неравнозначные
Эмоции – переживания отношений, возникшие в данный момент и носящие ситуативный характер, выражает оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей в данный момент.
Чувство- отражение в сознании человека его отношений к действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей. Это устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности.
Малыш беззащитен перед взрослым. Он открыт навстречу окружающему миру, безгранично верит нам и ждет только хорошего. У ребенка свой мир, у него свои печали и разочарования, ожидания и желания, притязания и ощущение собственности. Ребенок меньше нас по росту, меньше знает, меньше умеет… Но он сильнее чувствует, быстрее разочаровывается, больше расстраивается, так как он очень впечатлительный и менее опытный.
Для создания полноценных, удовлетворяющих отношений с ребенком взрослый должен научиться эффективно общаться с ним. Он должен быть готов:
- прислушиваться к мыслям и чувствам ребенка ( понимать его внутренний мир)
- поделиться своими мыслями и чувствами с ребенком ( быть правдивым перед ребенком, говорить и рассказывать ему то, что вы чувствуете, ребенок нуждается в искренности ваших чувств.
3. Упражнение «Восприятие чувств ребенка»
За словами всегда стоят чувства. Внимательно прочитайте каждое высказывание ребенка, стараясь как можно более точно воспринять. Понять чувства ребенка. ( Работа по карточкам).
Существуют эмоции - повышающие жизнедеятельность человека, увеличивающие его силу и энергию, побуждающие его к деятельности
( радость, удивление, восторг, восхищение, удовлетворение и др.)
Есть эмоции - снижающие жизнедеятельность людей, ослабляющие их энергию ( схема). Ребенок, часто или постоянно испытывающий такие эмоции подвержен разного рода эмоциональным нарушениям. Эти эмоции разрушают здоровье ребенка.
4. Упражнение «Проблемные ситуации».
Ситуация 1. «Ребенок опрокинул стакан с молоком»
- ваша реакция? ( родители дают варианты реакций, которые можно фиксировать на доске)
- давайте выделим негативные реакции ( «Какой ты неуклюжий!» и т.п.). Эти реакции развивают у ребенка страх, неуверенность, тревогу, т. Е. то, что разрушает его личность, его психическое и эмоциональное самочувствие. В этих ситуациях взрослый обращается «К» ребенку. Он придирчив, склонен к критике, угрозам, наказаниям, советам, оценкам. Взрослый лишь реагирует на ситуацию. Хотели бы вы, чтобы кто-нибудь обращался с вами подобным образом? В такие периоды вы предпочли бы, чтобы вас выслушали, попытались понять и принять ваши чувства. Ребенок хочет того же самого.
- давайте обсудим позитивные реакции ( например: «Вот полотенце, давай, вытрем стол»). Это разговор «С» ребенком. Взрослый действует. Он прислушивается к тому, что чувствует ребенок, он поддерживает его. Это эффективное, безоценочное общение, которое демонстрирует уважение, понимание и принятие ребенка.
Ситуация 2. «Ребенок не желает убирать игрушки»
- ваши позитивные реакции?
5. Упражнение «Билль о правах». Ведущий делит группу на две половины. Одна группа представляет детей, а другая — родителей. Задача каждой группы заключается в составлении списка своих прав. После того как каждая группа закончила подготовку такого списка (в течение 15—20 минут), «родители» и «дети» начинают поочередно предъявлять эти права друг другу, причем каждое право может быть внесено в окончательный список только тогда, когда оно принято другой стороной. Каждая сторона имеет возможность отклонить какое-то право или настаивать на его изменении. Ведущий регулирует дискуссию и выносит принятые обеими сторонами права на видное место.
Если дискуссия затягивается (а обычно она проходит вполне «горячо»), ведущий проясняет, почему стороны не могут договориться, и прекращает обсуждение, воспользовавшись правом вето. В этой игровой ситуации хорошо моделируются процессы отстаивания детских прав и те состояния, которые возникают в связи с этим у детей и родителей, поэтому при подведении итогов желательно обратиться к чувствам участников группы. Необходимо также напомнить «детям», что они должны писать свои права, исходя из своих детских ролей, для этого можно встать на место собственного ребенка или вспомнить себя в детстве. Группа может оговорить, в каком возрасте будут находиться «дети», которые пишут права, исходя из своих интересов.
