"Особенности возраста и организации жизни детей старшего дошкольного возраста"
консультация

Степанова Любовь Геннадьевна

В данной работе обозначены важные моменты возрастных особенностей детей 5 - 7 лет, а также  задачи  формирования основных компонентов готовности к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley_starshie_doshkolniki.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

                               Консультация для родителей

«Особенности возраста и организации жизни детей

старшего дошкольного возраста»

        На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии старших дошкольников, формируется готовность к предстоящему школьному обучению.

        Старшие дошкольники активно приобщаются к нормам здорового образа жизни. В увлекательной, наглядно-практической форме воспитатель обогащает представления детей о здоровье, об организме и его потребностях, способах предупреждения травматизма, закаливании. Гигиенические навыки у детей старшего дошкольного возраста становятся достаточно устойчивыми. Формируется привычка самостоятельно следить за своим внешним видом, пользоваться носовым платком, быть опрятными и аккуратными, причесываться.

        Повышается общая осведомленность детей о здоровьесберегающем поведении: элементарные правила безопасности, сведения о некоторых возможных травмирующих ситуациях, важности охраны органов чувств (зрения, слуха), некоторых приемах первой помощи в случае травмы (ушиб, порез, ссадина), правилах поведения в обществе в случае заболевания (при кашле, чихании прикрывать рот платком, отворачиваться, не пользоваться общей посудой с заболевшим), некоторых правилах ухода за больным (не шуметь, выполнять просьбы, предложить чай, подать грелку, градусник и т. п.).

        Старший дошкольный возраст — время активного социального развития детей. В этот период начинает складываться личность с ее основными компонентами. Дети 6—7 лет перестают быть наивными и непосредственными, становятся более закрытыми для окружающих. Часто они пытаются скрыть свои истинные чувства, особенно в случае неудачи, обиды, боли.

       У детей развивается способность к соподчинению мотивов поступков, к определенной произвольной регуляции своих действий. Усвоение норм и правил, умение соотнести свои поступки с этими нормами приводят к формированию первых задатков произвольного поведения, то есть такого поведения, для которого характерны устойчивость, не- ситуативность. В поведении и взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления: дети могут сдержаться, если это необходимо, проявить терпение, настойчивость.

       Развивающаяся способность к соподчинению мотивов свидетельствует о формирующейся социальной направленности поведения старших дошкольников. Ближе к концу дошкольного возраста общение детей со взрослыми приобретает внеситуативно - личностную форму, максимально приспобленную к процессу познания ребенком себя и других людей. Дети охотно обсуждают с воспитателем поступки людей, их качества, мотивы действий. Углубляется интерес к внутреннему миру людей, особенностям их взаимоотношений. Личностная форма общения становится способом обогащения социальных представлений, ценностных ориентации, познания норм поведения, способом определения настроения и эмоционального состояния человека, познания ребенком своего собственного внутреннего мира.

       Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, животным и растительным миром разных стран. 

На седьмом году жизни происходит дальнейшее развитие взаимоотношений детей со сверстниками. Дети предпочитают совместную деятельность индивидуальной.

       В подготовительной группе в совместной деятельности дети осваивают разные формы сотрудничества: договариваются, обмениваются мнениями; чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности дошкольники приобретают практику равноправного общения, опыт руководства и подчинения, учатся достигать взаимопонимания. Все это имеет большое значение для социального развития детей и готовности к школьному обучению.

        В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется игровой опыт детей. Детям становится доступна вся игровая палитра: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные игры, игры с готовым содержанием и правилами, игровое экспериментирование, конструктивно-строительные и настольно-печатные игры, подвижные и музыкальные игры. Постепенно игра становится интегративной деятельностью, которая тесно связана с разными видами детской деятельности — речевой, познавательной, коммуникативной, художественно-продуктивной, конструктивной.

        Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. 

       Воспитатель придерживается следующих правил: Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись, вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт.

Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача воспитателя — развивать интерес к творчеству. 

       На седьмом году жизни расширяются возможности развития самостоятельной познавательной деятельности. Детям доступно многообразие способов познания: наблюдение и самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация), простейшие измерения, экспериментирование с природными и рукотворными объектами. Развиваются возможности памяти.

Познавательное развитие каждого ребенка постоянно контролируется воспитателем. 

        Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению.

Воспитатели старшей и подготовительной групп решают задачи становления основных компонентов школьной готовности: развития стремления к школьному обучению, самостоятельности и инициативы, коммуникативных умений, познавательной активности и общего кругозора, воображения и творчества, социально-ценностных ориентации, укрепления здоровья будущих школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Занятия, их место в организации жизни детей старшего дошкольного возраста"

  В распорядке дня старшей и подготовительной групп увеличивается время на занятия. Так, на занятия  в старшей группе отводится 1 ч 50 мин, а в подготовительной групп...

"Труд и его место в организации жизни детей старшего дошкольного возраста"

Дети 5-7 лет проявляют большой интерес к труду взрослых, потребность участвовать со старшими в выполнении трудовых процессов или сделать что-либо самостоятельно....

Особенности возраста и организации жизни детей старшей группы

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения....

Особенности возраста и организации жизни детей пятого года жизни.

Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. В течение года масса тела увеличивается на 1,5-2 кг, рост — на 6-7 см. К 5 годам масса тела ребенка составляет 19,0 к...

Консультация для родителей и детей "Особенности организации жизни детей младшего дошкольного возраста 4-5 лет" и мастер-класс "Путешествие в математическую страну"

25.03.2017 в ГБОУ Школе №809  пройдет "День открытых дверей" по  теме "Давайте познакомимся!" в средней группе №2. Консультация  "Особенности организации жизни ...

Особенности возраста и организации жизни детей пятого года жизни.

Особенности возраста и организации жизни детей пятого года жизни....

"Особенности организации обучения детей старшего дошкольного возраста определению времени по часам"

Проблема формирования временных ориентировок у детей дошкольного возраста очень актуальна и значима на сегодняшний день. Практика показывает, что затруднения у детей связаны, как правило, с незнанием ...