комплекс артикуляционных упражнений
материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Наумова Евгения Александровна

шпаргалка для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleks.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционные упражнения для звуков Ш Ж Ч Щ.

Название

упражнения

Описание упражнения


«Наказать

непослушный

язычок»

ЦЕЛЬ: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЕ:1. нижнюю губу не подворачивать и натягивать на нижние зубы.2. язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.3. похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, она должна отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.


«Лопаточка»

ЦЕЛЬ: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном расслабленном положении.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край расслабленного языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:1. губы не растягивать в сильную улыбку. 2. следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. не высовывать язык далеко, он должен накрывать нижнюю губу. 4. боковые края языка должны касаться уголков рта. 5. если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язычок».


«Грибок»

ЦЕЛЬ: вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ: улыбнуться, приоткрыть рот, чтобы были видны зубы. Присосав язык к небу, широко открыть рот (язык напоминает тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку). Проделать 15 раз.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЕ:1. следить, чтобы губы были в положении улыбки.2. боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться.3. при повторении упражнения надо открывать рот шире, при этом стараться не отрывать язык от неба.


«Вкусное варенье»

ЦЕЛЬ: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука Ш.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:1. следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).2. язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.3. если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язычок». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем (плоским концом ложки) поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.


«Фокус»

ЦЕЛЬ: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:1. следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.2. боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать  язык.

3.нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Артикуляционные упражнения для звуков С З Ц.

Название

упражнения

Описание упражнения


«Загнать мяч

в ворота»


ЦЕЛЬ: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ: вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:1. следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.2. загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.


«Наказать

непослушный

язычок»


ЦЕЛЬ: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЕ:1. нижнюю губу не подворачивать и натягивать на нижние зубы.2. язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.3. похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, она должна отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.


«Лопаточка»


ЦЕЛЬ: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном расслабленном положении.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край расслабленного языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:1. губы не растягивать в сильную улыбку. 2. следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. не высовывать язык далеко, он должен накрывать нижнюю губу. 4. боковые края языка должны касаться уголков рта. 5. если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язычок».


«Кто дальше

загонит мяч?»


ЦЕЛЬ: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «Ф», сдуть ватку на противоположный край стола.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:1. нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.2. нельзя надувать щеки.3. следить, чтобы ребенок произносил звук «Ф», а не звук «Х», т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.


«Почистим зубы»


ЦЕЛЬ: научить удерживать кончик языка за нижними зубами.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:1. губы неподвижны, находятся в положении улыбки.2. двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.3. двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

Артикуляционные упражнения для звука Л.

Название

упражнения

Описание упражнения


«Наказать

непослушный

язычок»

ЦЕЛЬ: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЕ:1. нижнюю губу не подворачивать и натягивать на нижние зубы.2. язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.3. похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, она должна отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.


 «Вкусное варенье»

ЦЕЛЬ: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука Ш.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:1. следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).2. язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.3. если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язычок». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем (плоским концом ложки) поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

«Пароход гудит»


ЦЕЛЬ: вырабатывать подъем спинки языка вверх.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ: приоткрыть рот и длительно произносить звук Ы (как гудит пароход).

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.


«Индюк»

ЦЕЛЬ: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышится БЛ-БЛ (как индюк болбочет).

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:1. следить, чтобы язык был широким и не сужался.2. чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.3. язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

«Качели»

ЦЕЛЬ: вырабатывать умение менять положение языка вверх вниз.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ: высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку под счет логопеда.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:1. рот при выполнении упражнения не закрывать.2. подбородок не должен двигаться.3. губы тоже не принимают участие в артикуляции.


«Лошадка»

ЦЕЛЬ: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка, присасывая язык к небу (как лошадка цокает копытами). Проделать 10-15 раз.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:1. сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее.2. подбородок не двигается (можно придержать его рукой); работает только язык (подъязычная связка должна хорошо натягиваться).3. следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Артикуляционные упражнения для звука Р.

Название

упражнения

Описание упражнения

«Чьи

зубы чище?»

ЦЕЛЬ: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ: приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:1. губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.2. следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.3. нижняя челюсть неподвижна работает только язык.

«Маляр»

ЦЕЛЬ: отрабатывать движения языком вверх и его подвижность.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ: улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:1. губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.2. следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

«Лошадка»

ЦЕЛЬ: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка, присасывая язык к небу (как лошадка цокает копытами). Проделать 10-15 раз.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:1. сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее.2. подбородок не двигается (можно придержать его рукой); работает только язык (подъязычная связка должна хорошо натягиваться).3. следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

«Вкусное варенье»

ЦЕЛЬ: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука Ш.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:1. следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).2. язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.3. если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язычок». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем (плоским концом ложки) поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.


«Индюк»

ЦЕЛЬ: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышится БЛ-БЛ (как индюк болбочет).

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:1. следить, чтобы язык был широким и не сужался.2. чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.3. язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.


«Кто дальше

загонит мяч?»


ЦЕЛЬ: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «Ф», сдуть ватку на противоположный край стола.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:1. нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.2. нельзя надувать щеки.3. следить, чтобы ребенок произносил звук «Ф», а не звук «Х», т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы артикуляционных упражнений

Вставкя в рабочую тетрадь. В помощь родителям....

Комплекс артикуляционных упражнений для детей младшего дошкольного возраста (с 2-х лет)

На занятиях с малышами 2-х летнего возраста  в игровой форме воспитатель знакомит детей  со своими органами артикуляции, учатся выполнять простейшие арт упражнения, дети учатся копировать эт...

Комплекс артикуляционных упражнений

Техника выполнения упражнений:-  воздух набирать через нос-  плечи не поднимать-  выдох должен быть длительным и плавным-  необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щек...

Комплексы артикуляционных упражнений

Вниманию педагогов и родителей предлагаются комлексы артикуляционных упражнений для уточнения произношения и  постановки отсутствующих звуков у дошкольников с речевыми нарушениями...

КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ЗВУКОВ И КОМПЛЕКС ДЛЯ ОТРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ И ПОЛОЖЕНИЙ ГУБ И ЯЗЫКА

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому и...

консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»

Консультация "Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков"...

Тематическая консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеБорисоглебского городского округа Борисоглебская средняя общеобразовательная школа №13 структурное подразделение детский сад...