Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников.
консультация
Повседневная жизнь обычного гражданина таит множество опасностей. Обеспечение безопасности себя и своих детей становится все актуальнее. Решение этой проблемы только одно – с раннего дошкольного детства научить детей поступать в соответствии с нормами безопасности. Ведь, научившись бережно относиться к своей жизни, они будут воспринимать чужую как безусловную ценность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
17.docx | 16.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников.
Воспитатель – это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Это возможность постоянно находиться в искреннем, всё понимающем и принимающем мире детства, в ежедневной, а подчас и ежеминутной стране сказки и фантазии. И невольно задумываешься о значимости профессии воспитателя, когда видишь в распахнутых, доверчивых глазах детей восторг и ожидание чего – то нового, ловящих каждое моё слово, мой взгляд и жест. Глядя в эти детские глаза, понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая вселенная, поддерживаешь их своей любовью, отдаёшь тепло своего сердца.
Ну а что же главное? А главное в нашей профессии – любить детей, любить просто так, ни за что, отдавать им каждый миг частичку своего сердца, и любить их как собственных, без компромиссов и условий.
Актуальность
Повседневная жизнь обычного гражданина таит множество опасностей. Обеспечение безопасности себя и своих детей становится все актуальнее. Решение этой проблемы только одно – с раннего дошкольного детства научить детей поступать в соответствии с нормами безопасности. Ведь, научившись бережно относиться к своей жизни, они будут воспринимать чужую как безусловную ценность.
Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль. Основными причинами дорожно-транспортных происшествий являются: незнание правил дорожного движения, безопасности поведения на проезжей части, правил посадки в автобус, троллейбус, невнимательность и недисциплинированность на улице, различные игры на тротуаре и проезжей части дороги; недостаточный надзор взрослых за поведением детей на улице.
Большинство родителей, видя опасное для жизни и здоровья поведение своих детей, прибегают, как правило, к брани, многословным предупреждениям и даже наказаниям. Однако такой метод не дает эффекта.
Между тем детей можно научить выполнять все требования безопасности, не прибегая к запугиванию, внушить, что проезжая часть предназначена исключительно для транспортных средств, а не для игр, и еще до того, как они пойдут в школу, сформировать умение ориентироваться в транспортной среде, где можно переходить дорогу, а перед переходом быть достаточно терпеливым и всегда оглядываться по сторонам, прежде чем сойти с тротуара.
Терпение и настойчивость – вот что станет эффективными средствами в обучении детей, то, чего нам так не хватает в повседневной жизни, то чем необходимо запастись ради сохранения жизни и здоровья собственного ребенка.
Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Поэтому учить детей дорожной грамоте, культуре поведения в общественном транспорте следует с самого раннего возраста.
Разговаривать с детьми о безопасности следует серьезно, как со взрослыми, без уменьшительных слов. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, но и умение правильно себя вести в различных ситуациях, поэтому основной задачей взрослых является также стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
Большая роль в изучении и соблюдении правил дорожного движения детьми дошкольного возраста принадлежит родителям. Только совместными усилиями родителей и воспитателей можно научить детей элементарным правилам движения.
К сожалению, многим родителям свойственно заблуждение, что ребенка надо учить безопасному поведению на улицах ближе к тому времени, когда он пойдет в школу. Но так думать опасно! Ведь у детей целый комплекс привычек (незаметно для него и для нас) складывается с самого раннего детства. В том числе и манера поведения. Поэтому перед педагогами дошкольного учреждения стоит задача – донести информацию не только для детей, но и их родителей таким образом, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила дорожного движения и научить поступать так же своих детей.
Таким образом, на сегодняшний день проблема ознакомление детей с правилами дорожного движения является актуальной.
Проанализировав дорожно-транспортные происшествия, в которых пострадали дети, установлено, что 80 % происшествий произошли в радиусе одного километра от их дома. То есть в тех местах, где ребята должны были бы хорошо знать условия движения транспорта, места пешеходных переходов, установки светофоров, заведомо опасные участки. И хотя в дошкольных учреждениях педагоги проводят занятия с детьми по правилам дорожного движения, привлекая сотрудников ГИБДД, на радио и телевидении выходят специальные тематические передачи, в различных издательствах готовятся брошюры, плакаты, листовки, пропагандирующие правила дорожного движения, однако ситуация к лучшему не изменяется. Более того, из года в год детский травматизм растёт, дети гибнут и получают увечья по-прежнему большей частью в непосредственной близости от дома.
Большинство родителей, обеспокоенных за своих детей, прибегают к брани, многословным предупреждениям и даже к наказаниям. Такой метод не даёт эффекта, ведь ребёнок 3-5 лет (а часто и старше) не может осознать опасности. Он не представляет автомобиль в качестве опасности, которая может принести увечье или лишить жизни, наоборот, с автомобилем у него связаны приятные впечатления. Ничто так не влечёт малыша, как автомобиль будь то игрушечный или настоящий. Ребёнка можно научить выполнять все требования безопасности, не прибегая к запугиванию. Ребёнку необходимо внушить, что проезжая часть предназначена исключительно для транспортных средств, а не для игр. Можно научить детей ещё до того, как они пойдут в школу, умению ориентироваться в транспортной среде, прогнозировать разные ситуации, правильно определять место, где можно переходить дорогу, а перед переходом быть достаточно терпеливым и всегда оглядеться по сторонам, прежде чем сойти с тротуара.
Терпение и настойчивость являются эффективными средствами, обеспечивающими успех дела. Терпение и настойчивость - то, чего нам так не хватает в повседневной жизни. Терпение и настойчивость, которыми нам необходимо запастись хотя бы ради спасения жизни и здоровья собственных детей.
Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают и будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становиться всё более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых
маленьких наших пешеходов - детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьёзные трудности и опасности, и жить которым придется при несравненно большей интенсивности автомобильного движения.
Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют ещё в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь весёлую игру.
Избежать этих опасностей можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для воспитателей "Формирование основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников"
в консультации представлены игры и игровые упражнения для дошкольников....
Рабочая программа дополнительного образования для детей 5-7 лет "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника"
Основное содержание программы направлено на формирование у дошкольников 5-7 лет представлений о правилах безопасного поведения и воспитание культуры личной безопасности. В ней раскрываются организацио...
Приложения 1 к рабочей программе "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника"
Тематическое планирование в старшей группе по ФОБЖ...
Приложение 2 к рабочей программе "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника"
Тематическое планирование в подготовительной группе...
Приложение 3 к рабочей программе "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника"
Педагогический мониторинг уровня освоения программы "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника"...
Создание безопасных условий и формирование основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников
Одно из важных условий при организации образовательного процесса для меня является безопасность воспитанников. Также важной задачей образовательно-воспитательной работы считаю - формирован...