Комплексы артикуляционных упражнений
учебно-методический материал (средняя группа) на тему

Рудных Наталья Викторовна

Вниманию педагогов и родителей предлагаются комлексы артикуляционных упражнений для уточнения произношения и  постановки отсутствующих звуков у дошкольников с речевыми нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artikulyatsionnye_uprazhneniya.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексы

артикуляционных упражнений

Артикуляционные упражнения.                                                                          Звуки:  «Б», «П», «В», «Ф»

  1. Сомкнуть и разомкнуть губы. Повторить упр. 5 - 7 раз
  2. Надуть щёки и несколько секунд удерживать воздух за надутыми щеками. Повторить упр. 3 - 5 раз.
  3. Поплевать через плотно сомкнутые губы. (5-7 раз).
  4. Надуть щёки и медленно подуть через узкую трубочку губ (5-7 раз).
  5. Закусить нижними зубами верхнюю губу и удерживать в таком положении несколько секунд (5-7 раз).
  6. Закусить верхними зубами нижнюю губу и удерживать в таком положении несколько секунд (5-7 раз).
  7. Высунуть язык и зажать его кончик губами. Быстро втянуть язык и сомкнуть губы. Повторить упр. 5-7 раз.
  8. Надуть щёки и с шумом выпустить воздух через губы: ПФ-ПФ-ПФ. Дать ребёнку почувствовать его рукой движение холодной воздушной струи.

Артикуляционные упражнения.                                                 Звуки:  «Б», «П», «В», «Ф»

  1. Сомкнуть и разомкнуть губы при слегка разведённых уголках рта. Повторить упр. 5 - 7 раз
  2. Несильно надуть щёки и несколько секунд удерживать воздух за надутыми щеками. Повторить упр. 3 - 5 раз.
  3. Поплевать через плотно сомкнутые губы. (5-7 раз).
  4. Слегка надуть щёки т медленно сдуть воздух через сомкнутые губы, углы рта при этом раздвинуты. Повторить упр. 5 - 7 раз.
  5. Втянуть губы в рот, углы рта при этом раздвинуты, резко вытолкнуть губы. Повторить упр. 5 - 7 раз
  6. Втягивать в рот поочерёдно то нижнюю, то верхнюю губу. Повторить упр. 5 - 7 раз
  7. Высунуть язык и зажать его кончик губами. Язык должен быть расслаблен и распластан. Повторить упр. 5-7 раз.
  8. Надуть щёки и с шумом выпустить воздух через слегка раздвинутые в улыбке губы. Дать ребёнку почувствовать его рукой движение холодной воздушной струи. Повторить упр. 5-7 раз.

Артикуляционные упражнения.                                                                               Звуки:  «Д», «Т», «Н»

  1. Улыбнуться, слегка открыть рот, коснуться кончиком языка верхних передних зубов и удерживать такое положение несколько секунд. Повторить упр. 5-6 раз.
  2. Быстро высунуть язык изо рта, коснуться верхних передних зубов и убрать язык обратно. Повторить упр. 5-6 раз.
  3. Прижать кончик языка к верхним передним зубам и дуть на язык, раздвинув губы в улыбке и слегка приоткрыв рот. Повторить упр. 5-6 раз.
  4. Прижать язык к верхним передним зубам. Повторить упр. 5-6 раз.
  5. Закусить язык зубами, улыбнуться и толчками вытолкнуть воздух изо рта (ребёнок подносит ладонь ко рту и ощущает холодный воздушный поток). Повторить упр. 5-6 раз.
  6. Улыбнуться, закусить язык зубами (язык распластан и расслаблен) и дуть (ребёнок подносит ладонь ко рту и ощущает холодный воздушный поток). Повторить упр. 5-6 раз.
  7. Зажать язык зубами и губами поплевать, раздвинув губы в улыбке. Повторить упр. 5-6 раз.

