Педагогическая запущенность детей в дошкольном возрасте
консультация
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Педагогическая запущенность – термин, который касается детей с определенными задержками в развитии, с проблемами адаптации в социуме и агрессивным отношением к окружающему миру в целом.
Педагогическая запущенность - это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью.
Педагогическая запущенность включает в себя 3 компонента:
1. Отклонения от нормы в поведении и учебной деятельности (неумелость, не успешность, затрудненность), обусловленные тем, что индивидуальный опыт (житейские и другие навыки, знания и умения и их применение) этих детей неполноценны, искажены, противоречивы.
2. Отставание в развитии памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевых, нравственных свойств, черт и качеств личности. На эти отставания наслаиваются некоторые возрастные особенности — обостренное самолюбие, неустойчивость настроения, быстрая утомляемость, конфликтность.
3. Отклонения, искажения и противоречия в отношениях педагогически запущенных к себе и своим возможностям, сверстникам, учителям, родителям, окружающим явлениям. Все это значительно затрудняет и искажает их учебную деятельность и поведение. Не случайно учителя определяют педагогическую запущенность как неподготовленность к школе, неразвитость, невоспитанность.
Причины педагогической запущенности:
Безусловно, установить точную причину, по которой ребенок начинает отрицать и противоречить всему, чему его учат старшие установить практически невозможно. Но существует несколько факторов, которые могут спровоцировать ребенка к такому враждебному поведению:
1. Безразличное отношение к достижениям и успехам ребенка важных для него людей;
2. Постоянная критика со стороны старших людей имеющих авторитет для малыша или подростка;
3. Регулярные скандалы родителей на глазах у ребенка;
4. Чрезмерная опека родителей, граничащая с маниакальным контролем жизни и деятельности ребенка;
5. Унижения, оскорбления, физическое насилие в семье над ребенком или между родителями;
6. Другие неблагополучные аспекты семейного климата;
7. Со стороны педагогов – унижение ребенка перед коллективом;
8. Со стороны коллектива – насмешки и издевательства в адрес малыша.
Педагогическая запущенность имеет свои особенности на каждом возрастном периоде: педагогическая запущенность закладывается как фундамент еще в дошкольном возрасте, проявляется на поведенческом уровне и если не будут предприняты какие-либо меры по ее преодолению, то она прогрессирует и переходит на более серьезную стадию, на которой закрепляются отрицательные черты личности.
Педагогическая запущенность детей выражается в отклоняющемся поведении. Отклоняющееся поведение – это поведение, противоречащее принятым в данном обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам и рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое.
Помощь педагогически запущенным детям:
1. Изменение условий семейного воспитания ребенка:
- повышение психолого-педагогической грамотности родителей, культуры взаимоотношений;
- создание воспитывающих ситуаций в семье, активное включение родителей в воспитательный
процесс;
- индивидуальные консультации, помощь родителям в воспитании положительных и преодолении отрицательных качеств ребенка;
- контроль за организацией нормального режима для ребенка, устранение его безнадзорности;
- помощь в организации разумной деятельности ребенка (игра, труд, творчество, познание окружающего мира), его общения в семье;
- меры по устранению нарушений семейного воспитания, восстановлению воспитательного потенциала семьи.
2. Совершенствование воспитательно-образовательной работы с классом:
- коррекция отношения педагога к ребенку, рекомендация методов работы с ним, использование методики позитивного стимулирования ребенка, снятие психологических перегрузок;
- гуманизация межличностных отношений в детском коллективе, создание благоприятного психологического микроклимата в классе, способствующего эмоциональному комфорту всех детей;
- взаимодействие воспитателей и родителей в педагогическом процессе.
3. Помощь ребенку в личностном росте:
- организация психологического обследования ребенка и оказание ему необходимой психологической помощи;
- индивидуальная работа по сглаживанию недостатков интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сфер;
- включение ребенка в активную деятельность на основе использования его положительных интересов и склонностей;
- преодоление демотивированности, негативной мотивации учения;
- организация успеха ребенка в усвоении программы;
- руководство общением ребенка со сверстниками на основе опоры на положительные качества личности;
- работа по формированию мотивации достижений.
Одним из условий эффективности коррекционной работы является установление доверительных отношений с ребенком, сотрудничество, желание ребенка поменять что-то в своей жизни к лучшему и вера в то, что это возможно.
Главная задача людей имеющих влияние на воспитание ребенка – это вовремя выявить признаки педагогической запущенности. Тогда не придется прибегать к помощи специалистов или отдавать ребенка в специализированные классы по коррекции педагогической запущенности. Старайтесь создавать ему комфортные условия для учебы и творческой деятельности. Поощряйте желание познавать что-то новое, в том числе посещать спортивные секции. Учитесь контролировать себя и свое поведение с ребенком. Не повышайте лишний раз на него голос, из-за какого либо проступка. Попробуйте спокойно объяснить причину и следствие его негативных действий.
Разумеется, работа с педагогически запущенными детьми требует много времени, терпения и сложных решений, но, в результате, все эти жертвы принесут свои плоды, и может быть помогут исправить самого трудновоспитуемого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_zapushchennost_detey_v_doshkolnom_vozraste.docx | 17.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Педагогическая запущенность – термин, который касается детей с определенными задержками в развитии, с проблемами адаптации в социуме и агрессивным отношением к окружающему миру в целом.
Педагогическая запущенность - это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью.
Педагогическая запущенность включает в себя 3 компонента:
1. Отклонения от нормы в поведении и учебной деятельности (неумелость, не успешность, затрудненность), обусловленные тем, что индивидуальный опыт (житейские и другие навыки, знания и умения и их применение) этих детей неполноценны, искажены, противоречивы.
