Консультация «Игры для развития мелкой моторики рук»
консультация

«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев».

                                                                                                           В.А.Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_igry_dlya_razvitiya_melkoy_motoriki_ruk.docx311.98 КБ

Предварительный просмотр:

«Игры для развития мелкой моторики рук»

 IMG_256   

«Истоки способностей и дарований детей

- на кончиках их пальцев».

В.А.Сухомлинский

Родителей часто волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе?

Ученые выяснили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Развитый мозг и неразвитая рука – вполне закономерное при современном образе жизни явление. Но слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

Задания - игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики,  выполняются в медленном темпе, сначала одной, затем другой рукой, а в конце - двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и четкостью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными. Каждое задание имеет название, выполняется два-три раза в день.

Во время выполнения упражнения необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.

Но умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически - в детском саду, дома, во дворе, во время выездов на природу будут способствовать развитию пальцев рук.

Основное правило по развитию мелкой моторики: работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект.

Мелкую моторику рук помогут развить: пластилин, крупа, бусы, пуговицы, песок, природный материал, нитки, тесьма, веревки, шнурки, ткани, карандаши, счетные палочки, бумага, вода.

     

   Игры с пластилином

IMG_257  Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите ребенку все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки.

Игры с бумагой

IMG_258   Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.

Игра «Мозаика»

IMG_260  Идея мозаики заключается в составлении целого изображения из мелких частей. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.

Игры со счётными палочкам

IMG_259 В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счётные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). 

Игры с пуговицами

 

IMG_261 Заполните просторную коробку пуговицами. Опустите руки в коробку. Поводите ладонями по поверхности. Перетирайте пуговицы между ладонями. Пересыпайте их из ладошки в ладошку. Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую. Соберите из пуговиц по образцу букву или любой узор. Протяните шнурок через отверстия в пуговице.

Игры с крупой, бусами

IMG_262 Сделать просто мешочки, заполненные разными материалами. Ребенок ощупывает наполнитель через ткань. Можно сделать несколько мешочков, разных по размеру и с разными наполнителями (песок, гречневая крупа, горох или фасоль и т.д.) 

IMG_263 Прячем руки в крупу, массируя ладошки. Пересыпаем крупу из ладошки в ладошку. Разберём из одной емкости по тарелочкам крупы. «Найди игрушку» (находим игрушку-сюрприз в крупе). «Собираем узор из бусинок» и т. д.

Игры с природным материалом

Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.

         

  Игры с прищепками

IMG_264   Разноцветные бельевые прищепки – это готовый тренажер. Многократное повторение движения разжимания/сжимания с усилием дает отличную тренировку пальчикам рук. Нужно научить ребенка брать прищепки тремя пальцами и прикреплять их к любому плоскому предмету, например, к картонке, широкой линейке, тарелке. Из прищепок и картонного круга можно сделать разноцветную ромашку, ежика, кактус…

Рисование

IMG_265    Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.

               Массаж кистей рук и пальцев

IMG_266  Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук: массаж тыльной стороны кистей рук; массаж ладони; массаж пальцев рук.

   

Пальчиковая гимнастика

IMG_267    Вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.

IMG_268   «Гусь»    Гусь стоит и все гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет.

Методические указанияЛадонь согнута под прямым углом. Большой палец отставлен немного вниз, другие прижаты друг к другу.

IMG_269    «Дерево»    У дерева ствол,

На стволе много веток,

А листья на ветках

Зеленого цвета.

Методические указания. Прижать ладони тыыыльной стороной друг к другу.

Пальцы растопырены и чуть-чуть приподняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.

IMG_270    «Корзинка»    В лес корзинку я беру

И грибы в нее кладу.

Методические указания. Ладони на себя,пальцы переплести, локти развести в стороны-ладони «разъезжаются», и между пальцами образуются зазоры.

Пальчиковая гимнастика со словами

«Помощник»

- Топором дрова колю

(имитировать действия топора, двигать вместе ладошками вверх-вниз)

- А потом пилой пилю.

(имитировать действия пилы, двигать вместе ладошками вперед-назад)

- Отнесу их бабушке,

(показать ладоши)

- Чтоб испечь оладушки.

(похлопать ладонями друг о друга)

«Репка»

Репку мы сажали

(пальцами как будто роем лунку на детской ладошке)

Репку поливали

(имитируем, как льется вода из лейки)

Вырастала репка

(выпрямляем постепенно пальчики)

Хороша и крепка!

(ладонь оставить открытой, пальцы согнуть как крючочки. Крючочками своих пальцев беритесь за крючочки малыша и тяните – каждый в свою сторону)

Вытянуть не можем,

Кто же нам поможет?

Тянем-потянем, тянем-потянем! Ух!

(расцепили руки, потрясли кистями)

«Ладушки-оладушки»

Если мама месит тесто

Это очень интересно

(левая рука сжата в кулачок, словно держит кастрюльку, правой делаем движения как будто месим)

Ладушки, ладушки

(хлопаем в ладоши)

Что пекли? Оладушки

(правой рукой держим воображаемую сковородку, девой льем на нее тесто)

Раз – оладушек для мамы

(раскладываем оладушки по тарелкам)

Два – оладушек для …

(называем имена людей, знакомых для малыша)

Три - ….

Четыре - ….

А Сереженька (имя малыша) дружок

Получает пирожок!

(сцепить кисти рук)

Ах, как вкусно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Игры на развитие мелкой моторики"

О пользе мелкой моторики для общего развития ребёнка наслышаны многие родители. Не случайно оригинальные упражнения, игры и занятия по специальным методикам интересуют современных мам и пап, придержив...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Игры для развитие мелкой моторики у детей»

КОНСУЛЬТАЦИЯ  «Игры для развитие мелкой моторики у детей»Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Родители и мы, воспитатели, уде...

Консультация: "Игры на развитие мелкой моторики с предметами"

Игры ра развитие мелкой моторики с предметами - это игры, с использованием карандаша с граням, прищепки, канцелярские скрепки, игры с крышками, игры с сыпучими материалами (фасоль, манная група, и др....

Консультация "Игры для развития мелкой моторики рук"

В.А.Сухомлинский            Известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естес...

Консультация "Игры на развитие мелкой моторики рук"

Консультация "Игры на развитие мелкой моторики рук"...