Комплекс артикуляционных упражнений
учебно-методический материал
Артикуляционные упражнения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Комплекс артикуляционных упражнений | 322.27 КБ |
Комплекс артикуляционных упражнений | 322.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс артикуляционных упражнений «Веселый лягушонок»
Для того, чтобы правильно произносить различные звуки нужна хорошая подвижность и дифференцированная работа органов артикуляционного аппарата.
Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Эта гимнастика рекомендуется:
- на начальном этапе детям с ограниченной подвижностью артикуляционных органов и с тенденциями к нарушениям функций речи;
- для профилактики речевых нарушений.
Она проводится на логопедических занятиях, на уроках развития речи и во внеурочное время. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, спина прямая, руки и ноги находятся в спокойном положении. Лучше ее проводить перед завтраком в течение трех – пяти минут.
Комплекс артикуляционных упражнений «Веселый лягушонок»
Прямо рядышком с болотцем
Средь зеленых кочек.
Жил веселый лягушонок-
Маменькин сыночек.
Был он очень-очень мил
И со всеми он дружил.
Улыбался он друзьям,
Улыбнется он и нам,
Улыбнусь ему и я,
Мне он нравится, друзья!
Упражнение «Заборчик»
Зубки ровно ты смыкаешь
И заборчик получаешь.
А сейчас раздвинешь губы
И увидишь свои зубы.
Улыбаться широко
Очень просто и легко.
Как лягушка,
Тянем к ушкам
Губы. Улыбаемся.
Получается отлично!
Молодцы! Стараемся!
Лягушонку с ранних лет
Добывать себе обед
Приходилось самому.
Было нелегко ему.
Пищу сам он добывал,
Еще до свету вставал
И под кочкой у листочка
Язычок свой разминал;
Чтоб комарика достать,
Должен он подвижным стать.
Упражнение «Иголочка»
Открой рот.
Язык высунь далеко вперед.
Напрягай мышцы языка и делай его узким.
Удерживай « иголочку», считая от одного до пяти.
Упражнение «Часики»
Открой рот
Покажи узкий язык.
Двигай язык попеременно
То в левый, то в правый угол рта.
Упражнение «Чашечка»
Рот открыт. Губы в улыбке.
Язык высунуть изо рта, боковые
Края и кончик языка поднять,
Среднюю часть спинки языка
опустить, пригнуть книзу.
На язык комарик сел,
А взлететь он не сумел!
Прямо в «чашечку» поймался!
В «чашечке» он и остался!
Упражнение «Вкусное варенье»
Рот открыт. Губы в улыбке.
Широким кончиком языка облизать
сначала верхнюю, а затем нижнюю
губу от одного уголка рта до другого.
Облизнулся с наслаждением:
«Мой обед вкусней варенья!»
Вот конец стихотворенья-
Занимайся каждый день.
Прочь тогда прогонишь лень!
Если прочь прогонишь лень,
Сытым будешь каждый день!
Артикуляционная сказка «Зима»
Характерными особенностями детей – логопатов является быстрая утомляемость, неустойчивое внимание, низкая мотивация на занятиях.
Комплексы артикуляционных упражнений, представленные в виде занимательных сказок о Язычке, вызывает у младших школьников интерес к органам артикуляции, развитию их подвижности и активизации зрительного восприятия (все упражнения выполняются перед зеркалом). Подобные артикуляционные сказки легко адаптировать к изучаемой лексической теме, что делает стройной и логической подачу материала.
В то же время однообразные упражнения, предлагаемые в различных ситуациях, никогда не наскучат детям! Движения язычка полезно сопровождать синхронными движениями кистей рук, которые выступают как помощники.
«Наступила зима. Наш Язычок увидел, как веселятся дети зимой на улице и играют в интересные игры. Язычок запомнил действия ребятишек и сейчас попытается их повторить.
1.Подуй на снежок – дуем на ватный шарик на нитке или бумажную снежинку (щеки не надувать, кончик языка чуть виден между губами).
2.Язычок боится мороза – острый напряженный язык резко высовывается изо рта, как можно дальше, и быстро прячется обратно (6 раз).
3. Язычок показывает, как ветер кружит снежинки: рот открыт, кончик языка выполняет круговые движения по губам (по 3 раза в обе стороны).
4. Язычок прыгает по губам, как заяц по сугробам: рот открыт, челюсть неподвижна, прижимаем широкий язык то к верхней, то к нижней губе.
