Картотека упражнений для оптимизации и коррекции межполушарных взаимодействий
картотека (старшая группа)
Картотека включает в себя упражнения, направленные на оптимизацию и коррекцию межполушарных взаимодействий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_uprazhneniy_dlya_mezhpolusharnogo_vzaimodeystviya.docx | 162.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессовЦель: Оптимизация и коррекция межполушарных взаимодействий и специализации правого и левого полушарий мозга. |
Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы«Хасты» Р. воспроизводит одну за другой ряд ручных поз, каждая из которых фиксируется в течение 20–30 сек. (двух-трех циклов дыхания); обязательное условие — полная сосредоточенность на каждой позе. Это упражнение хорошо выполнять несколько раз в день 5–7 мин. Хасты выполняются в той же последовательности, что и на рис. Повтори позу» Р. повторить за П. позу (а затем несколько поз), в создании которой участвует все тело. «Игра с палочками». Предложите Р. комплект палочек разной длины (2–7 см), толщины и фактуры. Пусть он с закрытыми глазами разложит их на одинаковые кучки. «Доски Сегена» Этот тест, служит прекрасным материалом для коррекции. |
Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы«Ощупывание фигурок, букв и цифр, различных по форме и размеру». Возьмите объемные или вырежьте из наждачной или бархатной бумаги фигуры (буквы, цифры различной формы (звездочку, кружок, треугольник, квадрат и т. д.) и величины (большие и маленькие). Нарисуйте такие же фигурки на листе бумаги. а) Попросите Р. наощупь опознать фигурку и, не глядя, найти такую же среди других этой же, затем другой рукой. Затем смените руки. б) Предложите ему с закрытыми глазами ощупать фигурку, а затем, открыв глаза, указать на нее в ряду нарисованных, одной рукой ощупать фигурку, а затем нарисовать ее в воздухе или на листе бумаги сначала той же, а потом другой рукой «Распознай буквы — получишь слово». Из объемной азбуки составьте слово (из 3–4 букв) и предложите Р., последовательно ощупав все буквы, прочитать его. Более сложным является вариант, когда буквы даются в произвольном порядке: их нужно опознать, назвать и запомнить, а затем составить из них слово. |
Зрительный гнозис«Загадочные рисунки». Нужно разглядеть, раскрасить и сосчитать изображенные на рисунке предметы «Чего здесь не хватает?». Внимательно посмотрев на изображение предмета с недостающими деталями, Р. надо найти и исправить (дорисовать) «ошибки художника». При затруднениях ему показывают правильное изображение предмета и проводят сравнение. |
Зрительный гнозис«Что перепутал художник?» В изображениях любых предметов, животных, лиц, целых сюжетов и т. п. Р. должен найти не свойственные им детали, объяснить, как исправить ошибки. |
Зрительный гнозис«Что здесь изображено?». Узнавание Р. «зашумленных» (наложенных, перечеркнутых и т. п.) геометрических фигур одинаковой и различной величины; различных предметов, цветов, букв, цифр и т. п. Варианты этого задания легко придумать в зависимости от возраста и возможностей ребенка. «Найди все предметы». Дайте Р. бланк, на котором вразброс нарисовано большое количество различных простых предметов, геометрических фигур, цифр, букв. Попросите его найти и вычеркнуть все изображения одного вида. «Найди букву». Предложите Р, рисунок с буквами, цифрами, написанными разным шрифтом, стилем и по-разному повернутыми. Он должен ответить, что за буквы нарисованы. Допиши букву». Покажите Р. недорисованную (в различных вариантах) букву, цифру, (слово). Попросите его определить, что за буква (слово) не дорисована и дописать ее. |