Артикуляционные упражнения.                                                                                  Звуки:  «Д», «Т», «Н»

  1. Улыбнуться, слегка открыть рот, коснуться кончиком языка верхних передних зубов и удерживать такое положение несколько секунд. Повторить упр. 5-6 раз.
  2. Улыбнуться, слегка раздвинув зубы и прижать кончик языка к альвеолам. Повторить упр. 5-6 раз.
  3. "Причесать" кончиком языка центральные верхние зубы, проводя языком от альвеол к кончикам зубов. Повторить упр. 5-6 раз.
  4. Подуть на закушенный зубами язык. Язык распластан, губы слегка улыбаются. Повторить упр. 5-6 раз.
  5. Сжать зубы, улыбнуться, несколько раз плотно прижать кончик языка к месту смыкания зубов. Повторить упр. 5-6 раз.
  6. Закусить кончик языка зубами и покусать его несколько раз, фиксируя ощущения на его кончике. Повторить упр. 5-6 раз.

Артикуляционные упражнения.                                                                                                           Звук «М»

  1. Сомкнуть и разомкнуть губы. Повторить упр. 5-6 раз.
  2. Сомкнуть и разомкнуть губы, выдыхая воздух через нос. Повторить упр. 5-6 раз.
  3. "Помычать", выдыхая воздух через нос на бумажную ватку, поднесённую к ноздрям.
  4. Втянуть губы в рот и вытянуть их трубочкой. Повторить упр. 5-6 раз.
  5. Вытянуть губы "хоботком", покрутить "хоботком", вправо - влево. Повторить упр. 5-6 раз.
  6. Закусить верхними зубами нижнюю губу, затем нижними зубами - верхнюю. Повторить упр. 5-6 раз.
  7. Кончиком языка погладить изнутри по кругу верхнюю и нижнюю губу. Повторить упр. 5-6 раз.
  8. Втянуть углы рта в рот резко вытолкнуть. Повторить упражнение 5-7 раз.

Артикуляционные упражнения.                                                                                                           Звук «М»

  1. Слегка улыбнувшись, смыкать и размыкать губы. Повторить упражнение 5-7 раз.
  2. Сомкнуть и разомкнуть губы в улыбке, выдыхая воздух носом. Повторить упражнение 5-7 раз.
  3. "Помычать", выдыхая воздух через нос на бумажную ватку, поднесённую к ноздрям. Углы рта слегка раздвинуты.
  4. Втянуть губы, растянутые в улыбке, в рот и вытянуть их трубочкой. Повторить упр. 5-6 раз.
  5. Вытянуть губы "хоботком", покрутить "хоботком", вправо - влево. Повторить упр. 5-6 раз.
  6. Поочерёдно втягивать в рот то нижнюю, то верхнюю губы. Повторить упр. 5-6 раз.
  7. Закусить верхними зубами нижнюю губу, затем нижними зубами - верхнюю. Повторить упр. 5-6 раз.
  8. Втянуть углы губ в рот и резко вытолкнуть. Повторить упр. 5-6 раз.
  9. Закусить верхними зубами нижнюю губу, затем нижними зубами - верхнюю. Губы растянуты в улыбке. Повторить упр. 5-6 раз.
  10. "Натянуть" верхнюю губу на верхние зубы, затем нижнюю губу на нижние зубы. Повторить упр. 5-6 раз.

Артикуляционные упражнения.                                                                 Звуки «Х», «Х’», «К», «К’», «Г»,»Г’»

  1. Глотание кашицеобразной пищи, жидкости, сглатывание слюны, имитация глотательных движений. Полоскание горла тяжелыми жидкостями (кисель, сок с мякотью, варенье).
  2. Вдох с позевыванием через рот, выдох через нос.
  3. Вдох носом и ртом одновременно — выдох ртом (выдох многократный, частый, толчкообразный, при напряженном нёбе).
  4. Покашливание. Широко открыв рот, напрячь мышцы плечевого пояса, шеи, всего дна ротовой полости и, с силой сжимая кулаки, откашляться. Выполняется перед зеркалом.
  5. Покашливание с высунутым языком.
  6. Глубокое дыхание через рот при зажатом носе и через нос при закрытом рте.
  7. Храпение на вдохе и выдохе (подражание спящему).
  8. Имитация рвотных движений.
  9. Сделав предварительно рвотное движение, с напряжением мышц плечевого пояса, рук, шеи громко откашляться со звуком а.
  10. Имитация жевания (происходит энергичное сокращение мускулов гортани, глотки).
  11. Подражание: а) голубиному воркованию, б) стону, в) мычанию; имитация свиста.
  12. Произнесение гласных звуков а-э-и-о-у  на твердой атаке
  13. Пропевание гласных звуков а-э-и-о-у.
  14. Запрокидывание головы с преодолением сопротивления (логопед держит руку на затылке ребенка и дает инструкцию запрокинуть голову назад).
  15. Опускание головы с преодолением сопротивления (логопед держит руку на лбу ребенка и дает инструкцию резко опустить голову).
  16. Запрокидывание и опускание головы при сильном нажиме подбородком на кулаки обеих рук.
  17. Фиксируя мягкое нёбо в зеркале зрением, ритмично поднимать и опускать его, вначале сочетая поднимание с зевком, а затем без зевка.
  18. Выдвижение языка к подбородку и последующее втягивание его в рот с преодолением сопротивления. Ребенку предлагается вытянуть язык к подбородку, а затем втягивать его в рот; в это время логопед легкими рывками пытается удержать язык ребенка вне рта.
  19. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами: н …а, н … а. (Звук н отделяется от а паузой.)

