Можно ли обойтись без наказания?
консультация

Цель: дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их.

В 1989 году ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. В ней сказано, что дети имеют право на особую заботу и помощь; ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Нарушение прав маленьких детей, их достоинства — вполне распространенное явление. Эти нарушения часто возникают в результате некомпетентных воспитательных воздействий на ребенка. Нормативными документами о защите прав ребенка являются «Конвенция о правах ребенка», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в ДОУ», закон РФ «Об образовании», Семейный и Уголовный кодексы. Согласно требованиям Конвенции и нормативно-правовым документам Российской Федерации, ребенок имеет право на защиту от физического, психологического насилия, оскорбления или злоупотребления. Дети имеют право на любовь и заботу. Ребенку необходимо расти в атмосфере счастья, любви и понимания. Кроме того, недопустимым считается отсутствие заботы или небрежное, грубое обращение.

физической или духовной травмы.

- Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не получается, но он старается.

- Следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны.

-Наказание не должно вредить здоровью.

- За один проступок — одно наказание.

К педагогически оправданным наказаниям относятся перечисленные ниже:

  • Замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;
  • Выговор — серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;
  • Лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомств и др. , но важно, чтобы он знал, за что наказан.
  • Недопустимо наказание детей трудом, поскольку труд должен быть радостью. Можно использовать наказания как метод «естественных последствий»: насорил — убери за собой. Кроме того, очень полезно дать понять ребенку, что он сам страдает из-за своего непослушания. Например, опоздали на автобус, и теперь его придется долго ждать; или же вовремя не захотел убрать игрушки — меньше времени останется на занятие любимым делом.
  • Осторожно используйте насмешки, поскольку они могут вызвать потерю родительского доверия.
  • Недопустимо злоупотреблять запретами, так как бесконечные запреты вызывают у ребенка стремление противодействовать им. Взрослые должны четко определить, что ребенку можно, а что нельзя, мотивировать это.

Рекомендуется отвлечь малыша. Так, ребенку

 Например, ударить ребенка — означает нарушить его права. Унижение достоинства ребенка может привести к серьезному психологическому ущербу. Важно соблюдать неприкосновенность личности. Определять только поступки, действия, говорить ребенку не «Ты плохой», а «Ты сделал плохо», не «Ты жестокий», а «Ты поступил жестоко». Давать только положительные авансы. Нельзя лишать ребенка заслуженной похвалы, ни в коем случае не отнимать подаренного.

 Есть ли педагогически оправданные наказания? Смысл наказания — воздействие на эмоциональную сферу у ребенка, вызвать у него чувства вины, раскаяния, огорчения, стыда. Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. В воспитании детей дошкольного возраста можно обойтись без него, если взрослый учитывает возрастные особенности, вдумчиво относится к индивидуальным особенностям ребенка.

можно напомнить, что он хотел рассказать о чем-то, предложить вместе чем-нибудь заняться и т. д. но если этот метод не помогает и ребенок продолжает настаивать на своем, надо набраться терпения и не реагировать на его капризы. Здесь, безусловно, важно единство требований со стороны всех взрослых: стоит одному из них проявить слабость, пожалеть ребенка, разрешить сделать то, за что поругали, как весь эффект наказания будет нивелирован.

  • Что испытывает ребенок в подобном случае, когда родители не стремятся его понять, разделить его радость?
  • Чем в дальнейшем чревато невнимание родителей к проблемам дочки?
  • Как вы относитесь к делам ребенка?
  • Стараетесь ли поддержать его стремление поделиться с вами своими радостями и огорчениями?

У ребенка имеется потребность в общении с близкими людьми. Если родители не реализуют ее, то ребенок найдет другого человека, с которым будет общаться, делиться своими проблемами. Так, иногда дети попадают в сомнительные компании. Иногда родители удивляются, почему они последними узнают о событиях в жизни их ребенка.

Наказание — сильно действующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, с учетом многих обстоятельств: это и мотивы поступков детей, и возрастные особенности. Не спешите с выводами, не унижайте ребенка, не кричите на него, не оттачивайте на детях свое остроумие. Наказание должно быть педагогически оправданным. Физические наказания недопустимы.

Если без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах, которые рекомендуются:

- Наказание всегда должно исходить из мотива поступка. Нередко бывает, что результат поступка оказался тяжелым, хотя мотив, которым руководствовался ребенок, был положительным. Например, ребенок заступился за младшего (девочку) и ударил обидчика.

- Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиняться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость и др.

- Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым, адекватным его вины.

-Наказания не должны быть слишком частым, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными к действию родителей.

- Следует учитывать срок давности проступка. Запоздалые наказания напоминают ребенку прошлое, но не дают стать другим. Наказан — прощен, инцидент исчерпан, о старых проступках — ни слова.

- Нельзя наказывать и ругать ребенка, когда он болен, ест, после сна, перед сном, во время игры, во время занятий, сразу после

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Салемальский детский сад «Золотая рыбка»

«Можно ли обойтись без наказания?»

Воспитатель: Орлова В.В.

2021г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Можно ли обойтись без наказаний" - материал к родительскому собранию

Наказание – сильно действующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, с учетом многих   обстоятельств. Можно ли обойтись без наказаний? - вот вопрос, который предлагается родител...

Можно ли обойтись без наказаний?

Конспект родительского собрания в старшей группе «Можно ли обойтись без наказаний?»...

Можно ли обойтись без наказаний

Педагогический семинар для родителей...

Беседа "Можно ли обойтись без наказаний?"

Цель: дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их. Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с ко...

«Можно ли обойтись без наказаний?» с родителями второй младшей группы №8

Дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их....

Ток-шоу "Можно ли обойтись без наказаний?"

дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их....

Можно ли обойтись без наказаний?

Консультация для родителей...