5.Язычок прыгает через зубы, как снежные валы: широкий язык то упирается в основания резцов (верхних, нижних), то перепрыгивает через зубы, попадая в преддверие рта (под губу верхнюю, нижнюю) (6 раз).
6. Похлопай язычком – лопатой как по снегу: рот приоткрыт, широкий язык совершает хлопательные движения по верхней губе (6 раз).
7. Язычок строит горку то высокую, то низкую: кончик широкого языка упирается в нижние резцы, а спинка то поднимается, то опускается. (6 раз)
9. Ручки заморозим и ручки погреем: поднести ладони ко рту, поднять широкий язык к бугоркам за верхними резцами и произнести: тс-с-с, тс-с-с! Далее потереть ладошку о ладошку, словно согреваем их.
Скажи, любишь ли ты зиму? Объясни почему?
Зрительная гимнастика для детей
Тема: «Овощи фрукты»
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
Ослик. |
Посмотреть вниз. Посмотреть вверх . |
Тема: «Овощи фрукты» Наша грядка
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
Раз, два, три, четыре, пять. |
Поморгать глазами.
|
Тема: «Грибы». Опята
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
Посмотри-ка вокруг: сколько опят! |
|
Тема: «Ягоды»
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
По ягоды. | Движения глазами влево-вправо. |
Тема: «Животные»
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
Однажды в лесу. |
Движения глазами на кончик носа.
|
Тема: «Осень»
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
Осенний лес. |
|
Тема: «Осень»
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
Осень. |
|
Тема: «Зима»
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
Снег-снежок. |
|
Тема: «Весна»
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
Весна, весна! |
|
Тема: «Насекомые»
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
Две бабочки. |
|
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Гимнастики для ежедневного проведения:
“Весёлая неделька” гимнастика для глаз
- Всю неделю по - порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)
- По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)
- В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)
- Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)
- В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)
- Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
Предварительный просмотр:
Комплекс артикуляционных упражнений «Веселый лягушонок»
Для того, чтобы правильно произносить различные звуки нужна хорошая подвижность и дифференцированная работа органов артикуляционного аппарата.
Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Эта гимнастика рекомендуется:
- на начальном этапе детям с ограниченной подвижностью артикуляционных органов и с тенденциями к нарушениям функций речи;
- для профилактики речевых нарушений.
Она проводится на логопедических занятиях, на уроках развития речи и во внеурочное время. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, спина прямая, руки и ноги находятся в спокойном положении. Лучше ее проводить перед завтраком в течение трех – пяти минут.
Комплекс артикуляционных упражнений «Веселый лягушонок»
Прямо рядышком с болотцем
Средь зеленых кочек.
Жил веселый лягушонок-
Маменькин сыночек.
Был он очень-очень мил
И со всеми он дружил.
Улыбался он друзьям,
Улыбнется он и нам,
Улыбнусь ему и я,
Мне он нравится, друзья!
Упражнение «Заборчик»
Зубки ровно ты смыкаешь
И заборчик получаешь.
А сейчас раздвинешь губы
И увидишь свои зубы.
Улыбаться широко
Очень просто и легко.
Как лягушка,
Тянем к ушкам
Губы. Улыбаемся.
Получается отлично!
Молодцы! Стараемся!
Лягушонку с ранних лет
Добывать себе обед
Приходилось самому.
Было нелегко ему.
Пищу сам он добывал,
Еще до свету вставал
И под кочкой у листочка
Язычок свой разминал;
Чтоб комарика достать,
Должен он подвижным стать.
Упражнение «Иголочка»
Открой рот.
Язык высунь далеко вперед.
Напрягай мышцы языка и делай его узким.
Удерживай « иголочку», считая от одного до пяти.
Упражнение «Часики»
Открой рот
Покажи узкий язык.
Двигай язык попеременно
То в левый, то в правый угол рта.
Упражнение «Чашечка»
Рот открыт. Губы в улыбке.
Язык высунуть изо рта, боковые
Края и кончик языка поднять,
Среднюю часть спинки языка
опустить, пригнуть книзу.
На язык комарик сел,
А взлететь он не сумел!
Прямо в «чашечку» поймался!
В «чашечке» он и остался!
Упражнение «Вкусное варенье»
Рот открыт. Губы в улыбке.
Широким кончиком языка облизать
сначала верхнюю, а затем нижнюю
губу от одного уголка рта до другого.
Облизнулся с наслаждением:
«Мой обед вкусней варенья!»
Вот конец стихотворенья-
Занимайся каждый день.
Прочь тогда прогонишь лень!