2. Отставание в развитии памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевых, нравственных свойств, черт и качеств личности. На эти отставания наслаиваются некоторые возрастные особенности — обостренное самолюбие, неустойчивость настроения, быстрая утомляемость, конфликтность.
3. Отклонения, искажения и противоречия в отношениях педагогически запущенных к себе и своим возможностям, сверстникам, учителям, родителям, окружающим явлениям. Все это значительно затрудняет и искажает их учебную деятельность и поведение. Не случайно учителя определяют педагогическую запущенность как неподготовленность к школе, неразвитость, невоспитанность.
Причины педагогической запущенности:
Безусловно, установить точную причину, по которой ребенок начинает отрицать и противоречить всему, чему его учат старшие установить практически невозможно. Но существует несколько факторов, которые могут спровоцировать ребенка к такому враждебному поведению:
1. Безразличное отношение к достижениям и успехам ребенка важных для него людей;
2. Постоянная критика со стороны старших людей имеющих авторитет для малыша или подростка;
3. Регулярные скандалы родителей на глазах у ребенка;
4. Чрезмерная опека родителей, граничащая с маниакальным контролем жизни и деятельности ребенка;
5. Унижения, оскорбления, физическое насилие в семье над ребенком или между родителями;
6. Другие неблагополучные аспекты семейного климата;
7. Со стороны педагогов – унижение ребенка перед коллективом;
8. Со стороны коллектива – насмешки и издевательства в адрес малыша.
Педагогическая запущенность имеет свои особенности на каждом возрастном периоде: педагогическая запущенность закладывается как фундамент еще в дошкольном возрасте, проявляется на поведенческом уровне и если не будут предприняты какие-либо меры по ее преодолению, то она прогрессирует и переходит на более серьезную стадию, на которой закрепляются отрицательные черты личности.
Педагогическая запущенность детей выражается в отклоняющемся поведении. Отклоняющееся поведение – это поведение, противоречащее принятым в данном обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам и рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое.
Помощь педагогически запущенным детям:
1. Изменение условий семейного воспитания ребенка:
- повышение психолого-педагогической грамотности родителей, культуры взаимоотношений;
- создание воспитывающих ситуаций в семье, активное включение родителей в воспитательный
процесс;
- индивидуальные консультации, помощь родителям в воспитании положительных и преодолении отрицательных качеств ребенка;
- контроль за организацией нормального режима для ребенка, устранение его безнадзорности;
- помощь в организации разумной деятельности ребенка (игра, труд, творчество, познание окружающего мира), его общения в семье;
- меры по устранению нарушений семейного воспитания, восстановлению воспитательного потенциала семьи.
2. Совершенствование воспитательно-образовательной работы с классом:
- коррекция отношения педагога к ребенку, рекомендация методов работы с ним, использование методики позитивного стимулирования ребенка, снятие психологических перегрузок;
- гуманизация межличностных отношений в детском коллективе, создание благоприятного психологического микроклимата в классе, способствующего эмоциональному комфорту всех детей;
- взаимодействие воспитателей и родителей в педагогическом процессе.
3. Помощь ребенку в личностном росте:
- организация психологического обследования ребенка и оказание ему необходимой психологической помощи;
- индивидуальная работа по сглаживанию недостатков интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сфер;
- включение ребенка в активную деятельность на основе использования его положительных интересов и склонностей;
- преодоление демотивированности, негативной мотивации учения;
- организация успеха ребенка в усвоении программы;
- руководство общением ребенка со сверстниками на основе опоры на положительные качества личности;
- работа по формированию мотивации достижений.
Одним из условий эффективности коррекционной работы является установление доверительных отношений с ребенком, сотрудничество, желание ребенка поменять что-то в своей жизни к лучшему и вера в то, что это возможно.
Главная задача людей имеющих влияние на воспитание ребенка – это вовремя выявить признаки педагогической запущенности. Тогда не придется прибегать к помощи специалистов или отдавать ребенка в специализированные классы по коррекции педагогической запущенности. Старайтесь создавать ему комфортные условия для учебы и творческой деятельности. Поощряйте желание познавать что-то новое, в том числе посещать спортивные секции. Учитесь контролировать себя и свое поведение с ребенком. Не повышайте лишний раз на него голос, из-за какого либо проступка. Попробуйте спокойно объяснить причину и следствие его негативных действий.
Разумеется, работа с педагогически запущенными детьми требует много времени, терпения и сложных решений, но, в результате, все эти жертвы принесут свои плоды, и может быть помогут исправить самого трудновоспитуемого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение детей среднего дошкольного возраста.
Детям исполнилось 4 года. Они перешли в среднюю группу детского сада. В их поведении и деятельности появился ряд новых черт, отличающих их от малышей. Для предупреждения негативных последствий п...
Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
В данной работе содержится анализ данных научной литературы по теме, результаты исследования особенностей психических процессов детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи....
Статья Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста.
Развитие пространственных представлений ребенка к 6-7 годам достигает высокого уровня. Для детей этого возраста характерны попытки провести анализ пространственных ситуаций. Хотя результаты не всегда ...
Программа дополнительного образования по психолого – педагогическому развитию детей раннего дошкольного возраста (1,5 – 3 года) «Развивай – ка!»
Пояснительная записка Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в проц...
КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Для педагогов и родителей является естественным желание видеть своих детей любознательными, сообразительными, умелыми. Однако нередки случаи, когда у ребенка в процессе воспитания и обучения возникают...
«Психолого-педагогическое обследование детей младшего дошкольного возраста и некоторые аспекты коррекционной работы»
Коррекционная работа с детьми младшего дошкольного возраста...
Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности»
Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности» направлена на выявле...