Родительское собрание «Особенности семейного воспитания»
материал
Родительское собрание «Особенности семейного воспитания»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.doc | 63.5 КБ |
osobenosti-semeinogo-vospitanija_fu254.ppt | 1.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Особенности семейного воспитания»
Слайд – 1.
Тема нашего собрания «Особенности семейного воспитания».
Слайд – 2.
Цель: просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребенка.
Задачи:
1. Познакомить родителей с типами воспитания, негативно влияющими на психику ребенка;
2. Побудить родителей к размышлениям об особенностях воспитания в их семье;
3. Развивать умения родителей видеть себя со стороны.
Слайд – 3.
Эпиграфом собрания послужат слова выдающего педагога Василия Александровича Сухомлинского «Любя своих детей, учите их любить вас, не научите – будете плакать на старости лет - вот, по-моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства».
Слайд – 4.
Да, тема семьи волновала людей во все времена. Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную.
Детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период.
В детстве закладываются основы, создаются предпосылки гармоничной личности.
Одной из главных функций для родителей является их функция по воспитанию детей. Именно от родителей зависит, каким станет будущий ребёнок: добрый или злой, склочный или терпеливый, любящий или равнодушный. Именно в семье формируются все те качества, которые позволят ему на протяжении всей жизни быть Личностью.
Слайд – 5.
Вы, родители, можете дать ребёнку нежность, ласку, любовь, тепло, поддержку, понимание, одобрение, заботу, похвалу, улыбку.
По поводу воспитания детей существует множество теорий. Родители, воспитывая детей, обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывают интуиция, жизненный опыт и складывающиеся обстоятельства. Короче – как получится. А как же получается? С помощью этого нехитрого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания.
От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и в целом – общее развитие ребенка. Многие работы психологов, посвященные детско-родительским отношениям, опираются на предложенную, американским психологом Дианой Баумринд более 30 лет назад типологию стилей семейного воспитания. Я предлагаю вам пройти тест. Из четырех вариантов ответа выберите самый для вас предпочтительный и далее подсчитав вы узнаете к какому стилю семейного воспитания
1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека – наследственностью или воспитанием?
А. Преимущественно воспитанием.
Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
В. Главным образом врожденными задатками.
Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.
2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
Б. Абсолютно с этим согласен.
В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.
3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?
А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (писатель 19 века Эдгар Хау)
Б. Цель воспитания — научить детей обходиться без нас (драматург 19 века Эрнст Легуве)
В. Детям нужны не поучения, а примеры (писатель 18 века Жозеф Жубер)
Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (историк 17 века Томас Фуллер).
4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?
А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.
Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.
В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное — позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.
5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?
А. Если попросит, можно и дать.
Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.
6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?
А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.
Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.
7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?
А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.
Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.
8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?
А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.
В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.
Г. Не вижу причины запрещать.
9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?
А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
В. Расстроюсь
Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.
10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?
А. Безусловно.
Б. Стараюсь.
В. Надеюсь.
Г. Не знаю.
Обработка результатов
Стиль поведения | Номера вопросов | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Авторитетный | Б | В | В | Г | В | Г | А | Б | Г | Б |
Авторитарный | А | А | Г | В | Б | Б | Б | А | А | А |
Либеральный | В | Б | Б | Б | А | А | Г | В | В | В |
Индифферентный | Г | Г | А | А | Г | В | В | Г | Б | Г |
Слайды – 6 – 18.
Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.
Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.
Кроме стилей воспитания, выделено огромное количество типов воспитания, но я хочу обратить ваше внимание, только на те типы, которые негативно влияют на психику ребёнка.
Типы воспитания, которых следует избегать: 1) «Кумир семьи», 2) «Гиперопёка», 3)«Гипоопёка», 4) «Ежовые рукавицы», 5) «Повышенная моральная ответственность», 6) «В культе болезни.
1. «Кумир семьи».
Ребенок обожаем, любим
Любая прихоть ребенка – закон
Восторгаются им, ежеминутно находят в ребенке «таланты»
Растет капризным, своевольным эгоистом
Освобожден от всех обязанностей
2. «Гиперопека».
Ребенок лишен самостоятельности, следует советам взрослых
Родители диктуют каждый шаг ребенку и контролируют во всем
Возносят ребенка до небес, «готовят» вундеркинда
Ребенок загружен до предела, хочет оправдать надежды родителей
Растет безвольным, трудности в общении
3. «Гипоопека».
Ребенок предоставлен сам себе
Ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым
Временами вспоминают, что он есть и уделяют минимум внимания
Вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям
4. «Ежовые рукавицы».
Ребенку диктуют, приказывают, на нем срываются и разряжаются
Внушают лишь подчинение
Ребенок не знает, ласки и тепла, беспрекословно подчиняясь
Вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, с часто с бурными реакциями протеста
5. «Воспитание по типу повышенной моральной ответственности».
