Родительском собрание. «Кризис дошкольного возраста»
консультация (подготовительная группа)

Цель: повышение педагогической компетентности родителей.

Задачи: 1) расширить знания родителей о кризисе семи лет; 2) обучить приемам конструктивного общения с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_sobranie_krizis_doshkolnogo_vozrasta.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Родительском собрание.

«Кризис дошкольного возраста»

Цель: повышение педагогической компетентности родителей.

Задачи: 1) расширить знания родителей о кризисе семи лет; 2) обучить приемам конструктивного общения с детьми.

Ход собрания:

        Поскольку мы с вами мало знакомы, я предлагаю вам поближе познакомиться. Предлагаю вам провести упражнение, которое называется «Снежный ком»

Упражнение «Снежный ком»

        Итак мы с вами лучше узнали друг друга. Давайте сейчас поговорим о том, какой уникальный и неповторимый ребенок каждого из вас.

        Перед вами лежат листочки на столе, на них указан набор качеств личности. Пожалуйста, выберете те качества, включая положительные и отрицательные, которые наиболее характерны для вашего ребенка.

Процедура «Качества моего ребенка»

Примеры положительных качеств: доброта, эмпатия, открытость, энергичность, активность, общительность, хорошая успеваемость, артистичность, вдумчивость, вежливость, весёлость, доблесть, забота, креативность, культура.

Примеры отрицательных качеств: упрямство, непослушание, хитрость, конфликтность, негативизм, повышенная утомляемость, раздражительность, вспышки гнева, замкнутость, плохая успеваемость, агрессивность или, наоборот излишняя застенчивость, повышенная тревожность, ребенок играет роль шута среди сверстников, выбирает в друзья старших детей, чрезмерно вежлив, старается угодить воспитателям и родителям, низкая самооценка.

        А сейчас, посмотрите внимательно на ваш список качеств, это «классический» портрет детей в период кризиса семи лет, и это закономерное развитие ребенка.

        Развитие ребёнка происходит неравномерно и представляет собой чередование кризисных периодов, которые поочередно сменяют друг друга.

        Кризис 7 лет не является первым у ребенка. В своем развитии он уже прошел несколько подобных кризисов — кризис новорожденности, кризис первого года и трех лет.

        Кризисы развития неизбежны и в определённое время возникают у всех детей, только у одних кризис протекает почти незаметно, сглажено, а у других бурно и очень болезненно.

        О кризисах необходимо знать, для того чтобы лучше понять и помочь ребенку в преодолении возникающих трудностей.

        Ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это так называемая переходная ступень – Я уже не дошкольник, но еще не школьник. Идет осознание возможностей своих действий. На основе возникновения личного самосознания и возникает кризис.

        Ребёнок этого возраста начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности. Одним из достижений семилетнего кризиса является осознание своего социального “Я”, формирование внутренней социальной позиции. Ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания.        

        Кризис дошкольного возраста или кризис семи лет – это период, когда поведение ребенка теряет детскую непосредственность.

        Симптомами кризиса выступают манерничанье, паясничанье, кривляние детей, выполняющие защитные функции от травмирующих переживаний.

        В дошкольном возрасте ребенок проходит путь от осознания себя как физически отдельного самостоятельного индивида к осознанию своих чувств и переживаний. Эти переживания связаны прежде всего с конкретной деятельностью: «Я здорово рисую – у меня получилось самое круглое яблоко», «Я умею прыгать через лужи, я ловкий», «Я такой неуклюжий, всегда спотыкаюсь в догонялки». Ребенок начинает ориентироваться в своих чувствах и переживаниях, относиться к самому себе на основе обобщения переживаний.

        Но это не единственные признаки наступления кризисного периода. Другие новые поведенческие характеристики, хорошо заметные в домашней ситуации:

        — возникновение паузы между обращением к ребенку и его ответной реакцией («как будто не слышит», «надо сто раз повторить»);

        — появление оспаривания со стороны ребенка необходимости выполнить родительскую просьбу или отсрочивание времени ее исполнения;

        — непослушание как отказ от привычных дел и обязанностей;

        — хитрость как нарушение сложившихся правил в скрытой форме (показывает мокрые руки вместо вымытых);

        — демонстративная «взрослость», иногда вплоть до карикатуры, манеры поведения;

        — обостренное внимание к своему внешнему облику и одежде, главное, чтобы не выглядеть «как маленький».