6. Мы воспитываем детей – дети воспитывают нас.
Мы часто исходим из положения, что дети должны нас и окружающий мир понимать так же, как взрослые, но это величайшее заблуждение. Дети делают свои выводы, учитывая при этом не только то, что мы им говорим, но и то, что мы при этом делаем, как ведем себя с другими людьми. Наш личный пример является подчас более воспитывающим, чем любые нравоучения.
- Чего нельзя допускать в общении с ребенком? ( ответы можно фиксировать на доске, проговаривая почему нельзя)
грубости
оскорблений
насильственных методов воспитания
игнорировать мнение ребенка
оказывать давление
жестокости
негативные установки- все это нельзя допускать в общении с ребенком именно они могут повлечь за собой трудности в эмоциональном развитии.
Упражнение «Сказав это – исправьтесь».
избегать выражений, негативных установок, приводящих к отрицательным последствиям, не говорить ребенку того, чего бы вы на самом деле ему не желали и т.д.
Подумайте, к чему может привести высказывание, и исправьтесь.
Работа по карточкам.
Подумайте, какие установки ( возможно из детства) мешают вам жить и не давайте их своим детям. Воспитывая ребенка необходимо воспитывать себя. Ребенку нужен достойный пример для подражания.
7. Подводя итог нашей работы, обобщая услышанное, давайте выделим основные правила общения с ребенком в семье, правила выполняя которые сделают эмоциональный мир ребенка радужным, счастливым, спокойным, веселым. (Ответы родителей. Можно предложить готовую памятку и зачитать правила по кругу)
8. Подведение итога.
Помните, что нет готовых рецептов в воспитании, только понимание и внимательное отношение к миру ребенка, уважение и принятие его личности, ваша интуиция, ваша тактичность, ваша любовь даст возможность построить такое общение с ребенком, которое будет приносить всем только радость.
- Полезна встреча или нет? Чем была полезна эта встреча?
- Какие чувства вы испытываете сейчас?
- Ваши пожелания?
Приложения
Упражнение «Восприятие чувств ребенка»
« Я больше никогда не буду играть с Мишей. Он злой»
/ злость, гнев, радость/
«А мне совсем не весело! Я ничего не хочу делать»
/плохое настроение, уныние, апатию/
«Посмотри, папа, какую машину я нарисовал!»
/ гордость, удовлетворение за выполненную работу/
«Не надо мне помогать. Я могу сам это сделать. Я уже взрослый!»
/стремление к самостоятельности, чувство своей компетентности/
«Я не когда не буду таким же, как Сережа. Он все делает лучше меня»
/разочарование, обида/
«Я не хочу ходить с длинными волосами - это ведь мои волосы, правда?»
/ стремление к самостоятельности, чувство своей компетентности/
Возможные ситуации: « Ребенок не желает самостоятельно одеваться»
« Ребенок закатывает истерику в магазине».
РИТУАЛЫ, КОТОРЫЕ НРАВЯТСЯ ДЕТЯМ.
- ПЕРЕД УХОДОМ В ДЕТСКИЙ САД ПОЛУЧИТЬ ОБЬЯТИЕ РОДИТЕЛЕЙ И НАПУТСТВЕННОЕ СЛОВО ИЛИ ЖЕСТ.
- ПРИЙДЯ ИЗ ДЕТСКОГО САДА, РАССКАЗАТЬ О СВОИХ УДАЧАХ И ПОЛУЧИТЬ СЛОВА ПОДДЕРЖКИ И УЧАСТИЯ.
- В ВЫХОДНОЙ ДЕНЬ ОБСУДИТЬ ПРОЖИТУЮ НЕДЕЛЮИ ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ. ПРОВЕСТИ ВРЕМЯ С РОДИТЕЛЯМИ.
- НА НОЧЬ ПОСЛУШАТЬ СКАЗКУ И БЫТЬ ЗАБОТЛИВО УКРЫТЫМ.
- В СВОЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ПОЛУЧАТЬ СЮРПРИЗЫ И УСТРАИВАТЬ ИХ ДЛЯ ДРУГИХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ.
