Что такое игровая терапия?
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Игровая терапия – это процесс совместного с ребенком проживания и осмысления какой-либо жизненно важной ситуации, поданной в игровой форме. Это процесс сотворчества, содействия, сопереживания, в котором ребенок и взрослый вместе идут по дороге откровений, открытий и побед. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_igrovaya_terapiya.docx15.58 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое игровая терапия?

Игровая терапия – это процесс совместного с ребенком проживания и осмысления какой-либо жизненно важной ситуации, поданной в игровой форме. Это процесс сотворчества, содействия, сопереживания, в котором ребенок и взрослый вместе идут по дороге откровений, открытий и побед.  

Характерные особенности игры:

1. Играющий выполняет реальную деятельность, осуществление чего требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач.

2. Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами.

3. Отличительными признаками развертывания игры являются быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации.

Игра – это естественное занятие для ребенка. Это средство для выражения чувств, исследования отношений и самореализации. Ребенок, фантазируя, сочиняя свои собственные сюжеты, выражает свое эмоциональное состояние, «проживает» страхи, напряжение и тревожность. В процессе игры ребенок переживает чувства контроля над ситуацией. Именно в процессе игровой деятельности ребенок шаг за шагом гармонизирует свое эмоциональное состояние.

Основные задачи игровой терапии:

1. Облегчение психологического страдания ребенка;

2. Укрепление собственного Я ребенка;

3. Развитие чувства самоценности;

4. Коррекция и профилактика поведенческих отклонений;

5. Восстановление доверия к взрослым и сверстникам.

Первоначально игровая терапия развивалась в рамках психоанализа. Термин «игровая терапия» был впервые предложен известным психоаналитиком М. Кляйн в 1920-х годах. М. Кляйн предположила, что в детской игровой деятельности всегда присутствует символический смысл. Именно в игре ребенок выражает свои бессознательные импульсы, влечения и т.д. М. Кляйн впервые предложила игротерапию в качестве инструмента психоанализа детей младше 6 лет.

Позже А. Фрейд начала применять игротерапию в работе с детьми, которые пережили бомбёжки в Лондоне. Метод игротерапии позволяет детскому психоаналитику быстрее установить эмоциональную взаимосвязь с ребенком. Также в процессе игры, выражая свои переживания, ребенок освобождается от страхов перед психотравмирующими событиями и тем самым можно избежать формирование нервно-психической патологии.

Впоследствии игротерпевтический метод стали применять Д. Леви, Ф. Аллен, Д. Тафт, К. Роджерс, В. Эксклайн и другие.  Среди отечественных подходов к игротерапии можно выделить сказочную игротерапию (Т. Зинкевич-Евстигнеева и др.). Основным признаком сказочной игротерапии является обязательное присутствие сказочного мотива в инструкции. Иногда инструкции к играм переписываются в форме сказок, иногда, иногда, игра придумывается к определенной сказке.

Основная цель игровой терапии – это помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом – через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций.

Показания для применения игровой терапии:

  • Страхи и тревожность
  • Агрессивное поведение
  • Робкое и неуверенное поведение
  • Неустойчивость самооценки
  • Изменение семейных обстоятельств: развод родителей, появление еще одного ребенка, усыновление ребенка
  • Утрата: уход их жизни кого-то из близких
  • Повышенная конфликтность
  • Рекомендации специалистов заниматься с психологом
  • Проблемы в отношениях со взрослыми или детьми

Таким образом, можно сделать вывод, что благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, игротерапия всесторонне положительно влияет на личность ребенка. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое "игровые технологии"

Статья о понятии "игровая технология"...

3. Консультация для родителей "Что такое игровой стретчинг?"

Информация для родителей детского сада...

Игровое путешествие на тему: "Что такое хорошо и что такое плохо"

Цель:- создание условий для формирования четких представлений о хороших и плохих поступках.Задачи:- развитие социальных навыков взаимодействия у детей дошкольного возраста;- повторение ...

Что такое игровой стретчинг?

Значение игрового стречинга.Планирование и проведение занятий игрового стретчинга в детском саду в результате оказывает следующее влияние на детей: улучшается подвижность всех суставов тела; развивает...

Формирование функциональной грамотности у детей дошкольного возраста методами Б.Блума: "Ромашка Блума", "Кубик Блума", авторские игровые методы "Что такое хорошо и что такое плохо?", технология "Говорящая стена".

АУ «Институт развития образования» провел расширенное заседание учебно-методического объединения в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  по тем...