Мастер-класс для родителей «Играем с пальчиками».
консультация (старшая группа)
Цель: Познакомить родителей с нетрадиционными пальчиковыми играми; показать родителям значение пальчиковой гимнастики для развития речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_dlya_roditeley_igraem_s_palchikami.docx | 24.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей
«Играем с пальчиками».
Цель: Познакомить родителей с нетрадиционными пальчиковыми играми; показать родителям значение пальчиковой гимнастики для развития речи детей.
Здравствуйте уважаемые родители. Я очень рада Вас всех видеть на моём мастер-классе.
Все мы с вами родом из детства. Только в детские годы нам позволено играть беззаботно. А кто из вас может сказать: для чего дети играют?
Вы правы, через игру ребенок познает окружающий его мир. В игре дети подражают взрослым – родителям, воспитателям. В игре ребенок «примеряет» на себя разные роли, тем самым подготавливаясь к жизни в социуме.
Сегодня мы поговорим не просто о игре, а о игре пальчиками. В коррекционной работе огромное значение уделяют развитию мелкой моторики, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.
Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко.
Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Полноценная речь – необходимое условие успешного обучения в школе, поэтому развитием мелкой моторики у детей нужно начать заниматься как можно раньше. Это важно при своевременном речевом развитии, и особенно когда развитие нарушено.
Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома.
Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных стихов, сказок при помощи пальцев.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Развивается речь.
2. Создаётся благоприятный, эмоциональный фон, развивается умение вслушиваться и понимать смысл речи.
3. Ребенок учится концентрировать и распределять своё внимание.
4. Усиливается контроль за выполняемыми движениями при сопровождении их стихотворными строчками.
5. Развивается память ребенка, воображение и фантазия.
Уважаемые родители, а сейчас я попрошу вас побыть в роли детей дошкольного возраста и поиграть со мной в пальчиковые игры. Для начала давайте разогреем ручки. Такие упражнения важно проводить в начале деятельности, связанной с ручным трудом.
«Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони. Очень холодно зимой,
Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
«Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.
Добываем мы огонь
Взяли палочку в ладонь.
Сильно палочку покрутим
И огонь себе добудем.
«Зажигалка» - обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец), растирание каждого пальца по 2 раза. Двигать большим пальцем к себе и от себя:
«Зажигалку зажигаю,
Искры, пламя выбиваю!»
«Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.
Мы точили карандаш
Мы вертели карандаш.
Мы точилку раскрутили,
Острый кончик получили.
«Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки. Пилим, пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Надо сильно постараться,
И терпения набраться.
Существует несколько видов пальчиковых игр. Сегодня я подготовила для Вас игры с пальчиками наиболее интересные на мой взгляд. По мотивам русских народных сказок. Сказки укрепляют иммунитет доброты, нравственного и психического здоровья, расширяют кругозор и развивают мышление.
Пальчиковые игры:
- «Репка»
В огороде дедка репку посадил
И водой из лейки, репку он полил («Колечки»)
Расти, расти репка, и сладка, и крепка.
Расти, расти репка, и сладка, и крепка («Хлопки»)
Выросла репка всем на удивление («Колечки»)
Большая – пребольшая, всем хватит угощения («Лучики»)
Выросла репка, и сладка, и крепка.
Выросла репка, и сладка, и крепка. («Хлопки»)
«Колечки» - подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них;
«Лучики» - при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы;
- «Про курочку Рябу»
Курочка Ряба, бабе и деду
Яйцо золотое снесла к обеду. («Колечки»)
Били яичко и баба, и дед
Но не смогли разбить на обед. («Молоточки»)
Мышка-норушка мимо бежала («Волны»)
Яичко смахнула, оно и упало. («Лучики»)
Плакали горько баба и дед («Колечки»)
Яйцо их разбилось, пропал их обед («Лучики»)
С тех пор уже Ряба бабе и деду («Колечки»)
Несет лишь простые яйца к обеду («Кулачки»)
Следующий вид - пальчиковые игры с предметами.
Игры с массажными мячиками.
Играть с «ёжиками» можно с раннего возраста.
Желательно, чтобы на детях была одежда с коротким рукавом. Если такой возможности нет, то детям нужно закатать рукава. Когда взрослый показывает комплекс упражнений для рук необходимо снять с запястья часы и кольца с пальцев.
Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком
1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.
2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.
3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).
4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).
5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).
6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.
7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).
8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.
«Месим тесто»
Месим, месим тесто – сжимаем массажный мячик в одной руке.
Есть в печке место – перекладываем и сжимаем мяч другой рукой.
Я для милой мамочки – сжимаем мяч двумя руками несколько раз.
Испеку два пряничка – катаем мяч между ладонями.
Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)
Покатаем и потрем. (прокатываем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик)
И иголки посчитаем. (пальчиками мнем иголки мячика)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (катаем мячик)
Потом ручку поменяем (меняем руки)
Игры с карандашами.
- «Пианино».
Нажимание на карандаш поочередно кончиками пальцев.
Прижимай карандаш, который лежит на столе, кончиком каждого пальца. Прижимай сильнее!
- «Утюжок».
Прокатывание карандаша по поверхности стола. Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу.
- «Добывание огня»
Прокатывание карандаша между ладонями.
Положи карандаш на одну ладошку. Прикрой его другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее. От кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами. Получилось?
- «Ладошка».