- ВМЕСТЕ С ПАПОЙ И МАМОЙ, ВЗЯВШИСЬ ЗА РУКИ ВО ВРЕМЯ СВОЕЙ БОЛЕЗНИ ПОСМОТРЕТЬ ЛЮБИМЫЙ МУЛЬТФИЛЬМ И ПОПРОСИТЬ У НИХ ЛЮБИМУЮ ЕДУ ИЛИ ЧТО-ТО ТАКОЕ, ЧТО ОЧЕНЬ ДАВНО ХОТЕЛОСЬ.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ВАШЕГО РЕБЕНКА.
- ОТ ПОВТОРЯЮЩИХСЯ ЗНАКОВ ПРИВЕТСТВИЯ, ОДОБРЕНИЯ, ЛЮБВИ И ПРИНЯТИЯ У РЕБЕНКА СКЛАДЫВАЕТСЯ ОЩУЩЕНИЕ; « СО МНОЙ ВСЕ ВПОРЯДКЕ», «Я ХОРОШИЙ». ОТ СИГНАЛОВ ОСУЖДЕНИЯ, НЕДОВОЛЬСТВА, КРИТИКИ ПОЯВЛЯЕТСЯ ОЩУЩЕНИЕ «СО МНОЙ ЧТО-ТО НЕ ТАК», « Я ПЛОХОЙ».
- ДУШЕВНАЯ КОПИЛКА РЕБЕНКА РАБОТАЕТ ДЕНЬ И НОЧЬ. ЕЕ ЦЕННОСТЬ ЗАВИСИТ ОТ ТОГО, ЧТО МЫ ТУДА БРОСАЕМ.
- ДАЖЕ ТРЕБОВАНИЯ, КОТОРЫЕ ВЫ ПРЕДЪЯВЛЯЕТЕ, ДОЛЖНЫ БЫТЬ НАПОЛНЕНЫ ЛЮБОВЬЮ И НАДЕЖДОЙ.
- НАУЧИТЕСЬ СЛУШАТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА В РАДОСТИ И ГОРЕ.
- НАКАЗЫВАЯ СВОЕГО РЕБЕНКА, ОСТАВАЙТЕСЬ РЯДОМ С НИМ, НЕ ИЗБЕГАЙТЕ ОБЩЕНИЯ С НИМ.
- СТАНЬТЕ ДЛЯ СВОЕГО РЕБЕНКА ПРИМЕРОМ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ, В ПРОЯВЛЕНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЧЛЕНАМ СВОЕЙ СЕМЬИ И К ДРУГИМ ЛЮДЯМ.
- ОБНИМАЙТЕ И ЦЕЛУЙТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА В ЛЮБОМ ВОЗРАСТЕ.
- НЕ РАЗГОВАРИВАЙТЕ СО СВОИМ РЕБЕНКОМ С РАВНОДУШНЫМ И БЕЗРАЗЛИЧНЫМ ЛИЦОМ.
- ЗАВОДИТЕ СВОИ КРАСИВЫЕ, ДОБРЫЕ И СВЕТЛЫЕ РИТУАЛЫ ОБЩЕНИЯ, КОТОРЫЕ СДЕЛАЮТ ВАШУ ЖИЗНЬ И ЖИЗНЬ ВАШЕГО РЕБЕНКА ТЕПЛЕЕ И РАДОСТНЕЕ.
ИСТОЧНИКИ УГРОЗЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
Внешние источники | СОЦИАЛЬНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ | 1.Неблагоприятные погодные условия; 2. сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе; 3. скудность питания, его однообразие и плохая организация 4. несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений, и в первую очередь- отсутствие режима проветривания; 5. враждебность окружающей ребенка среды, когда ему ограничен доступ к игрушкам, не продуманно цветовое и световое оформление пространства, отсутствует необходимые условия для реализации естественной потребности в движении, действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка. |
1.Манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности, что проявляется в стремлении взрослых все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы, как в деятельности, так и в принятии решений. 2. межличностные отношения детей с другими детьми(отношение к какому-либо из детей как к изгою при попустительстве взрослых, а иногда и с их подачи. 3. интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней. 4. преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых. 5. отсутствие понятых, доступных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе. | ||
Внутренние источники | 1. привычки негативного поведения как следствие неадекватного воспитания 2. осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности, что способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению негативных черт характера. 3. отсутствии автономности - прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности. индивидуально-личностные особенности ребенка негативного характера, например трусость или демонстративность . 4. патология физического развития, например нарушение зрения, слуха и т.п. |
РОДИТЕЛЬСКИЕ ДИРЕКТИВЫ, ОЦЕНКИ И УСТАНОВКИ.
