Педагогический тренинг «Способы решения нестандартных ситуаций в вопросах нравственного воспитания детей»
методическая разработка (средняя группа)
Педагогический тренинг для родителей "Способы решения нестандартных ситуаций в вопросах нравственного воспитания детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_trening.docx | 33.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический тренинг
«Способы решения нестандартных ситуаций в вопросах нравственного воспитания детей»
Цель: Решение проблемных ситуаций, практических заданий и развивающих упражнений, которые «погружают» родителей в конкретную ситуацию, смоделированную в воспитательных целях.
Способствовать рефлексии и самооценке родителей по поводу проведённой деятельности.
Задачи:
1.Познакомить родителей с особенностями нравственного воспитания детей.
2.Помочь родителям находить оптимальные решения в проблемных ситуациях.
3. Осуществить психолого-педагогическую поддержку родителей в виде практических предложений по установлению правильных взаимоотношений с детьми.
Здравствуйте, уважаемые родители!
Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний тренинг, посвященный вопросам воспитания детей, общения с ними, оптимальным методам разрешения конфликтных ситуаций, которые нередко возникают из-за непослушания или асоциального поведения ребенка.
Детская душа - это не сумерки, а свет - яркий, чистый и очень красивый. Взрослые должны делать все для того, чтобы оно наполняло счастьем всю нашу жизнь. Корни каждой личности лежит в детстве, и в первую очередь в семье. Именно в семье устанавливают первые связи человека с миром, утверждается доверие к нему, создается лучшая возможность обеспечить гармонию в системе «ребенок - окружающий мир - ребенок». Малыш развивается по законам природы, которые сказываются на его поведении и разнообразной деятельности. Семья формирует определенный образ жизни. Один из важных факторов, мотивирующих развитие ребенка в дошкольные годы, - желание подражать старшим, стремление повзрослеть. Поэтому подражание, прежде всего близким людям, и является основным механизмом учения в этот период. Ребенок требует защищенности, тепла, любви. Эти потребности пробуждаются и раскрываются в общении в условиях безграничной родительской любви. К сожалению, мы уделяем недостаточное внимание этому этапу созревания личности, недооцениваем его значение для создания почвы, в которую нужно засевать зерна духовного роста. Не стоит надеяться, что ребенок сам поймет основы добра, если живет в культурной семье. Этой способностью от природы наделены лишь единицы, а большинству детей нужна эмоциональная наука. Это и есть семейная школа воспитания, где детей учат уважать, любить не только на словах, но и осуществляя конкретные поступки.
Воспитание нравственных чувств, формирование нравственных представлений, привычек и мотивов поведения осуществляется в единстве, что и обеспечивает нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
Так что совет первый. Дорогие родители! Любите детей не слепой, а мудрой любовью. Никогда не говорите, что вам «некогда». Это значит сказать: «Мне некогда любить».
Давайте найдем похожие идеи в русских народных пословицах и поговорках:
- К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.
- Выкормил змейку на свою шейку.
- Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.
- Как постелешь - так и поспишь.
- Что посеешь - то и пожнешь.
- Гни дерево, пока гнется, учи дитя, пока слушается.
Мы всегда хотим, чтобы наши дети были умными, добрыми, в будущем состоялись как личности. Каждый ребенок уникален, в нем есть то, что нам нравится и что бы мы хотели изменить.
Проблемная ситуация «Супермаркет»
Представьте, что вы находитесь в современном супермаркете. В нем три этажа. На первом - товары с браком, на втором - среднего качества и цены, на третьем - лучшие, качественные, добротные, шикарные вещи.
- На какой этаж вы пойдете покупать вещи? (Ответы родителей)
Когда у нас рождаются дети, мы всегда хотим, чтобы они соответствовали товарам «третьего класса» - были умными, добрыми, и т.д.