На плечи ребенка возлагается огромная ответственность, обычно непосильная для его возраста
Свои не оправдавшиеся надежды, мечтают реализовать в детях
Ребенку поручают заботиться о младших в доме или о престарелых
6. «Воспитание «в культе болезни».
Когда ребенок болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием
Боясь, что ребенок заболеет, трясутся над ним, предупреждая все его желания
Пользуется создавшимся положением и злоупотребляет им
Ребенок хочет, чтобы исполнялись все его желания, заботились о нем
Такой ребенок - маленький тиранчик, он притворяется, придумывает новую болезнь, чтобы добиться всего
Ждет сочувствия и сострадания от всех
С трудом приспосабливается к действительности
Воспитатель. А вы задумайтесь, какой из этих типов используется Вами. Задумайтесь и постарайтесь скорее внести коррективы в свой стиль общения с ребёнком. Ведь если он сегодня всего лишь на всего росточек, который жаждет влаги и тепла, то завтра он даст Вам уже плоды, в которых могут появиться черви, уничтожающие их (родителям раздаются памятки с этими типами семейного воспитания).
Слайд – 19 - 20
Воспитатель. Таким образом, мы с вами немного приоткрыли двери, чтобы подсмотреть, как происходит процесс взаимодействия между родителями и детьми, рассмотрели под своим углом хорошо ли ребёнку рядом с нами, не хуже ли, чем кенгуренку в сумке кенгуру.
Увидели, какая яркая, красивая душа у ребёнка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых живёт эта душа ребёнка, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала ещё богаче?
- Добрыми, умными, щедрыми, сильными, справедливыми, заботливыми…
Невольно приходят на ум слова Л. Н. Толстого: «Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!».
- Но кто из нас не без греха? У каждого есть отрицательная черта характера, которая мешает нам быть лучше, но нужно смотреть на себя со стороны и избавляться от своих пороков.
Давайте подведем итог нашей встречи. Мы узнали много нового и важного. Хочется, чтобы вы задумались над вопросами:
- КАКОЙ ТИП ВОСПИТАНИЯ ПРЕОБЛАДАЕТ В ВАШЕЙ СЕМЬЕ?
- ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ ИЗМЕНИТЬ В ВОСПИТАНИИ СВОЕГО РЕБЕНКА?
И чтобы вопросы эти и ответы невольно оживали в ваших мыслях во время воспитания своих детей.
Слайд – 21.
Рефлексия
- Что полезного почерпнули Вы для себя сегодня?
- Что было самым неожиданным?
- Какие вопросы, пожелания возникли в ходе сегодняшней встречи?
Слайд – 22.
Обобщая вышесказанное, я предлагаю, в постановление родительского собрания вынести следующее:
1. Родителям принять к сведению информацию, полученную сегодня на собрании.
2. Исключить применение негативных типов воспитания в семье.
3. Уделять больше внимания и любви своим детям, как самому дорогому на Земле.
У кого есть дополнения? Кто согласен? Кто не согласен?. Единогласно!
На этом родительское собрание можно считать закрытым.
Спасибо за внимание. Здоровья Вам и удачи в воспитании Ваших детей!
Обдумать ответы на следующие вопросы: Какой тип воспитания преобладает в вашей семье? Что Вы можете изменить в воспитании своего ребёнка?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи : 1. Познакомить родителей с типами воспитания, негативно влияющими на психику ребенка; 2. Побудить родителей к размышлениям об особенностях воспитания в их семье; 3. Развивать умение родителей видеть себя со стороны.
"Любя своих детей, учите их любить Вас, не научите - будете плакать на старости лет - вот, по моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства." В. А. Сухомлинский
Детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период Именно от родителей зависит, каким станет будущий ребёнок
Стили семейного воспитания Авторитетный (демократический) Авторитарный Либеральный (потакающий) Индифферентный (пренебрегающий) Хаотический (непоследователььный)
Авторитетный стиль – «я слушаю тебя… я забочусь о тебе… я хочу тебя понять…» Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Сотрудничество - это способ построения отношений в семье, основным принципом которого становится объединение общими целями и задачами, совместной деятельностью, взаимной поддержкой во всех сферах, в том числе и в эмоциональной. Отправная точка воспитания в данном случае - слово "мы". Ребенок имеет достаточно самостоятельности, но рядом всегда находится взрослый, готовый вовремя прийти на помощь, поддержать, растолковать, успокоить. Членов таких семей объединяют общие ценности, семейные традиции, спонтанные праздники, эмоциональная потребность друг в друге, совместная деятельность.
Эксперты в области детского развития считают авторитетный стиль воспитания лучшим подходом к воспитанию детей. Дети авторитетных родителей: в большинстве своем оптимисты с высокой самооценкой; компетентны, ответственны, самостоятельны и уверены в себе; менее агрессивны и обычно добиваются большего успеха в жизни; лучше приспособлены к жизни; умеют контролировать эмоции; обладают прекрасными социальными навыками; не боятся проявлять инициативу и получать новые навыки.