Артикуляционные упражнения.                                                                                                               Звук «Ц»

  1. Раздвинуть губы в улыбке и быстро подвигать кончик языка к нижним резцам и обратно. Повторить упражнение 5-7 раз.
  2. Раздвинуть губы в улыбке и быстро "присосать" язык, находящийся между зубами. Повторить упр. 5-7 раз.
  3. Кончик языка просунуть между зубами и слегка прикусить. Быстро выдохнуть, оттянув язык назад. Выдох должен быть толчкообразным. Повторить упражнение 5-7 раз.
  4. Раздвинуть губы (кончик языка упирается в нижние зубы) и сильно подуть через язык. Повторить упр 5-7 раз.
  5. Раздвинуть губы (кончик языка упирается в нижние зубы) выгнуть спинку языка и коснуться ею верхних резцов. Боковые края языка зафиксировать зубами. Сделать выдох резким, коротким толчком. Повторить упражнение 5-7 раз.
  6. Раздвинуть губы (кончик языка упирается в нижние зубы) выгнуть спинку языка и коснуться ею верхних резцов. Сделать выдох резким, коротким толчком. Повторить упражнение 5-7 раз.
  7. Открыть рот, кончиком языка упереться в нижние передние резцы, а его переднюю часть прижать твёрдому нёбу. Произнести звук Т. Губы, в этот момент растянуты в улыбке.  Проконтролировать произнесение, направляя воздушную струю на ладошку.

Артикуляционные упражнения.                                                                                                  Звук «С», «З»

  1. "Трубочка". Вытянуть губы трубочкой и удерживать позу 5-7 сек.
  2. Дуть через вытянутые в трубочку губы. Струя воздуха должна быть холодной и прямой. Проконтролировать тактильно или с помощью ватки. Упражнение повторить 4-6 раз.
  3. "Загони мяч в ворота". Дуть через вытянутые в трубочку губы на ватный шарик, загоняя его в "ворота".
  4. "Накажем непослушный язычок". Положить язык на нижнюю губу и "пошлёпать" его губами (пя-пя-пя) на одном выдохе несколько раз. Повторить упражнение 5-7 раз.
  5. "Лопаточка". Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать позу под счёт от одного до пятидесяти.
  6. Дуть с языка в позе "лопаточки" на ватный шарик, вертушку.
  7. "Почисти зубки". Улыбнуться, показать зубы, кончиком языка облизать нижние зубы сначала из стороны в сторону, затем снизу вверх.
  8. Высунуть язык вдоль языка положить палочку, губы округлить, но не напрягать. Зубы разомкнуть. Вдохнув с силой выдувать воздух, раздувая щёки. Упражнение повторить 4-6 раз.
  9. Повторить предыдущее упражнение, но уже без палочки. Упражнение повторить 4-6 раз.
  10. Открыть рот. Распластать язык и напряжённым кончиком языка упереться в нижние зубы. На кончик языка положить палочку так, чтобы она прижимала только переднюю часть языка. Губы растянуть в улыбку. Сомкнуть губы насколько позволяет спичка. С силой равномерно выдувать воздух. Контролировать струю воздуха тактильно или с помощью ватки. Упражнение повторить 4-6 раз.
  11. Проделать предыдущее упражнение медленно, вынимая палочку изо рта. Упражнение повторить 4-6 раз.
  12. Проделать предыдущее упражнение без палочки. Упражнение повторить 4-6 раз.