Пространственные и «квазипространственные» представленияФормирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). Базовой к наиболее естественной, онтогенетически более ранней и закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела. Формирование у Р. пространственных представлений — одно из важнейших условий его достижений. Пользоваться здесь нужно всем богатым арсеналом внешних опор, маркеров («сено-солома»), которые заставили бы его буквально убедиться в том, что существует правая и левая сторона, верх и низ, и это неизбежно и неизменно. Первым шагом должна стать маркировка (тряпочка, часы и т. п.) его левой руки. Или значок у сердца. — ведь оно строится вначале от его собственного тела, а уже потом превращается в абстрактные пространственные представления, Теперь он знает, что «слева» — это «там. где красная тряпочка.Такие маркеры на первых этапах должны присутствовать на нем постоянно. |
Пространственные и «квазипространственные» представления«Спереди-сзади». Смотря в зеркало и ощупывая части тела спереди, Р. называет их (нос, грудь, бровь и т. д.). Аналогично — сзади (затылок, спина, пятки и т. д.). Затем он с закрытыми глазами по инструкции последовательно дотрагивается до передней (задней) поверхности своего тела и называет соответствующие части тела. «Дальше-ближе». Р. предлагается назвать у себя (относительно, например, головы) части тела, расположенные «ближе, чем…», «дальше, чем…», «Ближе, чем…, но дальше, чем». «Путаница» П. намеренно показывает не те движения или места на теле, которые называет. Р. должен исправить ошибки взрослого. Затем инструктором и исполнителем упражнения становится сам Р.; он показывает упражнения другим (взрослому, ребенку) и контролирует их выполнение. «Выше-ниже». Стоя перед зеркалом, они вместе анализируют расположение отдельных частей тела по отношению друг к другу с точки зрения вертикальной оси, не забывая о маркерах. Находим, показываем и называем то, что выше всего (голова, макушка); что ниже всего (ноги, стопы); выше, чем…; ниже, чем… |
Освоение внешнего пространства.«Движения в одном направлении». Предложите Р.: вытянуть руку вправо, отставить ногу вправо, повернуть голову вправо, наклонить голову к правому плечу, сделать три наклона вправо, присесть на правое колено и т. д. Аналогично отрабатываются другие направления — слева, сверху, снизу, спереди и сзади. «Что находится справа от меня?». Попросите Р., не поворачиваясь, перечислить то, что находится справа от него. После этого — повернуться направо и снова перечислить то, что теперь находится справа. Покрутите его и спросите: «Что теперь справа от тебя?» Аналогично отрабатываются направления слева, спереди и сзади. «Где же я сижу?» Дети рассаживаются в ряд или полукругом. Задача: определить свое место.: «Я сижу слева от Пети; справа от Маши, но левее Сережи; напротив и т. д.». Затем они меняются местами, и игра продолжается. «Собираем урожай». Разложите перед Р. ряд картинок с любыми изображениями. Он должен отобрать только те, например, овощи, которые «лежат правее, чем капуста»; «левее, чем морковь». |
Освоение внешнего пространства.«Моя рука, твоя рука». Стоя лицом к П. или сидя напротив куклы, определить сначала у себя, потом у партнера левую руку, правое плечо, левое колено и т. д. Поменяться ролями. «Назови часть тела». Дети стоят лицом друг к другу. Один из двоих молча показывает на себе отдельные части тела, а другой — называет: «Это твое правое колено, это твой левый глаз и т. д.». «Найди свою правую руку». Сидя напротив Р. дать инструкцию: «Делай своей правой рукой („Кстати, где она?“) то же, что и я делаю правой». Интересно делать по очереди одинаковые жесты одноименными частями тела (вытянуть правую руку, потом левую ногу, а обратно — согнуть сначала левую ногу, а потом правую руку и т. д.). «Найди правый рукав». Попросите Р. определить правый и левый рукав, карман, штанину на одежде, лежаний — различных положениях; найти левый и правый отпечаток босой ноги, ботинок. |
