Совместное мероприятие с родителями "Традиции и обычаи на Руси"
материал (подготовительная группа)
Цель: Приобщение детей к истокам русского народного творчества, к традициям русского народа, к народной культуре.
Задачи:
Обучающие:
1. Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа.
2. Показать красоту русского языка в процессе знакомства с устным народным творчеством.
3. Привлечь родителей к сотрудничеству в приобщении детей к русским народным традициям, возрождению и соблюдению семейных традиций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meropriyatie_s_rod._traditsii.docx | 27.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместное мероприятие с родителями «Традиции и обычаи на Руси»
Цель: Приобщение детей к истокам русского народного творчества, к традициям русского народа, к народной культуре.
Задачи:
Обучающие:
1. Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа.
2. Показать красоту русского языка в процессе знакомства с устным народным творчеством.
3. Привлечь родителей к сотрудничеству в приобщении детей к русским народным традициям, возрождению и соблюдению семейных традиций.
Развивающие:
1. Развивать интерес к крестьянскому быту, русскому народному фольклору.
2. Учить детей видеть и ценить красоту народного творчества.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство патриотизма: любовь и уважение к русским народным традициям, культуре своей страны.
2. Воспитывать у детей уважение к членам своей семьи, бережное отношение к своим реликвиям, обычаям и желание быть гостеприимными.
3. Создать условия для возникновения положительных эмоций, радостное настроение у детей и родителей.
Оборудование: макет русской печи, стол со скатертью, самовар, посуда, сундук: чугунок, лапти, ложка, 2 больших платка, кошка, младенец, домовенок, подкова, кукла-оберег, половики, салфетки, лавки, каравай, рушник, деревянные ложки, канат.
Ход мероприятия
(Выход под веселую музыку «Барыня» с инструментами по кругу, потом дети садятся напротив).
1 Ведущая. Здравствуйте, люди добрые!
Мир вам, гости долгожданные,
Что пришли к нам в добрый час!
Встречу теплую, желанную мы готовили для вас.
2 Ведущая. Щедростью, радушием знаменит наш русский край.
Для гостей пироги русские и медовый каравай.
Дружно нашу песенку запевай!
Песня «Бабушка, испеки оладушки»
1 Ведущая. Издавна славился наш русский народ «гостеприимством», они с уважением, любовью и заботой встречали гостей на пороге своего дома с поклоном, хлебом-солью и говорили:
«Пусть моя изба не красна углами, не богата пирогами, но рады мы гостям, как добрым вестям!
Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!» (ведущие кланяются детям и приглашает в горницу,
2 Ведущая. Проходите, присаживайтесь, рады вас видеть в нашей горнице. (дети садятся к родителям).
Всем места хватит, будьте как дома!
Гости. Не беспокойтесь мы дома не лежим и в гостях не стоим.
1 Ведущая. У нас для каждого найдется и местечко и словечко.
Гости. Гости - люди подневольные, где посадят, там и сидят.
2 Ведущая. Удобно ли вам, гости дорогие! Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли место хватило?
Гости. В тесноте, да не в обиде!
1 Ведущая. Ох, вы, красны девицы и добры молодцы!
Слушайте и глядите! Да не говорите, что не слыхали!
И видом невидали!
Приглашаем, вас, и больших и малых,
На наши русские посиделки.
2 Ведущая. Ой, как много здесь гостей,
Ждёт вас множество затей.
Будем петь, да играть- старину русскую вспоминать.
1 Ведущая. Так жили на Руси наши предки и нам завещали –
Очень хотели, чтоб мы традиции их продолжали
Логопед. Был такой старинный обычай. Обычай гостеприимства. Давайте вспомним пословицы о гостеприимстве хозяина и доброте.
(Логопед начинает, родители продолжают)
Пословицы
- Хозяин весел – и гости радостны.
2. Гость доволен – и хозяин рад.
3. Для дорогого гостя и ворота настежь.
4. Что ни есть в печи, все на стол мечи!
5. Худо тому, кто добра не делает никому.
6. Добра желаешь, добро и делай.
7. Много гостей – много и новостей.
1 Ведущая. Испокон веков на Руси-матушке живёт народ приветливый.
2 Ведущая. А кто знает шутки-прибаутки?
Выходите поскорей, да порадуйте гостей!
1 Ведущая. Ну, давайте, начинайте шутки затевайте!
Расскажем небывальщину из деревни «Неслыхальщина».