Артикуляционные упражнения.                                                                                                  Звук «С», «З»

  1. Слегка улыбнувшись, смыкать и размыкать губы. Повторить упражнение 5-7 раз.
  2. "Накажем непослушный язычок". Слегка улыбнувшись положить язык на нижнюю губу и "пошлёпать" его губами

        (пя-пя-пя) на одном выдохе несколько раз. Повторить упражнение 5-7 раз.

  1. "Лопаточка". Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать позу под счёт от одного до пятидесяти.
  2. Дуть с языка в позе "лопаточки" на ватный шарик, вертушку.
  3. "Почисти зубки". Улыбнуться, показать зубы, кончиком языка облизать нижние зубы сначала из стороны в сторону, затем снизу вверх.
  4. Открыть рот. Широко улыбнуться распластать язык и напряжённым кончиком языка упереться в нижние зубы. На кончик языка положить палочку так, чтобы она прижимала только переднюю часть языка. Губы растянуть в улыбку. Сомкнуть губы насколько позволяет спичка. С силой равномерно выдувать воздух. Контролировать струю воздуха тактильно или с помощью ватки. Упражнение повторить 4-6 раз.
  5. Проделать предыдущее упражнение медленно, вынимая палочку изо рта. Упражнение повторить 4-6 раз.
  6. Проделать предыдущее упражнение без палочки. Упражнение повторить 4-6 раз.

Артикуляционные упражнения.                                                                         Звуки:  «Ч», «Ш»,  «Ж», «Щ»

  1. "Накажем непослушный язычок". Положить язык на нижнюю губу и "пошлёпать" его губами (пя-пя-пя) на одном выдохе несколько раз. Повторить упражнение 5-7 раз.
  2. "Лопаточка". Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать позу под счёт от одного до пятидесяти.
  3. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый его край положить тонкий слой ириски. Ребёнок должен приклеить конфету  к нёбу за верхними зубами (работает только язык, нижняя челюсть остаётся неподвижной).
  4. "Грибок". Присосать широкий язык к  нёбу и широко открыть рот. Губы - в полуулыбке, боковые края языка одинаково плотно прижаты. Удерживать позу под счет от одного до десяти.
  5. Язык поднять к верхней губе. Обхватить им верхнюю губу и удерживать позу 4-5 сек. Работает только язык. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.
  6. "Вкусное варенье". Приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Работает только язык. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.
  7. "Гармоника". Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская его, открывать и закрывать рот. Рот открывать как можно шире и удерживать позу, как можно дольше.
  8. Улыбнуться, приоткрыть рот, приложить широкий передний край языка к верхний губе и сдуть с кончика языка приклеенную ватку. Края языка должны быть прижаты, а посередине должен образоваться желобок.
  9. "Чашечка". Рот приоткрыть. Губы растянуть в полуулыбке. Язык сделать широким. Боковые края языка прижать к верхним зубам. Следить, чтобы кончик языка не заворачивался внутрь, и язык не отодвигался далеко внутрь. Удерживать позу 10 сек.
  10. "Паровозик". Язык находится в позе "Чашечки" и начинает двигаться по коренным зубам вперёд - назад 5 раз. Упражнение повторить 4-6 раз.

Артикуляционные упражнения.                                                                                                        Звук «Л»

  1. Широко открыть рот, как для произнесения звука А. Челюсти и губы остаются неподвижными. Расстояние между зубами около 1,5 см, при этом язык лежит внизу ротовой полости. Держать позу 3-4 сек. Повторить упр. 3-4 раза.
  2. Полуоткрыть рот, высунуть язык, кончик и боковые края языка загнуть "чашечкой", при этом средняя часть языка лежит на нижней губе. Несколько раз высунуть язык и убрать в форме "чашечки". Повторить упр. 3-4 раза.
  3. Язык "лопаточкой" лежит на нижней губе, губы слегка улыбаются. Держать позу 3-4 сек. Повторить упр. 3-4 раза.
  4. Высунуть язык, зажать его зубами и протяжно произнести звуки А,  или  Ы. Повторить упр. 3-4 раза.
  5. Полуоткрыть рот, достать кончиком загнутого языка до твёрдого нёба и быстро поводить кончиком языка, не отрывая его от нёба вперёд - назад, включив голос. Челюсти не должны двигаться, зубы обнажены в улыбке.

