Консультация для родителей «Нейропсихологический процесс, как средство активизации межполушарного взаимодействия»
консультация
В дошкольное учреждение все больше поступает детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы, имеющих различные нервно-психические расстройства, детей демонстрирующих выраженные признаки дизадаптивного поведения, к которым относятся: страхи, негативизм (капризность, протесты, отрицания, агрессия), повышенная возбудимость или тормозимость, трудности в установлении контактов с взрослыми или сверстниками, отказ от посещения детского сада, школы. Отмечается рост количества детей с низким уровнем развития психологического здоровья. У таких детей все чаще возникают трудности при освоении программного материала, которые в дальнейшем выражаются в трудности подготовки к школьному обучению.
Одной из главных причин этих нарушений, по мнению выдающихся специалистов нейропсихологов Александра Романовича Лурии, Леонида Семеновича Выготского и других специалистов в данной области, является недоразвитие головного мозга, незрелость определенных функций, особенностей его развития, нарушение межполушарного взаимодействия головного мозга.
Поэтому, основными задачами в коррекционно-развивающей нейропсихологической деятельности с детьми является: развитие, коррекция и социализация каждого ребенка без исключения, в зависимости от его индивидуальных особенностей в развитии, психических и физических возможностей в единое образовательное пространство. А также оказание психологической помощи и поддержки семьям детей с нейропсихологическими нарушениями.
Единство работы мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Нейропсихологический процесс, как средство активизации межполушарного взаимодействия»
У детей, с недостаточно развитой познавательной и эмоционально-волевой сферой, как правило, наблюдаются и другие нарушения – в области речевой и коммуникативной сферы, двигательной и других сферах, что свидетельствует о той или иной степени нарушений со стороны центральной нервной системы в целом, о недостаточно развитом межполушарном взаимодействии мозга.
В дошкольное учреждение все больше поступает детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы, имеющих различные нервно-психические расстройства, детей демонстрирующих выраженные признаки дизадаптивного поведения, к которым относятся: страхи, негативизм (капризность, протесты, отрицания, агрессия), повышенная возбудимость или тормозимость, трудности в установлении контактов с взрослыми или сверстниками, отказ от посещения детского сада, школы. Отмечается рост количества детей с низким уровнем развития психологического здоровья. У таких детей все чаще возникают трудности при освоении программного материала, которые в дальнейшем выражаются в трудности подготовки к школьному обучению.
Одной из главных причин этих нарушений, по мнению выдающихся специалистов нейропсихологов Александра Романовича Лурии, Леонида Семеновича Выготского и других специалистов в данной области, является недоразвитие головного мозга, незрелость определенных функций, особенностей его развития, нарушение межполушарного взаимодействия головного мозга.
Поэтому, основными задачами в коррекционно-развивающей нейропсихологической деятельности с детьми является: развитие, коррекция и социализация каждого ребенка без исключения, в зависимости от его индивидуальных особенностей в развитии, психических и физических возможностей в единое образовательное пространство. А также оказание психологической помощи и поддержки семьям детей с нейропсихологическими нарушениями.
Единство работы мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.
Термин «психологическое здоровье» раскрывает такие понятия, как «психология человека» и «психология здоровья». Под «психическим здоровьем» понимают совокупность нормально функционирующих психических механизмов и процессов. Термин «психологическое здоровье», по мнению И. В. Дубровиной характеризует личность в целом и дает оценку проявлениям человеческого духа.
Для детей дошкольного возраста в качестве критерия психологического здоровья выступает гармония ребенка и социума. Многие современные специалисты считают, что без наличия психологического здоровья невозможно говорить о самодостаточности личности. Психологическое здоровье ребенка-дошкольника характеризуется развитием психических процессов, умственной работоспособностью, преобладанием положительных эмоций над отрицательными, адекватной самооценкой, высоким уровнем зрелости процессов возбуждения и торможения, уверенностью в себе и своих силах.