Авторитарный стиль – «делай, как я хочу!» Все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями.
Характерным чертами личности ребенка, воспитанного в авторитарном стиле, могут быть следующие варианты: 1 вариант – развитие слабой жизненной позиции: потеря чувства собственного достоинства; потеря способности принимать решения, отвечать за выбор; потеря собственных желаний («чего же Я хочу?»); 2 вариант – развитие деспотической личности: ненависть к родителям; решение вопросов только силой (кто сильнее, тот и прав); грубое, циничное, деспотичное и хамское поведение и отношение к окружающим; повышенная агрессивность и конфликтность.
Либеральный (потакающий)– «делай, как хочешь!» Ребёнок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.
Последствия либерального стиля воспитания Дети либеральных родителей: отличаются отсутствием самодисциплины; иногда им недостает социальных навыков; могут быть эгоистичными и требовательными к окружающим; часто не уверены в себе из-за отсутствия ограничений и руководства.
Воспитание определяется низкой вовлечённостью родителей в процесс воспитания, эмоциональной холодностью и отчуждением в отношении ребенка, низким уровнем контроля, игнорированием интересов и потребностей ребенка, недостаточной защитой. Индифферентный стиль - (пренебрегающий)
Последствия индифферентного стиля воспитания Дети индифферентных родителей: рано становятся самостоятельными и учатся заботиться о себе; боятся зависимости (в том числе эмоциональной) от других людей; сдержаны и не проявляют своих чувств; в подростковом возрасте склонны к антиобщественному поведению; из-за недостатка поддержки семьи чувствуют страх и тревожность, часто страдают от депрессии; подвержены повышенному риску формирования алкогольной или наркотической зависимости.
Э то отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле воспитания теряется одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. Хаотический стиль (непоследовательное руководство)
Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности; провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость; не формируются самоконтроль и чувство ответственности; отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.
Типы воспитания, которых следует избегать «Кумир семьи» 2. «Гиперопека» «Гипоопека» 4. «Ежовые рукавицы» 5. «Повышенная моральная ответственность» 6. «В культе болезни»
«КУМИР СЕМЬИ» Ребенок обожаем, любим Любая прихоть ребенка – закон Восторгаются им, ежеминутно находят в ребенке «таланты» Растет капризным, своевольным эгоистом Освобожден от всех обязанностей
Ребенок лишен самостоятельности, следует советам взрослых Родители диктуют каждый шаг ребенку и контролируют во всем Возносят ребенка до небес, «готовят» вундеркинда Ребенок загружен до предела, хочет оправдать надежды родителей Растет безвольным, трудности в общении
Ребенок предоставлен сам себе Ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым Временами вспоминают, что он есть и уделяют минимум внимания Вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям
«ЕЖОВЫЕ РУКАВИЦЫ» Ребенку диктуют, приказывают, на нем срываются и разряжаются Внушают лишь подчинение Ребенок не знает ласки и тепла, беспрекословно подчиняясь Вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, с часто с бурными реакциями протеста
«ПОВЫШЕННАЯ МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ» На плечи ребенка возлагается огромная ответственность, обычно непосильная для его возраста Свои не оправдавшиеся надежды, мечтают реализовать в детях Ребенку поручают заботиться о младших в доме или о престарелых
«В КУЛЬТЕ БОЛЕЗНИ» Когда ребенок болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием Боясь, что ребенок заболеет, трясутся над ним, предупреждая все его желания Пользуется создавшимся положением и злоупотребляет им Ребенок хочет, чтобы исполнялись все его желания, заботились о нем Такой ребенок- маленький тиранчик, он притворяется, придумывает новую болезнь, чтобы добиться всего Ждет сочувствия и сострадания от всех С трудом приспосабливается к действительности
Здоровья Вам и удачи в воспитании Ваших детей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание"Стили семейного воспитания"
содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания, способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребенком и родителями. пока...
Родительское собрание "Ошибки семейного воспитания"
Родительское собрание...
Родительское собрание общее "Семейное воспитание как фактор эмоционального развития дошкольника".
Методическая разработка общего родительского собрания ДОУ "Семейное воспитание как фактор эмоционального развития дошкольника". Цель: Установление сотрудничества ДОУ и семьи в вопроса...
Конспект родительского собрания. «Влияние семейного воспитания на развитие ребенка».
Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми, когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотнош...
родительское собрание "Особенности семейного воспитания"
Примеры семейного воспитания...
Презентация к родительскому собранию "Стили семейного воспитания"
Презентация к собранию....
Родительское собрание Ошибки семейного воспитания
Все мы стремимся быть хорошими родителями, но добиваемся этого по-разному. Каждый родитель “причесывает” своего ребенка “под себя”, подстраивая его под свои амбиции, мироощущение. Во взаимодействии с ...