Возможно, мы мечтаем, чтобы дети воплотили в жизнь наши несбывшиеся мечты. Но в жизни так не бывает. Каждый ребенок уникален. У него есть что-то от первого, второго и третьего этажей. И ваш ребенок - не исключение. Вы убедились в этом. В нем есть то, что вам нравится, и то, что бы вы хотели изменить.
Совет второй: любите своего ребенка таким, какой он есть, с его положительными чертами и недостатками.
Упражнение «Семейный устав»
Бывает, что во время общения с ребенком мы употребляем такие выражения: «Отстань», «Не мешай». Мы это можем говорить настолько автоматически, что даже не замечаем, а между тем отталкиваем от себя ребенка. Я предлагаю вам написать правила поведения детей и родителей в семье, не предпринимая слова «не». Например, вместо «Не кричи громко» скажем «Будем разговаривать тише».
- Отстань, не мешай!
- Не будь похож на папу!
- Не надоедай мне!
- Не мешай, я занята!
Упражнение: «Корзина добрых дел»
Составьте перечень посильных обязанностей в семье для ребенка и заполните корзину добрых дел.
Совет третий: позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок накапливал опыт и знания в спокойном темпе, в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
Каждый родитель индивидуален и выбирает свою тактику поведения (установки, принципы, стереотипы), которые он применяет во всех сферах своей жизни (семья, работа, отношения в обществе, воспитание детей). А ребенок, как губка, «впитывает» все то, что видит, слышит и чувствует.
Все дети очень разные: одни – очень активные, другие – тихие, плаксивые, третьи – агрессивные.
Итак, давайте рассмотрим причины возникновения детских конфликтов.
Во-первых, такое поведение можно расценить как импульсивность. Ребенок действует под воздействием момента, то есть «здесь и сейчас». Один толкнул другого, тот ему ответил мгновенно, не успев сообразить, как можно поступить еще. Завязалась драка.
Во-вторых, в развитии драчливости детей огромную роль играет пример взрослых, в первую очередь – родителей, а именно физические и моральные наказания дома. Если родители часто наказывают ребенка, то у него происходит перенос подобного поведения на своих сверстников. Вы должны знать, что физическое наказание, как правило, дает временный результат, но зато вызывает злобу и агрессивность.
В-третьих, развитию драчливости способствует телевидение, современные мультфильмы типа «Том и Джерри» и компьютерные игры. Естественно, изолировать детей от телевизора и компьютера практически невозможно, но ограничить количество просматриваемых мультфильмов и фильмов, насыщенных сценами драк и прочего насилия, просто необходимо.
Как быть? Как воспитать ребенка, чтоб ему было комфортно в нашем мире.
Опишите, пожалуйста, каким вы хотите видеть вашего ребенка и почему? По очереди называйте желаемые качества.
- Послушный
- Честный
- Не жадный
- Справедливый
- Внимательный
- Добрый
- Общительный
- Ласковый
- Смелый
- Умный
- Умеет постоять за себя
- Хорошо говорит
- Здоровый
- Умеет себя занять
- Любознательный
- Помогает взрослым
Посмотрите, как много положительных качеств человека вы назвали. А какое общее понятие их объединяет? (Нравственность)
Нравственность - это система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь.
Давайте подробнее остановимся на таких качествах, как доброта и послушание. Что это такое и для чего оно нужно? Добрый человек – расположен к людям, проникнут участием к ним, готов прийти на помощь, поддержать, выражает сочувствие, отзывчивый, проявляет теплоту, чуткость. Воспитывая добром, в ответ мы получаем добро. Не зря народ сложил столько пословиц и поговорок о значении добрых дел в жизни человека. [4] Вашему вниманию предлагаются некоторые из них:
«Учись доброму – худое на ум не пойдет» (Дети должны быть заняты интересной игрой, чтением, спортивными играми и пр.)
«Добро сеять, добро и пожинать» (Авторитетом среди сверстников пользуются дети, как правило, общительные, веселые, ловкие, умелые, смышленые и опрятные, знающие много игр, умеющие договариваться.)
