Фонематический слух
консультация (младшая группа)

Шабунина Елена Александровна

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonematicheskiy_sluh.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

Музыкальные игры с ребенком дома.

http://files.logozybina.webnode.ru/200000028-eb1a5ec10f/9.jpg

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Фонематический слух  начинает развиваться у ребенка очень рано, он опережает в своем развитии экспрессивную речь ребенка, т.е. вначале формируется фонематический слух, а на его базе формируется само говорение. Он является тем фактором, тем стимулом, благодаря которому ребенок неправильное произношение доводит до нормы.

Фонематический слух  становится контролирующим регулятором собственного произношения и как следствие способствует овладению грамотой, первоначальными навыками чтения и письма.

Для развития фонематического слуха предлагается много упражнений. Рассмотрим некоторые из них:

I Этап - развитие неречевого слуха

1. Игра "Угадай, что звучало?" ( за ширмой взрослый "звучит" разными предметами: бубном, мнет бумагу, гремит погремушкой и.т.д.), а ребенок угадывает, какой предмет звучал.

2. Игра "Шумовые баночки" ( в баночки насыпают соль, рис, макароны, горох и.т.д.),  взрослый "шумит" баночкой, а ребенок угадывает, что в ней находится.

3. Игра " Прохлопай как я"  ( взрослый прохлопывает ритм, а ребенок повторяет за ним).

II Этап - различение оттенков голоса по тембру, силе, высоте

1.Игра "Три медведя" - взрослый говорит голосом одного из медведей, а ребенок угадывает, кто сказал.

III Этап - различение сходных по звучанию слов

1.    Игра "Выбери слово" ( перед ребенком раскладывают картинки: дом, том, сом, ком. Взрослый называет слово, а ребенок показывает картинку).

2.Игра "Назови правильно" (взрослый показывает картинку "банан", затем произносит: "манан-канан-данан-банан", а ребенок должен хлопнуть на правильное  слово).

IV. Этап - различение коротких-длинных слов

1. Игра "прохлопай, протопай слова" (взрослый объясняет, что есть короткие слова: кот, дом, мак, а есть длинные - капуста, велосипед, самолет, затем называет слова, ребенок должен прохлопать слоги: КОТ; МА-ШИ-НА).

V. Этап - различение звуков

1. Игра "Звукоподражание" ( взрослый произносит звук, а ребенок поднимает нужную картинку и наоборот: "зззз" - комар, "жжж" - жук, "ссс"-водичка, "ррр" - собачка и.т.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...

Консультация родителям: Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!...

Статья. " Фонематический слух. Этапы формирования фонематического слуха"

Аннотация.      Предлагаемая логопедическая статья рассказывает о фонематическом слухе и этапах его формирования. Даёт представление о правильной организации коррекционной раб...

Консультация для родителей "Что такое фонематический слух и чем он отличается от обычного слуха". Автор: Жиба Илона Олеговна, учитель-логопед

Консультация для родителей "Что такое фонематический слух и чем он отличается от обычного слуха". Автор: Жиба Илона Олеговна, учитель-логопед...

Логопедический проект по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста: "Думаем, играем и слух мы развиваем"

        Одним из факторов, вызывающих нарушение звукопроизношения, затруднения в понимании речи, в овладении навыками чтения и письма, являются недостаточно сформированные о...