Если прочь прогонишь лень,
Сытым будешь каждый день!
Артикуляционная сказка «Зима»
Характерными особенностями детей – логопатов является быстрая утомляемость, неустойчивое внимание, низкая мотивация на занятиях.
Комплексы артикуляционных упражнений, представленные в виде занимательных сказок о Язычке, вызывает у младших школьников интерес к органам артикуляции, развитию их подвижности и активизации зрительного восприятия (все упражнения выполняются перед зеркалом). Подобные артикуляционные сказки легко адаптировать к изучаемой лексической теме, что делает стройной и логической подачу материала.
В то же время однообразные упражнения, предлагаемые в различных ситуациях, никогда не наскучат детям! Движения язычка полезно сопровождать синхронными движениями кистей рук, которые выступают как помощники.
«Наступила зима. Наш Язычок увидел, как веселятся дети зимой на улице и играют в интересные игры. Язычок запомнил действия ребятишек и сейчас попытается их повторить.
1.Подуй на снежок – дуем на ватный шарик на нитке или бумажную снежинку (щеки не надувать, кончик языка чуть виден между губами).
2.Язычок боится мороза – острый напряженный язык резко высовывается изо рта, как можно дальше, и быстро прячется обратно (6 раз).
3. Язычок показывает, как ветер кружит снежинки: рот открыт, кончик языка выполняет круговые движения по губам (по 3 раза в обе стороны).
4. Язычок прыгает по губам, как заяц по сугробам: рот открыт, челюсть неподвижна, прижимаем широкий язык то к верхней, то к нижней губе.
5.Язычок прыгает через зубы, как снежные валы: широкий язык то упирается в основания резцов (верхних, нижних), то перепрыгивает через зубы, попадая в преддверие рта (под губу верхнюю, нижнюю) (6 раз).
6. Похлопай язычком – лопатой как по снегу: рот приоткрыт, широкий язык совершает хлопательные движения по верхней губе (6 раз).
7. Язычок строит горку то высокую, то низкую: кончик широкого языка упирается в нижние резцы, а спинка то поднимается, то опускается. (6 раз)
9. Ручки заморозим и ручки погреем: поднести ладони ко рту, поднять широкий язык к бугоркам за верхними резцами и произнести: тс-с-с, тс-с-с! Далее потереть ладошку о ладошку, словно согреваем их.
Скажи, любишь ли ты зиму? Объясни почему?
Зрительная гимнастика для детей
Тема: «Овощи фрукты»
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
Ослик. |
Посмотреть вниз. Посмотреть вверх . |
Тема: «Овощи фрукты» Наша грядка
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
Раз, два, три, четыре, пять. |
Поморгать глазами.
|
Тема: «Грибы». Опята
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
Посмотри-ка вокруг: сколько опят! |
|
Тема: «Ягоды»
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
По ягоды. | Движения глазами влево-вправо. |
Тема: «Животные»
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
Однажды в лесу. |
Движения глазами на кончик носа.
|
Тема: «Осень»
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
Осенний лес. |
|
Тема: «Осень»
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
Осень. |
|
Тема: «Зима»
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
Снег-снежок. |
|
Тема: «Весна»
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
Весна, весна! |
|
Тема: «Насекомые»
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
Две бабочки. |
|
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Гимнастики для ежедневного проведения:
“Весёлая неделька” гимнастика для глаз
- Всю неделю по - порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)
- По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)
- В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)
- Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)
- В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)
- Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексы артикуляционных упражнений
Вставкя в рабочую тетрадь. В помощь родителям....
Комплекс артикуляционных упражнений для детей младшего дошкольного возраста (с 2-х лет)
На занятиях с малышами 2-х летнего возраста в игровой форме воспитатель знакомит детей со своими органами артикуляции, учатся выполнять простейшие арт упражнения, дети учатся копировать эт...
комплекс артикуляционных упражнений
шпаргалка для родителей...
Комплекс артикуляционных упражнений
Техника выполнения упражнений:- воздух набирать через нос- плечи не поднимать- выдох должен быть длительным и плавным- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щек...
Комплексы артикуляционных упражнений
Вниманию педагогов и родителей предлагаются комлексы артикуляционных упражнений для уточнения произношения и постановки отсутствующих звуков у дошкольников с речевыми нарушениями...
КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ЗВУКОВ И КОМПЛЕКС ДЛЯ ОТРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ И ПОЛОЖЕНИЙ ГУБ И ЯЗЫКА
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому и...
консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»
Консультация "Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков"...