Возрастные особенности развития детей 5-6 лет (старшая группа)
методическая разработка

рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 5-6лет; познакомить родителей с особенностями образовательной работы, задачами дошкольного учреждения на новый учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobrani_5_-_6_let.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные особенности развития детей 5-6 лет (старшая группа)

   Задачи: рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 5-6лет; познакомить родителей с особенностями образовательной работы, задачами дошкольного учреждения на новый учебный год.

  Каждый ребёнок развивается по-своему, у каждого свой собственный путь и темп развития. Но всё же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, - это возрастные особенности.

    Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы.

     Вашему вниманию предлагается общий возрастной портрет ребёнка 5-6 лет, с показателями разных сторон его развития.

   Возраст 5 - 6 лет –  это старший дошкольный возраст. Он является  очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка,  интеллектуальной  и личностной.

   В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.

   Этот период называют сензитивным, т.е. наиболее благоприятным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.

    Хорошо в этом возрасте  играть с ребенком  в словесные игры, так как ребенок уже использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные, может определить количество слогов в словах, место звука в слове (начало, середина, конец слова). Ниже предложены некоторые из таких игр.

  Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме – образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину.

   Развивают все анализаторы – зрительные, логические, словесные – различные логические таблицы. 

Например, игра «Четвертый лишний» – на картинках изображены различные предметы. Из четырех предметов один – лишний. Ребенок должен подумать

и выбрать этот лишний предмет и сказать, почему он лишний.

   «Разложи по порядку». Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Ребенок должен определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже – то есть разложить по порядку. Здесь ребенок должен увидеть последовательность,

проследить логическую закономерность и обосновать.

   В пятилетнем возрасте активно развиваются познавательная и интеллектуальная сферы. И чем лучше развиты внимание, восприятие, мышление, память, воображение, тем лучше и быстрее развивается ребенок, тем лучше он готов к школе.

Развитие психических процессов:

    ВНИМАНИЕ:

 5-ти летний ребенок способен выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-15 минут;

- удерживать в поле зрения 6-7 предметов;

- находить 5-6 отличий между предметами;

-  выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;

- находить 4-5 пар одинаковых предметов;

-  Неспособность быстро и часто переключать внимание.

ПАМЯТЬ:

- запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут;

- рассказывать наизусть несколько стихотворений;

- пересказать близко к тексту прочитанное произведение;

сравнивать два изображения по памяти;

легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения;

- Преобладает непроизвольная память.

МЫШЛЕНИЕ:

- определять последовательность событий;

- складывать разрезанную картинку из 9 частей;

- находить и объяснять несоответствия на рисунках;

- находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;

- находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ:

Имеет достаточно богатый словарный запас (3,5 – 7 тыс. слов).

Может участвовать в беседе, высказывать свое мнение.

Уметь аргументировано и доброжелательно оценить ответ, высказывание сверстника.

Составлять по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.

Определять место звука в слове.

Уметь подбирать к существительным несколько прилагательных; заменять слова другим словом со сходным значением.

МАТЕМАТИКА

Счет в пределах 10.

Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?». «Который по счету?»

Сравнивать предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определенным путем наложения или приложения.

Размещать предметы различной величины (до7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.

Выражать местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам.

Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур.

Называть утро, день, вечер, ночь; иметь представление о смене частей суток.

ПОЗНАНИЕ

Различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту.

Классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны.

Знать название родного города, страны, ее столицы, домашний адрес, И. О. родителей, их профессии.

Знать о взаимодействии человека с природой в разное время года.

Знать о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных, растений.

Бережно относится к природе.

Социально – нравственное развитие:

Ребенок в этом возрасте самостоятельно здоровается, прощается, благодарит;

- стремится к сопереживанию, защите, пониманию со стороны взрослых;

- проявляет навыки взаимодействия с детьми;

- активно включается в совместную со сверстниками игровую, познавательную и творческую деятельность.

Игровая деятельность:

Действия детей в  играх становятся разнообразными.

Дети 6-го года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят

 свое поведение, придерживаясь роли.

Конструирование:

Конструирует из бумаги (оригами), строительного материла, конструкторов по образцу, по модели, по схеме, замыслу; использует разные формы, цвета, величины, материалы.

 Дети осваивают 2 вида конструирования:

  1. От природного материала к художественному образу (ребенок достраивает природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями)
  2. От художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того, чтобы воплотить образ).

Изобразительная деятельность:

Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети  способны создать до 2-х тысяч рисунков. Рисунки приобретают сюжетный характер. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку уже можно судить  о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Трудовая деятельность:

Освоенные ранее виды  детского труда выполняются  качественно, быстро,

 осознанно. Становится  возможным освоение детьми разных видов ручного труда.

Гигиенические умения:

  • ребенок сам умывается, чистит зубы, полощет рот; культурно ведет себя за столом;
  • по мере необходимости пользуется носовым платком;
  • самостоятельно одевается, раздевается,  складывает одежду, следит за

 ее опрятностью;

  •  положительно относится к оздоровительным и закаливающим

мероприятиям.

Отношения со сверстниками:

 - Способен играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры;

 - часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения;

 - В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом каждый самого себя;

 - начинают осознавать половые различия

Отношения со взрослыми:

   Если до 5-ти лет ребенка интересовал окружающий мир, то после присоединяется интерес к взаимоотношениям людей.

Очень хочет походить на  значимых для него взрослых,  поэтому любит играть  во «взрослые дела»  и другие социальные игры.

Формируются высшие чувства:

Моральные:

- чувство гордости, чувство стыда, чувство дружбы

5–ти летние дети влюбчивы. Объектом влюбленности может стать человек любого возраста. Вместе с влюбленностью приходит  и ревность. Мальчики начинают ревновать маму к отцу, а девочки, наоборот, папу к маме.

Это порождает агрессивные выпады.

Часто в этом возрасте появляется такая черта, как лживость, т.е. целенаправленное искажение истины.

Формируется основная черта характера ребенка «Я» – позиция.

Уже можно понять, каким будет ребенок в будущем.

Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым и взрослым или взрослым и ребенком. Но родители продолжают оставаться примером для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5 -6 ЛЕТ (СТАРШАЯ ГРУППА)

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5 -6 ЛЕТ(СТАРШАЯ ГРУППА)Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие со...

Консультация для родителей в старшей группе На тему: «Возрастные особенности развития детей старшей группы»

Консультация для родителей в старшей группеНа тему: «Возрастные особенности развития детей старшей группы»...

Возрастные особенности развития детей 3-4 лет (младшая группа)

Возрастные особенности развития детей 3-4 лет (младшая группа)...

Родительское собрание "Возрастные особенности развития детей 5-6 лет" ( старшая группа).

Каждый ребёнок развивается по-своему, у каждого свой собственный путь и темп развития. Но всё же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, - это возрастные особенност...

Консультация для родителей Возрастные особенности развития детей 5–6 лет (старшая группа)

В статье представлены данные, характеризующие  возрастные, индивидуальные особенности детей 5-6 лет....

Возрастные особенности развития детей 5-6 лет (старшая группа) 2023-24уч.г.

Возрастные особенности развития детей 5-6 лет (старшая группа)Возраст 5 - 6 лет –  это старший дошкольный возраст.С одной стороны, это начало активной подго­товки к школе, с другой - ва...

Возрастные особенности развития детей 4-5 лет (средняя группа)

Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе суще...