«Нейропсихология» - это междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, она направлена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением, на межполушарное взаимодействие, установление нейронных связей.
Понятие«Нейропсихологическая коррекция» (нейрокоррекция) включает в себя комплекс специальных психологических методик и упражнений, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств, чтобы ребёнок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать своё поведение.
Чтобы помочь детям преодолеть имеющиеся нарушения и развить межполушарное взаимодействие, я решила изучить нейропсихологический подход, как метод коррекции нарушений познавательной и эмоционально-волевой сферы, посредством включения нейропсихологических технологий в коррекционно-развивающую работу.
Большим успехом у детей пользуется нейропсихологическое оборудование: рисование двумя руками используя деревянные трафареты, специальные трафареты и наборы многофункциональных карточек для рисования обеими руками; нейропрописи и нейрораскраски, нейропсихологические балансиры.
Особый эмоциональный отклик во время игровой и организованной деятельности у детей вызывают авторские пособия разработанные педагогом-психологом – это: нейропланшет «Стеклограмм 3-D», для рисования красками и пластилином, применяется для развития творческих способностей и детской фантазии; нейропсихологический альбом «НЕЙРО-Развивашка», в котором разработаны трафареты для рисования двумя руками с помощью соли и красок; «нейрокарты» для моделирования объемных фигур из синельной проволоки и пластилиновых жгутиков; «Веселые браслеты» для развития сенсорного восприятия, моторики, концентрации и переключаемости внимания, для развития мыслительных процессов (обобщения, синтеза); «Дорожки для стоп и пальцев ног» направлены на развитие крупной моторики, развития координации движений, для развития сенсорного восприятия.
Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приёмов профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Формами такой работы могут стать комплексы кинезиологической и дыхательной гимнастик, точечного массажа, растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж. Они помогают предупредить возникновение простудных заболеваний, повышают общий жизненный тонус, во время занятий и игровой деятельности снижают эмоциональное и мышечное напряжение, развивают и укрепляют психофизиологическое здоровье детей 4-7лет, обеспечивают полноценное и гармоничное развитие дошкольников.
В нейропсихологической коррекции эффективно используется комплекс специальных двигательных «кинезиологических» упражнений. Это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Двигательные упражнения вынуждают правое и левое полушарие работать одновременно. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуютулучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Двигательные упражнения проводятся в качестве динамических пауз в любых режимных моментах.
Нейропсихологическая коррекция предназначена для детей с самого раннего дошкольного и до подросткового возраста. Особенно она показана при таких видах нарушений и расстройств, как ранний детский аутизм, умственная отсталость, задержка психического развития различных типов, при общем нарушении развития, алалии, дизартрии, дизграфии, дислексии, СДВГ, ДЦП.
Наравне с нейропсихологическими технологиями и кинезиологическими упражнениями в индивидуальной и подгрупповой развивающей работе применяются дыхательные упражнения, упражнения, развивающие мышцы языка, глаз и т.д. Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Воздействие нейропсихологических игр и упражнений имеет как немедленный, так и накапливающийся эффект, способствующий повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов, активизации его энергетического потенциала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кинезиологические упражнения как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования познавательной деятельности.
Значение и виды кинезиологических упражнений. Презентация некоторых упражнений для практического использования на различных занятиях с детьми....
Кинезиологические упражнения как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования познавательной деятельности
Кинезиологические упражнения как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования познавательной деятельности...
Презентация на тему: Кинезиологические упражнения как средство активизации межполушарного взаимодействия
Кинезиологические упражнения как средство активизации межполушарного взаимодействия...
Кинезиологические упражнения как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования познавательной деятельности дошкольников
Презентация к семинару-практикуму для воспитателей...
Тема по самообразованию "Нейроигры - средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №97» Тема по самообразова...
Консультация для родителей «Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и развития речи у детей дошкольного возраста»
В настоящее время актуальным является использование нейропсихологического подхода в развитии детей дошкольного возраста.Данный подход основывается на последних современных исследованиях в области физи...