/ НА ОСНОВЕ КЛАССИФИКАЦИИ Н.Л. КРЯЖЕВОЙ/
к упражнению «Сказав это – исправьтесь»
Негативные установки | Последствия | Позитивные установки |
-Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить! | замкнутость, отчужденность, конформность, безынициативность, угодливость, льстивость, стереотипизация поведения | -Будь самим собой, и тогда у тебя будет много друзей! |
- Ты копия своего папочки(мамочки)! | неадекватная самооценка, упрямство, агрессия, противоречивость, трудности в общении с родителями | - Папа у на такой замечательный! - Мама у нас умница! |
- Не кричи так! Оглохнешь! | повышенное психоэмоциональное напряжение, завуалированная агрессия, конфликтность. | -А давай пошепчемся на ушко… |
- Ты просто грязнуля и замарашка! | страхи, неизбежность по отношению к себе и своему внешнему виду, неразборчивость в межличностных отношениях. | - Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и опрятен! |
-Да подожди ты! Вечно ты не вовремя! | скрытность, отчужденность, излишняя самостоятельность, снижение порога дозволенности. | - Если хочешь, я тебе могу помочь. |
- Никогда не сноси обиды, давай сдачи! | агрессивность, низкий уровень произвольной регуляции, несдержанность, раздражительность | -Люди всегда могут найти общий язык и договориться друг с другом! |
-Ты плохой- обижаешь маму! Вот уйду я от тебя! | отчуждение, тревожность, страхи, одиночество, нарушение сна. | - Ты самый любимый, и я тебя никогда не брошу! |
-Уйди с глаз, не маячь, пойди, займись, чем нибудь! | озлобленность, скрытность, отчужденность | -Давай разберемся вместе, иди ко мне! |
-Одевайся теплее, замерзнешь и заболеешь! | тревожность, страхи, мнительность | -Закаляйся, будь здоров! |
-Неумейка! Откуда у тебя только руки растут! | страхи, заниженная самооценка, неуверенность, низкая мотивация к активности. | -Тебе надо попробовать еще раз, и все получиться! |
- Ну что за ребенок все готов раздать! | накопительство, жадность, эгоизм, заниженная самооценка | -Молодец, что делишься с друзьями! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей с элементами тренинга “Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи”
Консультация для родителей с элементами тренингапо реализации образовательной области "Коммуникация"(связная речь)для детей с общим недоразвитием речиТема “Формирование словаря у детей с общим н...
Консультация для родителей с элементами тренинга «Вырезывание из бумаги».
Консультация в доступной форме объясняет родителям технику вырезывания из бумаги (круг из квадрата) и говорит о необходимости упражнения детей в вырезывании из бумаги дома....
Консультация для родителей с элементами тренинга на тему «Кувшин эмоций»
Задачи консультации: 1. Дать почувствовать родителям важность при воздействии в формировании личностных качеств ребенка.2. Повышение компетентности...
Консультация для родителей с элементами тренинга на тему «Скандинавская ходьба»
Знакомство родителей со скандинавской ходьбой как видом оздоровительной физкультуры для детей и взрослых. Обучение технике скандинавской ходьбы....
Консультация для родителей.Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях.
Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях В основе обучения чтению – не буква, а ЗВУК....
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей Тема: «Распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях».
Взаимоотношения с ребенком в процессе обучения следует строить таким образом, чтобы он видел в вас не требовательного наставника, а друга, всегда готового прийти на помощь в трудную минуту.Не давайте,...
Консультация для родителей с элементами тренинга "Общаться с ребенком. Как?"
Консультация для родителей подготовлена на основе маетриалов книги известного психолога Юлии Борисовны Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?" В ходе тренинга родители знакомятся с гуманным...