Консультация для родителей "Что нужно знать о двигательной активности дошкольников"
консультация

Степанков Любомир Александрович

Раскрывается понятие "двигательная активность дошкольников"; даётся краткая информация о трёх типах двигательной активности и рекомендации по работе с детьми каждого типа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультация для родителей50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 

Что нужно знать о двигательной активности дошкольников

Степанков Л.А., инструктор по физической культуре

МАДОУ ЦРР д/с № 136

Дошкольный возраст - важный период формирования как личностных, так и физических основ здоровья.

В настоящее время отмечается тенденция к снижению двигательной активности детей. Они предпочитают просмотр телевизора и компьютерные игры, что ведет к увеличению статических и умственных нагрузок, и соответственно - к росту заболеваемости.

В  некоторых регионах Росси, по данным статистики, среднее физическое развитие имеют лишь 65 % детей. Вследствие "двигательного дефицита", 30-40 % дошкольников имеют избыточный вес, каждый четвертый дошкольник болеет в течение года более четырех раз.

Двигательная активность особенно важна дошкольникам 6-7 лет в период подготовки к школе. Это связано с повышением требований к организму ребенка: длительные статические нагрузки, снижение двигательной активности, значимый психологически фактор. В данной ситуации от уровня физической подготовленности, заложенной в дошкольном возрасте, от проявления двигательной активности детей зависит успешность адаптации к школе и результативность дальнейшей учебы.

Что должны знать родители о двигательной активности детей?

Двигательная активность представляет собой удовлетворенную потребность организма в движении.

Двигательная активность варьируется в зависимости от особенностей физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от условий жизни.

От двигательной активности во многом зависят

  • развитие моторики и физических качеств,
  • состояние здоровья,
  • работоспособность,
  • успешное усвоение учебного материала в детском саду и школе,
  • настроение
  • долголетие человека.

        У дошкольников под влиянием двигательной активности

  • улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы,
  • улучшается деятельность дыхательной системы,
  • улучшается деятельность аппарата кровообращения,
  • повышаются функциональные возможности организма. 

        Выявлена также зависимость между двигательным ритмом и умственной работоспособностью, школьной зрелостью ребенка.

Недостаточная двигательная активность отрицательно влияет на организм ребенка. Но следует предостеречь и от излишней двигательной активности, которая ведет к функциональным изменениям в сердечно-сосудистой системе дошкольника.

Двигательная активность каждого ребенка индивидуальна. Если внимательно понаблюдать и проанализировать двигательное поведение ребенка, то можно отнести его к одной из трех групп по двигательной активности.

Первую группу составляют дети со средней, нормальной двигательной активностью, обеспечивающей своевременное и целесообразное развитие ребенка в целом. Такие дети характеризуются, как правило, нормальной массой тела, они редко болеют, хорошо усваивают материал в детском саду и потом хорошо успевают в школе.

Вторая группа - дети малоподвижные, то есть с низкой двигательной активностью. Многие из них отличаются повышенной массой тела и различными отклонениями в состоянии здоровья. Избыточный вес детей является дополнительной нагрузкой и влияет на функциональное состояние органов и систем организма ребенка. Повышенный вес снижает работоспособность, осложняет течение многих заболеваний, сокращает продолжительность жизни человека. Тучные дети отстают от сверстников по физическому, половому развитию, плохо владеют движениями.

Повышенный вес отрицательно сказывается и на развитии психики. Как правило, ребенок малоподвижный, тучный плохо владеет необходимыми движениями. Таких детей сверстники обычно игнорируют, особенно в играх, и они осознают себя в какой-то степени неполноценными. У них развиваются такие нежелательные черты, как замкнутость, нерешительность и даже зависть к детям, хорошо владеющим движениями. Индивидуальный подход к таким детям заключается в уменьшении рациона питания и увеличении двигательной активности.

К третьей группе относятся дети с большой двигательной активностью. Таких детей называют «моторными». Большая двигательная активность, как и малая, имеет отрицательные последствия. Большой объем движений создает высокую физическую нагрузку на организм ребенка, он, как и повышенный вес, может привести к отклонениям в деятельности сердечно-сосудистой системы. Кроме того, такие дети очень подвержены заболеваниям.

Одной из причин частых заболеваний является то, что после большой физической нагрузки, которую эти дети получают на прогулках, они возвращаются вспотевшими, с влажным нижним бельем; в результате усиливается теплоотдача тела, наступает переохлаждение организма и как следствие — заболевание. По отношению к таким детям должен быть индивидуальный подход, следует ограничивать их двигательную активность. Особого внимания требует регулирование их физической нагрузки. Хорошие результаты показывает дружба детей с разной двигательной активностью, обучение детей спокойным, настольным играм и совместная деятельность детей и взрослых.

Дети с разной двигательной активностью по-разному осваивают учебный материал. Дети со средней двигательной активностью, как правило, хорошо усваивают материал. Дети же с низкой и высокой активностью обнаруживают более низкие результаты.

Известно, что наилучшим средством восстановления умственной работоспособности являются движения, выполняемые на воздухе. Дети второй группы за счет малой подвижности не восстанавливают свою умственную работоспособность. Дети третьей группы физически переутомляются, а это, в свою очередь, приводит к умственной утомляемости. Поэтому дети второй и третьей групп выполняют задания в замедленном темпе, процесс запоминания у них затруднен, внимание рассеянное, они допускают большое количество ошибок.

(По материалам статьи Н.А. Ноткиной и др. в книге  «Готовимся к аттестации» изд. «Детство-пресс», Санкт-Петербург, 1999)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:"Двигательная активность дошкольников"

Двигательная активность, физическая культура и спорт — эффективные средства сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности, профилактики заболеваний, обязательные условия здорового о...

Консультация для педагогов "Подвижные игры, как средство оптимизации двигательной активности дошкольников"

Одно из направлений современной образовательной политики нашего государство является сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Это просматривается во многих нормативных документах. В том числе и...

Консультация: "Двигательная активность дошкольника - как показатель его двигательного развития".

Правильная организация двигательного режима - удовлетворение естественных биологических потребностей детей в движении....

Консультация для родителей "Основные формы организации двигательной активности дошкольников в условиях семьи"

Не только педагоги дошкольного учреждения влияют на воспитание физической культуры дошкольников. Семья – первоисточник воспитания. Двигательная активность детей в не стен детского сада снижается...

Консультация для педагогов на тему: «Развитие двигательной активности дошкольников на музыкальных занятиях»

Трудно переоценить значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста Движение – это фундамент физического, психического и двигательного здоровья детей. Полноценное развитие всех психичес...