Артикуляционные упражнения.                                                                                                              Звук «Л»

  1. Широко открыть рот, как для произнесения звука А. Челюсти и губы остаются неподвижными. Расстояние между зубами около 1,5 см, при этом язык лежит внизу ротовой полости. Держать позу 3-4 сек. Повторить упр. 3-4 раза.
  2. Полуоткрыть рот, высунуть язык, кончик и боковые края языка загнуть "чашечкой", при этом средняя часть языка лежит на нижней губе. Несколько раз высунуть язык и убрать в форме "чашечки". Повторить упр. 3-4 раза.
  3. Язык "лопаточкой" лежит на нижней губе, губы слегка улыбаются. Держать позу 3-4 сек. Повторить упр. 3-4 раза.
  4. Высунуть язык зажать его зубами и протяжно произнести звуки А,  или  Ы. Повторить упр. 3-4 раза.    
  5. Полуоткрыть рот, достать кончиком загнутого языка до твёрдого нёба и быстро поводить кончиком языка, не отрывая его от нёба вперёд - назад, включив голос. Челюсти не должны двигаться, зубы обнажены в улыбке.

Артикуляционные упражнения.                                                                                                              Звук «Р»

  1. Сомкнуть и разомкнуть губы. Повторить упр. 5 - 7 раз
  2. "Накажем непослушный язычок". Положить язык на нижнюю губу и "пошлёпать" его губами (пя-пя-пя) на одном выдохе несколько раз. Повторить упражнение 5-7 раз.
  3. "Лопаточка". Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать позу под счёт от одного до пятидесяти.
  4. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый его край положить тонкий слой ириски. Ребёнок должен приклеить конфету  к нёбу за верхними зубами (работает только язык, нижняя челюсть остаётся неподвижной).
  5. "Грибок". Присосать широкий язык к верхнему нёбу и широко открыть рот. Губы - в полуулыбке, боковые края языка одинаково плотно прижаты. Удерживать позу под счет от одного до десяти.
  6. Язык поднять к верхней губе. Обхватить им верхнюю губу и удерживать позу 4-5 сек. Работает только язык. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.
  7. Присосать широкий язык к верхнему нёбу и широко открыть рот. Губы - в полуулыбке, боковые края языка одинаково плотно прижаты. Открывать и закрывать рот  под счет от одного до десяти.
  8. Присосать широкий язык к верхнему нёбу и широко открыть рот. Губы - в полуулыбке, боковые края языка одинаково плотно прижаты, закрывать рот. С силой выдохнуть воздух ртом.
  9. Рот открыт, язык у верхних альвеол. Произносить быстро Д-Д-Д-Д-Д  (Т-Т-Т-Т-Т), с силой выдыхая воздух.

Артикуляционные упражнения.                                                                                       Звук «Р»

  1. Слегка улыбнувшись, сомкнуть и разомкнуть губы. Повторить упр. 5 - 7 раз
  2. "Накажем непослушный язычок". Положить язык на нижнюю губу и, слегка улыбнувшись, "пошлёпать" его губами (пя-пя-пя) на одном выдохе несколько раз. Повторить упражнение 5-7 раз.
  3. "Лопаточка". Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать позу под счёт от одного до пятидесяти.
  4. Слегка улыбнувшись, положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый его край положить тонкий слой ириски. Ребёнок должен приклеить конфету  к нёбу за верхними зубами (работает только язык, нижняя челюсть остаётся неподвижной).
  5. "Грибок". Присосать широкий язык к верхнему нёбу и широко открыть рот. Губы - в полуулыбке, боковые края языка одинаково плотно прижаты. Удерживать позу под счет от одного до десяти.
  6. Язык поднять к верхней губе. Обхватить им верхнюю губу и, слегка улыбнувшись, удерживать позу 4-5 сек. Работает только язык. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.
  7. Присосать широкий язык к верхнему нёбу и широко открыть рот. Губы - в полуулыбке, боковые края языка одинаково плотно прижаты. Открывать и закрывать рот  под счет от одного до десяти.
  8. Присосать широкий язык к верхнему нёбу и широко открыть рот. Губы - в полуулыбке, боковые края языка одинаково плотно прижаты. закрывать рот. С силой выдохнуть воздух ртом.
  9. Рот открыт, язык у верхних альвеол. Произносить быстро ДЬ-ДЬ-ДЬ-ДЬ-ДЬ  (ТЬ-ТЬ-ТЬ-ТЬ-ТЬ), с силой выдыхая воздух.

