Родительское собрание «Познавательное развитие детей дошкольного возраста»
материал

Мингалимова Надежда Ивановна

Родительское собрание «Познавательное развитие детей дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 33»

(МБДОУ «Детский сад № 33»)

Родительское собрание

в старшей группе на тему:

«Познавательное развитие детей дошкольного возраста»

Подготовила Мингалимова Н.И.

Цель:

  • расширить представления родителей о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Способствовать приобретению родителями практических знаний и навыков по развитию познавательной активности у детей.
  • Дать практические рекомендации родителям по развитию познавательной активности у детей.

Форма проведения: встреча.

Участники: воспитатели, педагог-психолог, родители.

Повестка:

  • Вступительное слово (сообщение о цели встречи).
  • Сообщение на тему: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста».
  • Сообщение на тему: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста».
  • Коротко о разном
  • Заключение

Ход собрания.

1 часть:

Вступительное слово:

- Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо вам за то, что вы нашли время и пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания «Познавательное развитие детей дошкольного возраста». Она действительно заслуживает внимание, я думаю, что вы согласитесь с тем, что познавательная активность детей должна быть сформирована в дошкольные годы. Познавательное развитие дошкольников – это развитие их познавательных интересов, потребностей и способностей, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта, что очень важно для успешной подготовки детей к школе.

2 часть:

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.

Любознательные дети растут у любознательных родителей.

Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Под ее влиянием ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи.

Полноценное познавательное развитие подразумевает объединение усилий взрослых (педагогов и родителей, окружающих ребенка). Сотрудничество позволяет перераспределить информационную нагрузку, учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка.

Для усиления результативности и эффективности воздействия на ребенка педагоги и родители должны действовать по единой программе, выполнять общие задачи, согласовывать свои действия и помогать друг другу.

Цель познавательного развития - развивать познавательные интересы, потребности и способности детей, их самостоятельную поисковую деятельность на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

- Скажите, пожалуйста, какими бы вы хотели видеть своих детей? (сильными, спортивными, успевающими, богатыми).

- Хорошо! Вы все качества отметили верно, а еще мы хотим, чтобы дети наши были смышлёными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, остроумными, сообразительными – одним словом умными. Умен тот, кто умеет мыслить.

- Что значит мыслить? (Иметь свое мнение, уметь компетентно отвечать на вопросы).

- А как вы считаете, умным легче вырасти ребёнку, которому помогли научиться мыслить? Или тому, кто научился самостоятельно воспринимать информацию, рассуждать и делать выводы? (тому, кому помогали учиться мыслить).

- Правильно! А как вы понимаете термин «познавательная активность»? (Ответы родителей).

Познавательная активность не является врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Социальная среда – условие, от которого зависит, перейдёт ли потенциальная возможность в реальную действительность. Уровень ее развития определяется индивидуально – психологическими особенностями и условиями воспитания.

Педагоги-психологи определяют познавательную активность как активное стремление к познанию, поиск способов удовлетворения жажды знаний.

Познавательная активность – активность, проявляемая в процессе познания, когда ребенок готов принимать информацию и углубить свои знания не только в образовательном учреждении, но и самостоятельно, дома. Поэтому необходимо поддерживать, развивать познавательный интерес у дошкольников, создавая основу для успешного обучения в школе.

Известный психолог, М.С. Якиманский считает, что познавательная активность зависит от опыта самого ребёнка, который обеспечивает ему не только осознанное усвоение нового материала, но и его преобразование.

Щербакова Е. И. предложила показатели познавательной активности дошкольников:

  • Увлеченность изучением материала (сосредоточенность, внимание).
  • Явно выраженное стремление выполнять разнообразные, особенно сложные задания.
  • Желание продолжить занятие (нередко такие дети сами являются инициаторами игры, совместной познавательной деятельности со взрослыми).
  • Проявление самостоятельности в подборе средств, способов действий, достижении результата, осуществление контроля.
  • Использование знаний в самостоятельной деятельности (игре, труде, конструировании).
  • Обращение к воспитателю с вопросами, направленными на познавательный интерес.

В таких случаях дети достигают цели не интуитивно, а осознанно, способны объяснить, как выполнили действие и почему именно так.

- Уважаемые родители, скажите, как вы осмыслили термин «познавательная активность» (Активность, проявляемая в процессе познания, выражается в заинтересованном принятии детьми информации, в желании уточнить её, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на вопросы, в проявлении элементов творчества).

В дошкольном учреждении образовательная деятельность направлена на формирование целевых ориентиров дошкольника: развитие любознательности, интереса к изучению выбранной темы, формирование активного и доброжелательного взаимодействия с педагогом и сверстниками в решении познавательных задач. Одной из наиболее эффективных форм работы с детьми по развитию познавательной активности является исследовательская деятельность. Она делает дошкольников активными участниками образовательного процесса, становится инструментом их саморазвития. Исследовательская деятельность позволяет изучить большой объём информации, провести через все виды детской деятельности. Особенно ключевым моментом является возможность изучения той или иной темы в свободной деятельности.

Прежде всего, расширяются знания ребёнка о различных областях действительности. Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные, регуляторные. Отдельно стоит отметить, что уже в дошкольном возрасте ребёнок приобретает навык публичного предъявления своих мыслей, выраженных в конкретном продукте.

Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Именно эти качества необходимы для успешного обучения в школе.

3 часть:  Выступление педагога – психолога Петрусевой Н.В. на тему:  «Развитие внимания у детей дошкольного возраста».

4 часть: Коротко о разном.

5 часть:  Заключение.

В заключение хочется сказать, что только последовательная и целенаправленная работа значительно расширит детский кругозор, активизирует их познавательные интересы. Постепенно дети смогут выявлять в окружающем мире связи  и отношения, что очень важно для полноценной подготовки их к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий нетрадиционного родительского собрания «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»

Сценарий нетрадиционного родительского собрания«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей дошкольного возраста.Проведём...

Родительское собрание «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»

В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь...

Общее родительское собрание "Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста средствами музыкотерапии"

Общее родительское собрание "Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста средствами музыкотерапии"...

Родительское собрание «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»

Родительское собрание «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»...

План - конспект нетрадиционного родительского собрания «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста».

Обогащение родительских представлений о сенсорном развитие детей младшего дошкольного возраста....

Родительское собрание «Личностное развитие детей дошкольного возраста посредством технологий эффективной социализации».

Родительское собрание «Личностное развитие детей дошкольного возраста посредством технологий эффективной социализации»....