Развитие пальцевого праксиса
консультация

Волкова Наталия Александровна

В консультации представлены упражнения для развития пальцевого праксиса . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие пальцевого праксиса 16.1 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для развития мелкой моторики особенно нужны современным детям.

Считается, что любое упражнение, развивающее мелкую моторику, развивает речь и мышление. Но это не так или не совсем так.

Всегда встречались и встречаются семьи, в которых очень много занимаются с детьми развитием мелкой моторики, покупают специальные игрушки, но результат не радует, и сдвига в развитии речи не происходит.

И есть другие семьи, где специально вроде бы развитием мелкой моторики не занимались и не занимаются, ребенок просто лепит, рисует, играет, помогает маме по дому, а с мелкой моторикой всё в порядке, да и малыш явно очень сообразительный и с хорошо развитым мышлением и речью.

В чем же секрет пальчиковых игр и упражнений для развития мелкой моторики? Как проводить их так, чтобы получать результат?

Оказывается, важен не факт проведения пальчиковых игр и упражнений, а то, КАКИЕ упражнения и КАК они проводятся с малышом. И зависит это от того, задействовано ли в пальчиковых упражнениях и в играх моторное планирование. Что это такое?

Моторное планирование - это когда нужно использовать новый инструмент, когда необходимо сделать неосвоенное, непривычное действие.

Моторное планирование появляется в случае новых задач, новых непривычных ситуаций, новых материалов, новых действий. Здесь ключевое слово – новый, непривычный! Когда ребенок уже наизусть знает эту свою единственную пирамидку и много раз ее собирает- это не новое действие, оно уже не развивает!

Главный  принцип проведения упражнений и игр для развития мелкой моторики такой – если у малыша это движение быстро и легко получается, то мы его быстро делаем, пропускаем и идем дальше. А вот если упражнение не получается? Тогда мы останавливаемся на нем и отрабатываем данное движение до тех пор, пока движения не станут получаться легко, просто, быстро, красиво, четко. И только потом идем дальше к освоению новых движений, усложняем, изменяем инструкцию, добавляем новые, непривычные действия.

Упражнения и игры для развития мелкой моторики детей.

1.Резиновая груша (продается в аптеке). Выберите маленькую грушу. Нажимая на нее, получается струя воздуха, которой можно сдуть ватку или листочек со стола. Можно даже поиграть в футбол, пытаясь загнать струей воздуха ватку в ворота.

2.Разминание пластилина. Перед лепкой ребенку любого возраста обязательно дайте размять пластилин.

3.Игра с изюмом – сделайте тесто, раскатайте его. Предложите малышу украсить тесто изюмом. Покажите, как правильно брать изюминку («пинцетный захват» двумя пальчиками – большим и указательным). Покажите, что изюминки надо раскладывать по всему тесту на расстоянии друг от друга. Потом запеките получившийся пирог и съешьте его всей семьей! Радость гарантирована!

4.Нанизывание колец на стержни 2 пирамидок  (развитие соотносящих движений рук.

5.Упражнения с бумагой:

1) мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния),

2) рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны

3) делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт – например, кошка, барашек, тучка)

4) делать аппликации из кусочков бумаги, которые нарвал малыш. Нарисуйте картину на листе ватмана. И наклейте на нее кусочки бумаги по сюжету. Белые наклеенные кусочки могут изображать снег или облака, синие – речку, желтые – осеннюю листву деревьев.

6. Вдавливание мелких предметов в пластилин (бусины, семена, ракушки, мелкие камушки), озвучьте ребенку сюжет и он будет увлечен.

7.Сортировка мелких предметов– очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата», то есть захватывал двумя пальчиками – большим и указательным.

8.Пересыпание.Пересыпайте с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Используйте разную посуду – пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки.

9.Использование столовых приборов– ложки, вилки. Умение самостоятельно есть ложкой, вилкой, пить из чашки – это тоже очень важная составляющая развития малыша и развития мелкой моторики.

10.Разворачивание завернутого в фольгу предмета – сюрприза – «Что там?» Когда малыш развернет бумагу и найдет подарок, поиграет с ним, заверните его снова – спрячьте в другую бумагу. И снова попытайтесь найти. Научите малыша заворачивать – прятать предмет.  

11.Наполнение бутылки мелкими предметами. В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики.

12.Конструкторы.  Очень хорошо развивают мелкую моторику разные конструкторы. Важно иметь дома несколько конструкторов (но обязательно с РАЗНЫМ   принципом соединения деталей).

13. Изготовление поделок, работа с глиной и пластилином.

14. Наматывание. Наматывание толстой нитки на палочку, на катушку, на клубок и разматывание. Наматывание толстого шнурка, синельной проволоки.

15.Нанизывание на шнурок бусин с большими отверстиями. Можно нанизывать и катушки от ниток, кольца для штор, детали конструкторов, бусины из глины или соленого теста, кольца от маленьких пирамидок.

16.Перелистывать страницы книги по одной.

17. Развязывать и завязывать узелки, бантики, плести косички, расстегивать и застегивать липучки, пуговицы, кнопки, крючки, молнии, снимать и надевать шапку, стягивать носки, снимать ботинки

20.Волчки.Сначала малыш учится запускать юлу, а затем волчки крупных размеров. И уже после этого дайте малышу волчки маленького размера. Вместо волчка используйте любые другие предметы: кольца пирамидок, шарики, пластиковые миски и т.д. Также полезно и заводить ключиком заводные игрушки.

21.Выкладывать фигуры из палочек, из разных видов мозаики.

22.Прокатывание шариков. Шарики можно катать как ладонями (в первых играх), так и одним пальчиком (в последующих играх).

23. Катание карандаша между ладошками.

24. Пальчиковые народные игры.

Вот как много вариантов развития мелкой моторики, главное играть не молча, а разговаривать с ребенком, придумывать сюжет, проявлять фантазию и тогда развитие речи и мышления не заставит себя ждать)))


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая работа по формированию пальцевого праксиса у дошкольников

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте 6-7 месяцев. В этот период полезно делать массаж кистей рук – поглаживать их, слегка надавливая, в направлении от кончиков пал...

Система артикуляционных упражнений для развития артикуляционной праксиса у детей с дизартрией (по Е.Ф.Архиповой)

Для практического применения предлагаем:16 артикуляционных упражнений, выполняемых с функциональной нагрузкой1.  «Забор».Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы. М...

программа коррекционной работы по стабилизации психоэмоционального развития ребенка и развитию ручного праксиса

в данной программе раскрыт авторский подход к проблеме развития ручного праксиса у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, раскрыты направления работы по стабилизации психоэмоциональн...

Развитие пальцевого моторного праксиса у детей с ОВЗ.

   Один из важнейших разделов коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими проблемы в развитии, - развитие мелкой моторики рук, которое тесно связано с речевым, психическим и...

Развиваем пальцевый праксис

В жизни человеку необходимы точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, выполнять различные бытовые и прочие действия. Тренировка пальцев рук у детей способствует развитию речи. По...

Консультация для родителей «Развитие ручного праксиса и тактильных ощущений для развития речи дошкольника

Многочисленными исследованиями специалистов подтверждено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Вообще развитие мелкой моторики любого вида являетс...

Проект "Нескучные игры: Развитие моторного и пальцевого праксиса"

Проект "Нескучные игры: Развитие моторного и пальцевого праксиса" Проект "Нескучные игры:Развитие моторного и пальчевого праксиса" является актуальным и важным в современном о...