(Читают шутки-прибаутки)
Родитель. Собака на кухне пироги печет Кот в углу сухаpи толчет.
Кошка в окошке платье шьет.Курочка в сапожках избушку метет.
Родитель. Сидит белка на тележке, продает она орешки:
Лисичке-сестричке, воробью, синичке,
Мишке толстопятому, Заиньке усатому,
Кому в платок, кому в зубок, кому в лапочку.
Родитель. Коза-хлопота день-деньской занята:
Ей - травы нащипать, ей - на речку бежать,
Ей - козляток стеречь, малых деток беречь,
Чтобы волк не украл, чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька-лиса их с собой не унесла.
2 Ведущая. Ай, люли, да люли небылицы хороши.
Небылиц невпроворот – рассмешили весь народ!
1 Ведущая. А что бы еще веселее стало, мы станцуем и споем.
Танец- хоровод «Во поле березка стояла»
1 Ведущая. Да от таких затей стало в горнице светлей!
Горница у нас большая, да красивая такая.
Вот в углу сундук стоит много он добра хранит
А что же в этом сундуке? Давайте посмотрим…
(Обращает внимание на стоящий сундучок)
Для начала, вам загадки- отгадайте-ка, ребятки.
Знаем, знаем наперед – вы смекалистый народ!
Загадки
2 Ведущая - В избе – изба, на избе – труба.
Зашумело в избе, загудело в трубе.
Видит пламя народ, а тушить не идет. (Печь)
Ой, ты печка-сударушка помоги нам, боярушка:
Ты свари, испеки, обогрей, освети, в дом богатство принеси.
Печь была самой главным предметом в доме.
В ней и еду готовили, она и дом обогревала. На печи можно было даже спать.
1 Ведущая. Вот еще загадки, отгадайте-ка, ребятки.
-Огонь в печи горит, а что в печи стоит? (Чугунок)
-Эту обувь не забыли, хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати, у печи оставят. (Лапти)
2 Ведущая. Без нее в деревне скучно, вместе с ней поют частушки,
Пляшут Маша и Антошка под веселую (Гармошку).
1 Ведущая. Где веселые подружки? Выходите петь частушки.
И вы, ребята, не зевайте, девчатам тоже помогайте.
Русские народные частушки
Вместе. Пропоем мы вам частушки замечательны – таки,
Что пойдут плясать старушки, затанцуют старики.
Логопед. Разудалый я силач – гну рукой подковку!
Потому что я жую каждый день морковку.
Тьютор. Я секрет румян достала у прабабки Феклы –
Лучше всех румян заморских сок от нашей свеклы!
Логопед. Ставлю ногу на носок, а потом на пятку.
Стану русскую плясать, а потом вприсядку.
Тьютор. Ваши ноги косолапы, в такт они не топают
Посмотрите-ка на наши, как задорно шлепают!
Вместе. Мы пропели вам частушки, вы скажите от души:
Хороши частушки наши и мы тоже хороши.
1 Ведущая. Вот еще загадки послушайте ребятки:
- Мне в частушках подыграет, хоть и не гармошка.
За обедом в суп ныряет расписная (ложка)
-Шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар)
Самовар означал достаток, семейный уют, благополучие. Вся семья собиралась за столом, на который водружался самовар, и по русской традиции пили чай с вареньем, пирогами, блинами…
Логопед. - Носят женщины, старушки, носят малые девчушки-
К уголочку уголок сложен красочный…(платок)
А сейчас детвора для вас народная игра.
Вот платочек расписной. Он волшебный, не простой.
Буду с вами я играть всех платочком накрывать.
Игра «Платочек»
(Дети бегают под музыку. Когда музыка обрывается, все должны сесть на корточки и закрыть глаза. Воспитатель накрывает кого-нибудь платком и говорит- «Раз, два, три, кто же спрятался внутри?» Ребята открывают глаза и должны угадать, кто находится под платком. Игра проводится несколько раз.)
Тьютор. Кто-то прячется в сундуке нужно отгадать загадку:
-«Весь мохнатенький, сам усатенький,
Четыре лапки, а в лапках царапки». (Кошка)
На Руси была традиция, связанная с кошкой, кто-нибудь догадался?
Да, есть такая старинная традиция: при переезде в новый дом или квартиру первой в жилище пускать кошку. Люди верили, что кошка оберегала и защищала дом.
1 Ведущая. Вот так чуда- чудеса! Посмотрите-ка ребятки? (Кукла-младенец.)