Пространственные схемы и диктанты.«Поставь фигуру в угол». Предложите Р. поместить в комнате или нарисовать определенные фигуры в правом нижнем углу, левом верхнем и т. д. Определить, какие углы еще не заполнены. Р. сам заполняет их с комментарием: «Нарисую месяц в правом верхнем углу». «Покажи направление». Научите Р. показывать направления рукой (потом — только поворотом головы, взглядом) в воздухе сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево, затем — по диагональным направлениям (направо вверх, налево вниз и т. д.). «Куда указывает стрелка?» Предложите Р. расположить карточку со стрелкой, ориентируя ее последовательно во всех называемых Вами направлениях и назвать их. Аналогично — нарисовать стрелки на листе бумаги с какими-то рисунками или планом. «Расставь знаки». «Обозначь на строке четыре точки. Поставь знак „+“ от первой точки снизу, от второй — сверху, от третьей — справа, от четвертой — слева». Аналогично — с двумя разными знаками. «Стрелки». «Обозначь на строке четыре точки. От первой проведи стрелку в направлении вниз, от второй — вправо, от третьей — влево, от четвертой — вверх». |
Пространственные схемы и диктанты.«Графические диктанты» «Начиная с третьей клетки: одну клетку вправо,., две — вниз…. одну — влево и т. д.». Более сложный вариант — по диагональным направлениям, например, одну клетку направо вверх, две клетки направо, одну — налево вниз. Фигуры для диктантов должны быть сначала простыми, постепенно все более усложняясь. Двигательный диктант (по шагам): например, один шаг вперед, два шага направо, повернуться на 180 градусов, один шаг назад и т. д. . П. диктует траекторию, по которой нужно найти предмет в комнате или здании. Совместное, а затем самостоятельное составление планов (комнаты, класса, улицы и т. д.). На следующих этапах нужно научить Р. работе с картой города, мира, Вселенной. |
Конструирование и копирование.«Я — Конструктор», Р. предлагается из спичек счетных палочек, мозаики сконструировать какое-либо предметное изображение или выложить печатную букву. Пусть он проделает это с открытыми и закрытыми глазами, Затем путем перекладывания элементов можно превратить их в другие предметы, букву, цифру или орнаменты. «Найди нужный блок». «Найди среди верхних фигур нужный блок и дострой нижнюю фигуру так, чтобы она стала такой же, как соседняя. Ты можешь разворачивать „блоки“»
|
Конструирование и копирование.«Копирование фигур» На первом этапе целесообразно осуществлять копирование с помощью кальки и копировальной бумаги и только затем переходить к обычному срисовыванию. Помимо прочего, этот прием формирует «память руки» и необычайно эффективен при усвоении букв и цифр. а) Копирование различных простых фигур. б) Копирование сложных фигур и изображений, как, например, на рис. 9. Сначала фигура анализируется, разбивается на части, обсуждается удобная последовательность ее воспроизведения. Далее Р. предлагается самостоятельно проанализировать изображение и выработать стратегию копирования. «Орнамент». Разрежьте квадраты, расположенные слева на рис. 8 сначала на 4, а потом — в более сложном варианте — лишь на две (по горизонтали или вертикали) части. Попросите Р. сложить из полученных частей придуманные Вами орнаменты; сначала более простые, а затем — аналогичные тем, что представлены на рис. 8 справа. Понятно, что для маленьких детей здесь более адекватны привычные для них кубики. |
«Квазипространственные» (логико-грамматические) речевые конструкции.Формирование «квазипространственных» представлений начинается с введения в работу предлогов посредством сопоставления их с отработанными выше пространственными представлениями. Например, Р. предлагается выполнить следующие инструкции: «Встать или присесть перед, за, слева, справа, на, под предмет». «Поставить или положить предмет перед, за, слева, справа, над, под собой». Постепенно через вербальное обозначение соответствующих пространственных представлений осуществляется переход от понятий «выше», «ниже» к понятиям «над», «под» и т. д. «Положи ручку…» Дайте Р. два разных предмета, например, ручку и пенал и предложите положить ручку в, на, под, над, перед, за, слева, справа от пенала. «Придумай предложение». На основе отработанных выше навыков, предложите Р. схему, на которой двумя полосками обозначено действие. Р. надо придумать подходящее к ней предложение и записать его под рисунком Составы е подобные схемы для различных предлогов и действий, а Р. придумает к ним предложения. Предложите ему самому составить для вас такие задачи. |