Обрисовка тупым концом карандаша ладони, лежащей на столе, массируя карандашом межпальцевые зоны.
Положи на стол ладонь. Широко раздвинь пальцы. Обведи несколько раз каждый палец тупым концом карандаша.
- «Подъемный кран».
Поднимание карандаша с поверхности столы одним пальцем.
Положи карандаш на край стола. Попробуй поднять его, подцепив снизу одним пальцем. А теперь выполни это упражнение другими пальчиками.
- «Эстафета».
Передача карандаша каждому пальчику поочередно.
Сожми карандаш указательным пальцем, подержи, передай его
указательному пальцу другой руки. А теперь удерживай карандаш средним пальцем. Передавай карандаш, как эстафетную палочку, другим пальцам.
- «Волчок».
Вращение карандаша на столе указательным и большим пальцами.
Вращай карандаш на столе двумя пальцами сначала одной руки, а потом другой. Попробуй сделать то же большим и средним пальцами.
- «Горка».
Скатывание карандаша с тыльной поверхности кисти руки.
Положи карандаш на тыльную сторону кисти. Наклони руку вниз. Придерживай карандаш другой рукой. Пусть он скатится вниз с твоей руки, как с горки.
- «Скольжение».
Продвижение вверх и вниз по длине карандаша, захватив его пальцами, как при рисовании и с упором острым концом в стол.
Держи пальцами длинный карандаш так, как ты обычно его держишь, когда рисуешь. Крепко сожми пальцы. Продвигайся по карандашу вверх и вниз.
- «Прятки».
Сжимание карандаша в кулачке.
Возьми короткий карандашик и сожми его в кулачке, спрячь. А теперь спрячь в другой руке.
Игры с прищепками
Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребёнка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый захват. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки). Переходить от простого к сложному (большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем).
- Мы весёлые прищепки,
Коль поймаем, держим крепко!
Раз, два, три, четыре, пять!
прищепки будем мы катать!
(Прищепка лежит на левой руке, любуемся ею, покачивая головой вправо-влево, накрываем её правой рукой и прокатываем между ладонями)
Большой пальчик мы поймаем И немного покачаем! (Ловим прищепкой большой палец левой руки и качаем пальчик с прищепкой)
Указательный поймаем И немного покачаем! (Ловим указательный палец левой руки и качаем)
Средний пальчик мы поймаем И немного покачаем! (Ловим средний палец левой руки и качаем)
Безымянный мы поймаем И немного покачаем! (Ловим безымянный палец левой руки и качаем)
И мизинец мы поймаем И немного покачаем! (Ловим мизинец левой руки и качаем)
Раз, два, три, четыре, пять! Прищепки будем мы катать! (Прищепка лежит на правой руке, накрываем её левой рукой и прокатываем между ладонями, затем выполняем аналогичные действия на правой руке.)
- Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги
(от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
Сильно кусает котёнок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! ».
Игры с камушками
С помощью камушков можно массировать запястье, кисти рук, ладони, пальцы, тыльные стороны кистей, межпальцевые зоны.
- прятать камушек в плотно сжатой ладони (сначала в одной руке, потом в другой);
- кончиками пальцев одной руки ввинчивать камушек в середину ладони другой руки;
- прокатывать камушек по поверхности ладони, лежащей на столе, от кончиков пальцев до запястья;
- скатывать камушек с тыльной стороны кисти рук (как с горки);
- прокатывать камушек между ладонями от пальцев к запястью и обратно;
- раскатывать камушек по поверхности стола ладонью кругообразными движениями;
- зажмите камушки в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки.
И в заключении мастер-класса хотелось бы сказать, что во время пребывания ребёнка в детском саду мы – педагоги составляем треугольник. Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребёнок. Его задача – познавая новое открывать самого себя. Задача взрослых – помочь ему в этом нелёгком деле.
Скажите, что произойдёт с трёхногим табуретом, если у него сломается одна ножка? Он упадёт!
А как говорится в басне И. Крылова «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, а выйдет из него не дело, только мука». Поэтому наши усилия необходимо объединить для того, чтобы ребёнку хорошо жилось в детском саду, чтобы он всесторонне развивался. Поэтому я призываю Вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс для родителей "В гости к пальчику большому"
Мастер класс содержит информацию о пальчиковых играх для детей младшего дошкольного возраста....
мастер класс для родителей "В гости к пальчикам"
Мастер-класс для детей и родителей первой младшей группы «В гости к пальчикам»...
Мастер-класс для родителей младшей группы "Развиваем пальчики - развиваем речь"
Практическое применение упражнений и игр на развитие мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста и о связи этого развития с активизацией речевого развития....
Мастер-класс для педагогов и родителей: «Тренируем пальчики-развиваем речь!»
Мастер-класс для педагогов и родителей: «Тренируем пальчики-развиваем речь!»...
Мастер-класс для родителей "В гости к пальчику большому"
В данном мастер-классе для родителей и детей представлены упражнения для развития мелкой моторики - пальчиковая гимнастика. Пальчиковые игры с предметами, игры с палочками, игры с элементами самомасса...
Мастер-класс по технике нетрадиционного рисования "Волшебные пальчики"
Подборка техник нетрадиционного рисования....
Мастер класс по обучению родителей игры в «Домино»
Настольные игры – один из лучших способов провести время с ребенком. Они способствуют установлению эмоционального контакта и сближению с детьми. Настольную игру «Домино»...