Какие методы вы используете для воспитания доброты в своем ребенке?
Послушание – повиновение, покорность. Требовать от детей послушания. Как? И надо ли в ребенке воспитывать послушание? Называйте возможные причины, из-за которых вы хотели бы воспитать это качество в своем ребенке, а мы запишем их на доске.
- Чтобы ребенок не мешал взрослому заниматься своими делами.
- Учился учитывать интересы других людей.
- Приучался к порядку, дисциплине.
- Для личной безопасности ребенка.
- Чтобы ребенок соблюдал режим.
- Не конфликтовал с окружающими.
- Был управляемым.
А как вы добиваетесь послушания в разных повседневных ситуациях? Называйте ваши собственные, а также возможные (допустимые) способы наказания.
- Отшлёпать
- Поставить в угол
- Пугать
- Лишать развлечений
- Лишить сладостей
- Лишить подарков
- Использовать окрики
- Прочитать нотации
- Стараться объяснить, уговорить
- Переключить внимание
- Обидеться
- Использовать игровые приемы
Давайте попробуем рассмотреть несколько ситуаций, касающихся разных видов наказания. (В зависимости от выбранного вида наказания предлагается проанализировать метод с точки зрения его значения для развития личности ребенка.)
Ситуация для анализа№1
Пятилетний Алеша баловался за столом во время обеда, несмотря на замечания взрослых. В конце концов, он подавился и начал кашлять. Его наказали – поставили в угол. После того как мальчик «отбыл наказание», отец спросил его:
- Будешь еще так делать?
- Нет, - ответил ребенок.
- А ты понял, за что тебя наказали? – догадался спросить отец.
- Да, за то, что я кашлял, - ответил ребенок.
Вопрос. Уважаемые родители, какими, по вашему мнению, могут быть последствия взаимонепонимания? (Ответы родителей)
Ситуация для анализа№2
- Папа, а меня Нина Петровна похвалила! Я запомнила стихотворение быстрее всех! Хочешь, расскажу? – девочка радостно скачет, ей не терпится поделиться с отцом удачей.
- Лучше расскажи мне о своем поведении, что ты натворила вчера? – строго говорит отец.
Лицо девочки меркнет. Напрасно весь день вынашивала она в себе заряд радости… Дома девочка делает еще один заход:
- Мама, хочешь, расскажу стихотворение про елочку?
- Мне не до елочки сейчас. Позже расскажешь.
Вопросы:
- Что испытывает ребенок в подобной ситуации?
- Чем в дальнейшем чревато невнимание родителей к проблемам дочери?
- Стараетесь ли вы поддержать стремление своего ребенка поделиться с вами своими радостями и огорчениями?
Ситуация для анализа и№3
Мама говорит пятилетнему сыну: - Пора спать.
А сын заявляет: - Не хочу!
Мама делает вид, что не слышит ответа сына, и продолжает: - Кого же ты сегодня возьмешь с собой смотреть сны – мишку или зайца?
И вот мальчик тянется к зайцу, послушно ложиться спать.
Вопросы:
- Какой прием использовала мама?
- Вы используете подобные приемы?
- В чем их эффективность на ваш взгляд?
Высказать свою точку зрения и обосновать ее.
Негативные формы наказания
Кто-нибудь помнит себя в детстве, когда вы еще не ходили в школу? Вспомните, пожалуйста, самое яркое (в плохом смысле, т.е. обидное, грустное) наказание того времени. За что вас наказывали? Как это делали? И какие чувства вы при этом испытывали? (Унижение, обида, страх, вина; ощущение, что тебя не любят, отвергают; горе, ответная агрессия, растерянность и пр.)
Такие методы, как физические наказания, окрики, лишение общения, попытки напугать ребенка, унижают его достоинство, лишают доверия к взрослому, заставляют почувствовать себя нелюбимым, ущербным и, в конечном итоге, могут стать источником невротических реакций. В результате таких воздействий взрослый, преследуя благую цель – развить положительное качество у ребенка, на самом деле может нанести вред его личностному развитию и психическому здоровью.