А какая могла быть традиция на Руси, связанная с ребёнком?
Это очень интересно: когда ребёнка купали в первый раз, в таз с водой опускали уголёк, зернышко, монетку.
Опуская предметы в воду, приговаривали: «Уголёк - Пусть всегда в доме будет тепло. Зерно - Будь всегда сыт. Монета - Будь всегда богат.»
2 Ведущая. В сундучке хранятся еще обереги–это Домовёнок Кузя, Подкова, Кукла-оберег.
В старину считалось, что в каждом доме есть свой домовой, он оберегает дом от разных напастей. Домовой – это божество, которое охраняет домашний очаг, он не злой, а причудливый проказник. Кого полюбит, тому и служит. А уж кого невзлюбит, того из дома выживает.
1 Ведущая. Подкова – для счастья и благополучия в доме.
Кукла-оберег – оберегала ребенка, защищала от болезней.
Вот и все секреты из старинного, русского сундучка.
Закрываем расписную крышку, медную задвижку.
Будем хранить эти обереги и передавать русские традиции из поколение в поколения.
Тьютор. Засиделась детвора, выходить играть пора.
Покажите силушку, да богатырскую.
Игра «перетягивание каната» (родители в помощь)
Логопед. Дальше бой скороговорок разрешите нам начать.
Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.
(Логопед подходит к родителям с подносом)
Скороговорки
1. Баня парит, баня правит, баня на ноги поставит.
А мне не до недомогания.
2. Три сороки тараторки, тараторили на горке.
3. Несет Сеня сено в сени. Спать на сене будет Сеня.
4. Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.
5. У крошки Матрёшки пропали серёжки,
Серёжки Серёжка нашёл на дорожке.
6. Хорош пирожок внутри творожок.
7. Не руби дрова, трава здорова.
2 Ведущая. А теперь, детвора и родители, вы ответ держите. Издавна русский народ славиться своим трудолюбием. Об этом говорят пословицы. Мы начинаем, а вы продолжайте.
Пословицы
1. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
2. Кто не работает, тот и не ест.
3. Рабочие руки не знают скуки.
4. Сделал дело - гуляй смело.
5. Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.
6. Будешь трудиться - будет у тебя и хлеб, и молоко водиться.
7. Была бы охота - заладится всякая работа.
1 Ведущая. Эй, ребятки, что сидите. Аль гулять вы не хотите?
Кто пляшет да играет, тому скучно не бывает!
В хоровод вставайте, да и песню запевайте!
Хоровод «На горе то калина»
2 Ведущая. Чем дальше в будущее смотрим, тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим, хоть новому принадлежим.
Логопед. Пусть в душе у вас живет все, что создал наш народ.
И загадки, и потешки, сказки, шутки и усмешки.
Все в душе должны сберечь, вот и всё, до новых встреч.
2 Ведущая. Всем спасибо за вниманье, за задор, веселье, смех.
Говорим мы: «До свиданья!»До счастливых новых встреч!
(слова говорим вместе с детьми)
(Выходят мальчик с караваем и ведущие)
Ребенок. Рады всех, вас пригласить вволю чаем напоить.
С чая лихо не бывает! – так в народе говорят.
Чай - здоровье, всякий знает.
Пей хоть пять часов подряд.
1 Ведущая. Чай горячий на столе, пышки да варенье!
2 Ведущая. Приглашаем вас отведать наше угощенье!
Ведущие. Милости просим. Гости. Дорогие! (с поклоном приглашаем гостей)
Чаепитие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейные обычаи на Руси
Конспект открытого комплексного занятия (подготовительная группа)...
Семейные обычаи на Руси.
Конспект составлен для того, чтобы расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен....
открытое комплексное занятие "Семейные обычаи на Руси" средняя группа
Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Дошкольное образовательное учреждение традиционн...
конспект познавательного занятия "семейные обычаи на руси"
тема семейные обычаи на руси...
КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЕЙНЫЕ ОБЫЧАИ НА РУСИ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Проектный метод помогает не только максимально раскрыть возможности каждого ребенка, расширить кругозор, познавательные способности, повысить максимальную активность и любознательность детей, обогатит...
Интегрированное занятие "Семейные обычаи на Руси"
Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен...
Конспект открытого НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе Тема: "Семейные обычаи на Руси"
Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен.Учить использовать нетрадиционную технику рисования (роспись пером), выполняя элементы:...