Стихотворные тексты и загадки
для использования при выполнении
артикуляционных упражнений

Язык широкий положи
И спокойным удержи.

 (Упр. «Лопатка». «Блинчик»)

Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся,

 (Упр. «Иголочка» — «Лопаточка»)

А потом пошел гулять,
По ступенечкам шагать.

(Упр. «Язычок перешагивает через зубы»)

Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем.

(Упр. «Маляр»)

Гвозди, молоток и клещи —
Нужные в работе вещи.
Молоток стучит: «Тук-тук!
Язычку я лучший друг».

(Упр. «Автомат»)

Ну и лошадка!

Шерстка гладка,

Чисто умыта

С головы до копыта.

Овса поела —

И снова за дело.

 (Упр. «Лошадка»)

Поиграю я в футбол
И забью с разбега гол.

Очень сложная задача —
Загонять в ворота мячик.  

 (Упр. «Забей в ворота гол»)


На крылечке полежал —
(Упр. «Лепешка»)

На качели побежал.(Упр. «Качели»)

Поспешил к себе во двор.
Чтобы починить забор.
Быстро взялся он за дело,
И работа закипела.

 (Упр. «Заборчик»)

Наш Веселый Язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо...

(Упр. «Часики»)

Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
А глаза у них как блюдца.

(Упр. «Улыбка»)

Подражаю я слону:

Губы хоботком тяну...

(Упр. «Хоботок»)

Губы сложим в трубочку —
На дудочку похоже.
Подудеть на дудочке
Без дудочки мы можем:

Ду, ду, ду-ду-ду!

(Упр. «Трубочка»)

Свои губы прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка.
А теперь слоненок я,
Хоботок есть у меня.
А сейчас я дудочка,
Дудочка-побудочка.

Мне понравилось играть,
Повторю-ка все опять!

(Упр. «Заборчик» —
«Хоботок» — «Трубочка»)

Язык лопаткой положи
И под счет его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!

(Упр. «Лопаточка», «Блинчик»)

Язык «лопаткой» положи
И спокойно подержи.
Язык «иголочкой» потом
Потянем тонким острием.

(Упр. «Лопатка» — «Иголочка»)

Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка.
Чашку в рот мы занесем,
Ее бока к зубам прижмем.

(Упр. «Чашечка»)

Чисти зубы, чисти зубы

И снаружи

И внутри,

Не болели чтоб они.

(Упр. «Чьи зубы чище»)

Я лошадка Серый Бок!
Я копытцем постучу.
Если хочешь — прокачу.
Посмотри, как я красива:

Хороши и хвост, и грива.

(Упр. «Лошадка»)

На лесной опушке,
Где жила кукушка,
Вырос гриб волнушка —
Шляпка на макушке.
Наша Даша в лес пошла,
Наша Даша гриб нашла.

Вот и нет волнушки
На лесной опушке.

(Упр. «Грибок»)

Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.

(Упр. в подражании
стуку дятла: д-д-д)

Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой.

(Упр. «Барабан-1»)

На скамейке у окошка
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает,
Кошка спинку выгибает.

(Упр. «Киска сердится»)

На деревья, на лужок
Выпал беленький снежок.
Мы на саночки садимся
И под горку быстро мчимся.

(Упр. «Саночки»)

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

(Упр. «Лошадка»)

Шел Егор через двор,
Нес топор чинить забор.

(Упр. «Заборчик»)

На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад:

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд.