«Схема движения». Возьмите маленькую машинку и книгу. Попросите Р. сделать так, чтобы машинка заехала на книгу, выехала из нее, заехала под, выехала из-под, подъехала к, отъехала от, заехала за, выехала из-за книги. Потом сами выполните те же действия и попросите его составить предложения для каждого случая. Затем — зарисовать предлоги, предварительно показав соответствующее действие с помощью машинки. |
«Квазипространственные» (логико-грамматические) речевые конструкции.Синонимы и антонимы. На наглядном материале и в игре с мячом закрепите такие пространственные понятия, как «высокий-длинный», «большой-огромный», «близкий-далекий», «маленький-крохотный», «высокий-низкий», «широкий-узкий», «тонкий-толстый», «рядом-далеко — близко», «впереди-сзади» и т. п. «Закончи предложение, ответь на вопросы». Предложите Р. закончить предложения типа: «Перед тем как прийти домой…», «Дети стояли по росту в ряду. Последним стоял самый высокий. Первым стоял…». Р. отвечает на вопросы типа: «Что выше, человек или дом?», «Что длится меньше, чем год, но больше, чем неделя?», «Когда день длиннее, зимой или летом?» «Что было раньше?». Пусть Р. определит, какое событие произошло раньше, какое позже: «После того, как подул ветер, форточка распахнулась». «Мы пошли гулять перед ужином». |
«Квазипространственные» (логико-грамматические) речевые конструкции.«Кто самый-самый?» Надо ответить на вопросы типа: «Толя веселее, чем Катя. Катя веселее, чем Алик. Кто веселее всех?»; «Вера выше, чем Лиза. Вера ниже, чем Катя. Кто ниже всех?»; «Толя темнее, чем Миша. Миша младше, чем Вова. Вова ниже, чем Толя. Толя старше, чем Вова. Вова светлее, чем Миша. Миша выше, чем Толя. Кто самый светлый? Кто старше всех? Кто самый высокий?» «Кто старше?» «Покажи на рисунке кто кого старше, моложе и т. п.?». Здесь можно использовать любой подходящий стимульный материал. «Оля старше Сережи и моложе Кати… Где на рисунке Оля, Катя, Сережа?» «Сравни и растолкуй». Р. должен растолковать (вначале глядя на рисунки) такие логикограмматические конструкции, как: «моя рука — в моей руке — моей рукой», «хозяйка куклы — кукла хозяйки», «мамина дочка — дочкина мама», «хозяин собаки — собака хозяина» и т. п. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения и игры на развитие межполушарного взаимодействия (кинезиологические упражнения)
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются и...
Упражнения и игры на развитие межполушарного взаимодействия
Упражнения и игры на развитие межполушарного взаимодействия:1. Постучите по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки.2. Поверните правую руку на ре...
Игры и упражнения Оптимизация и коррекция межполушарных взаимодействий и специализации правого и левого полушарий мозга
В материале представлены игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста, которые могут быть использованы, как педагогами так и родителями....
"Арт-терапевтические приёмы в работе педагога-психолога. Игры и упражнения с песком для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста»
В теоретической части освещена тема использования кинезиологических игр и упражнений при выборе арт-терапевтических приемов работы педагога-психолога, а также содержатся примеры игр и упражнений...
Кинезиологические игры и упражнения для дошкольников, на развитие межполушарного взаимодействия головного мозга.
Консультации для родителей. Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия....
Коррекция межполушарного взаимодействия.
Вы наверняка сталкивались с детьми, которых даже близкие им люди называют невнимательными, неорганизованными, неспособными сосредоточиться и верно выполнить предложенную работу. В школе такие дети пло...
Картотека упражнений на развитие мелкой моторики, межполушарного взаимодействия
Картотека упражнений на развитие мелкой моторики, межполушарного взаимодействия. Упражнения направлены на формирование у детей предпосылок, необходимых для осуществления любой и особенно учебной...