        Встречаются и такие проявления, как упрямство, требовательность, напоминания об обещаниях, капризы, обостренная реакция на критику и ожидание похвалы.

        Вопрос от родителей: «Какие положительные моменты характерны для кризиса данного рода?».

К позитивным моментам могут быть отнесены:

        — заинтересованность в общении со взрослым и внесение в него новых тем (о политике, о жизни в других странах и на других планетах, о морально-этических принципах, о школе);

        — самостоятельность в занятиях-хобби и в выполнении отдельных обязанностей, взятых на себя по собственному решению;

        — рассудительность.

        Психологический смысл этих особенностей поведения состоит в осознании правил, в повышении внутренней ценности самостоятельно организованных самим ребенком действий. Одно из главных новообразований — потребность в социальном функционировании, способность к занятию значимой социальной позиции.

        Основные формы помощи ребенку в проживании трудностей кризисного периода 7 лет – разъяснение причинных оснований требований (почему надо делать что-то именно так, а не иначе); предоставление возможностей осуществить новые формы самостоятельной деятельности; напоминание о необходимости выполнить поручение, выражение уверенности в способности ребенка справиться с ним.

        Нужно помнить, что «стертость» симптомов негативного поведения и отсутствие стремления к самостоятельности в домашних условиях замедляет формирование готовности к школьному обучению.

        Вопрос от родителей: «Как справиться с кризисом семи лет?».

        Прежде всего нужно помнить, что кризисы – это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни;

        Причина острого протекания кризиса – несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребёнка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обусловлены и нельзя ли дать ребёнку больше свободы и самостоятельности;

  • Измените своё отношение к ребёнку, он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять;
  • Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребёнком возможные последствия его действий;
  • Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно.
  • Поощряйте даже самый маленький успех ребенка на пути достижения цели. Это поможет ему укрепить веру в себя, почувствовать себя сильным и самостоятельным.
  • Отвечайте на вопросы ребенка. Не сравнивайте с другими.
  • Подавайте ребенку пример «взрослого» поведения. Не демонстрируйте при нем обиду и раздражение, недовольство другим человеком.
  • Соблюдайте культуру диалога. Помните, что ваш малыш в общении во всем подражает вам, и в его поведении вы можете увидеть зеркальное отражение своих привычек и способов общения.
  • Положительная оценка ребенка как личности, демонстрация доброжелательного к нему отношения («Я знаю, ты очень старался» «Ты умный мальчик (девочка))
  • Выражайте уверенность в том, что у него все получится («завтра (скоро) у тебя все получится…»)
  • Постарайтесь быть более внимательными к своему ребенку, проявляйте больше любви, тепла, ласки, чаще говорите ему, что вы его любите и скучаете без него.
  • Во время занятий рекомендуется делать больше пауз -- музыкальных, физкультурных. Упрекать детей за неуспех не надо, наоборот, надо их чаще хвалить, но за конкретный результат .
  • Используйте в каждый день, тихие беседы перед сном, вечерние разговоры о том, что случилось у ребенка за день.

В заключении хотелось бы сказать, что в данном возрасте ребенка все находится в руках родителей, самых близких людей, поэтому стоит помочь ребенку справится с его переживаниями, поддержать и направить его на верный путь.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание: «Старший дошкольный возраст – какой он?»

Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании ребёнка-дошкольника. Однако он далеко не всегда верно оценивается родителями, не представляется им столь значимым, как на...

Выступление на родительском собрании "Старший дошкольный возраст: какой он?" (старшая группа)

В представленном материале рассмотрены психологические особенности детей 5-6 лет, новообразования данного возраста....

Родительское собрание "Младший дошкольный возраст, знаем и умеем"

Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка...

Родительское собрание "Старший дошкольный возраст - какой он?"

Родительское собрание "Старший дошкольный возраст - какой он?"...

Родительское собрание: «Кризис трехлетнего возраста (теория и практика)»

Я негативен и упрямСтроптив и своеволен,Средою социальной яУжасно недоволен.Вы не даете мне шагнуть,Всегда помочь готовы.О, боже! Как же тяжелы сердечные оковы.Система «Я» кипит во мне,Хоч...