(Упр. «Барабан»)

Сани. сани
Едут сами.
Через горы и леса
Едут сани-чудеса

(Упр. «Саночки»)

Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету.

(Упр. «Лошадка»)

Я стою на ножке тонкой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шапкой
С бархатной подкладкой.
(Упр. «Грибок»)

Вот на крыше без опаски
Он железо красит краской.
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро.
(Упр. «Маляр»)

Маляры пришли втроем,
Обновили старый дом:

Был облезлый, скучный, голый,
Стал нарядный и веселый.
(Упр. «Маляр»)

Утром рано на лесной полянке
Звонко, звонко зайчик барабанит;

«Д-д-д-д, да-ды, да-ды».

(Упр. «Барабан»)

Пирожки в печи пекла
Хлопотливая пчела.
Извела на пирожки
Полнаперсточка муки.

(Упр. «Пирожок»)

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду.
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала.

(Упр. «Трубочка»)

Грибочек, грибок,
Масляный бок,
Серебряная ножка,
Прыгай в лукошко!

(Упр. «Грибок»)

На трубе мы все играем,
Мы детишек забавляем:

ту-ту-ту, ту-ту-ту!

(Упр. «Трубочка»)

В барабан мы сильно бьем
И все вместе мы поем:

«Да-ды, да-ды, да-ды!»

(Упр. «Барабан»)

Матросская шапка,
Веревка в руке.
Тяну я кораблик
По быстрой реке.

(Упр. «Пароход»)

Осень! У тебя мы спросим:

— Что в подарок принесла?

— Принесла я вам муки —

Значит, будут пирожки.

(Упр. «Пирожок»)

Я хотел устроить бал
И гостей к себе позвал.
Взял муку и взял творог,
Испек рассыпчатый пирог.

(Упр. «Пирожок»)

На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.

(Упр. «Надуть щеки»)

Ходит город-великан
На работу в океан.

(Упр. «Пароход»)

Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.

(Упр. «Иголочка»)

Рос шар бел.
Дунул ветер —
И шар улетел.

(Упр. «Надуть щеки»)

Слоны умны,
Слоны смирны,
Слоны спокойны
И сильны.

(Упр. «Хоботок»)

Раздувайся, пузырь,
Раздувайся, большой,
Оставайся такой
Да не лопайся.

(Упр. «Надуть щеки»)

Паровоз без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел —
Прямо по морю пошел!

(Упр. «Пароход»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игры и упражнения»УПРАЖНЕНИЯ—РАЗМИНКИ

«Зоопарк» (5 мин.)Каждый из членов группы должен представить себя каким-либо животным, а затем гулять в воображаемом вольере, стараясь подражать повадкам данного зверя.«Бабушка из Бразилии» (5 мин.)Вс...

Система рекомендаций по проведению мимических упражнений, комплекс упражнений

Первичным в онтогенезе является язык эмоции. С разви­тием речи ведущую роль в передаче информации начинают играть слова, однако язык эмоций сохраняется, являясь спе­цифическим компонентом коммун...

Упражнения для глаз. Примерное планирование разучивания упражнений для глаз для детей старшего дошкольного возраста.

     Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная. Это и телевидение с его круглосуточными детскими каналами, и компьютер, и сотовый телефон, и другие занимательные те...

Комбинированное занятие: игры, упражнения, лепка Тема: Игры и упражнения на развития коммуникативных функций у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью

Комбинированное занятие: игры, упражнения, лепкаТема: Игры и упражнения на развития коммуникативных функций у детей с выраженной интелектуальной недостаточностьюПодготовила: Воспитатель Детского дома ...

Понятие «Физическое упражнение». Значение общеразвивающих упражнений для физического развития дошкольников. Влияние физических упражнений на укрепление детского организма.

Понятие «Физическое упражнение».Значение общеразвивающих упражнений для физического развития дошкольников.Влияние физических упражнений на укрепление детского организма....

Страничка для родителей «Опять расклеился» Игры и игровые упражнения - с родителями Дыхательная гимнастика - тренировка носового дыхания Релаксационные упражнения - упражнения для непосед

Страничка для родителей   «Опять расклеился» Игры и игровые упражнения - с родителями  Дыхательная гимнастика - тренировка носового дыхания Релаксационные упражнения - упражнения...