Смысл наказания – воздействие на эмоциональную сферу ребенка, вызвать у него чувство вины, раскаяния, огорчения, стыда.
Положительные выходы из ситуации
Верным выходом из сложившейся ситуации может быть использование в общении с ребенком таких методов воспитания, как объяснение, уговоры, переключение внимания. Можно отвлечь ребенка игровым приемом или самому отойти в сторону, чтоб ребенок видел, что его поведение на вас не оказывает никакого влияния. Эти методы эффективны по своим последствиям, так как ребенок не испытывает унижения, обиды, страха. Напротив, получает правильный образец поведения и у него сохраняется положительное самоощущение.
А еще огромнейшее значение в воспитании нравственности играют русские народные сказки, потешки, песни, стихи, рассказы. В наше время, в силу своей занятости, читаем ли мы детям сказки? Беседуем ли о поступках героев? Используем ли в своей речи пословицы и поговорки о добре, красоте, справедливости? Задумайтесь над этим.
Из всего сказанного видно, что фундамент личности человека закладывается в раннем возрасте и во многом определяет его дальнейшее развитие. И такие негативные моменты, как детское непослушание и нарушение правил поведения часто имеют психологическое обоснование. Так, авторитарный стиль воспитания (физическое, психическое (эмоциональное) и моральное насилие) способствуют накоплению у ребенка негативного опыта общения с взрослыми и сверстниками, формирует недоверие к миру, низкий уровень инициативности, любознательности, неуверенность в себе, тормозит развитие творческих способностей. Такие дети не умеют общаться, им трудно налаживать взаимоотношения с окружающими, искренне дружить.
И, напротив, личностно-ориентированный (гуманистический) стиль способствует накоплению у ребенка позитивного опыта общения с окружающими людьми, дает ему возможность развивать инициативность, познавательную активность, творческие способности, уверенность в себе и в своих силах. Если в семье родные взрослые делят между собой трудности и радости, то ребенок подражает таким формам взаимоотношений, учится проявлять доброжелательное отношение, прежде всего к своим близким, а затем и ко всем остальным.
А.С.Макаренко писал: «…Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно…»
Подводя итог, хочется сказать, что воспитать доброго, незлобливого человека можно только правильным личным примером и любовью. Обнимайте своего ребенка по несколько раз в день, говорите о своей любви к нему, хвалите за достижения, даже самые маленькие, больше с ним общайтесь (через игру, совместную бытовую деятельность), помогайте справиться с проблемами. И тогда он одарит вас доверием и взаимной любовью, а в коллективе сверстников будет успешным и востребованным.
Мудрецы говорили: «Сорви цветок любви и подари его тому, кто рядом с тобой и тогда любовь навечно поселится в его сердце!». Мы искренне желаем успехов вам и вашим детям!
Спасибо всем за продуктивную работу! До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение "Взаимодействие родителей и воспитателей в вопросах нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Из опыта работы МДОУ д/с № 37 г. Подольска...
Презентация "Взаимодействие родителей и воспитателей в вопросах нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста".
Из опыта работы МДОУ д/с № 37.http://q.infoset.ru:8080/share.cgi?ssid=0SOHalU...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Образовательная ситуация в педагогическом процессе дошкольного учреждения выступает как форма организации деятельности детей- как совместной со взрослым, так и самостоятельной. Образовательная ситуаци...
Использование образовательных ситуаций в процессе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Социокультурная ситуация в современной России характеризуется исследователями как глобальный духовно-нравственный кризис. У детей всё чаще наблюдается повышенная агрессивность, эмоциональная глухота, ...
Анализ анкет родителей по вопросу нравственного воспитания детей
Материал может быть полезен педагогам при анализе анкет....
Способы решения нестандартных ситуаций в вопросах нравственного воспитания в семье
ldquo;Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом ...
Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества...