Консультация «Игры для развития мелкой моторики рук»
консультация
«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев».
В.А.Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_igry_dlya_razvitiya_melkoy_motoriki_ruk.docx | 311.98 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игры для развития мелкой моторики рук»
«Истоки способностей и дарований детей
- на кончиках их пальцев».
В.А.Сухомлинский
Родителей часто волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе?
Ученые выяснили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Развитый мозг и неразвитая рука – вполне закономерное при современном образе жизни явление. Но слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.
Задания - игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики, выполняются в медленном темпе, сначала одной, затем другой рукой, а в конце - двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и четкостью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными. Каждое задание имеет название, выполняется два-три раза в день.
Во время выполнения упражнения необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.
Но умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически - в детском саду, дома, во дворе, во время выездов на природу будут способствовать развитию пальцев рук.
Основное правило по развитию мелкой моторики: работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект.
Мелкую моторику рук помогут развить: пластилин, крупа, бусы, пуговицы, песок, природный материал, нитки, тесьма, веревки, шнурки, ткани, карандаши, счетные палочки, бумага, вода.
Игры с пластилином
Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите ребенку все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки.
Игры с бумагой
Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.
Игра «Мозаика»
Идея мозаики заключается в составлении целого изображения из мелких частей. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.
Игры со счётными палочкам
В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счётные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице).
Игры с пуговицами
Заполните просторную коробку пуговицами. Опустите руки в коробку. Поводите ладонями по поверхности. Перетирайте пуговицы между ладонями. Пересыпайте их из ладошки в ладошку. Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую. Соберите из пуговиц по образцу букву или любой узор. Протяните шнурок через отверстия в пуговице.
Игры с крупой, бусами
Сделать просто мешочки, заполненные разными материалами. Ребенок ощупывает наполнитель через ткань. Можно сделать несколько мешочков, разных по размеру и с разными наполнителями (песок, гречневая крупа, горох или фасоль и т.д.)
Прячем руки в крупу, массируя ладошки. Пересыпаем крупу из ладошки в ладошку. Разберём из одной емкости по тарелочкам крупы. «Найди игрушку» (находим игрушку-сюрприз в крупе). «Собираем узор из бусинок» и т. д.
Игры с природным материалом
Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.
Игры с прищепками
Разноцветные бельевые прищепки – это готовый тренажер. Многократное повторение движения разжимания/сжимания с усилием дает отличную тренировку пальчикам рук. Нужно научить ребенка брать прищепки тремя пальцами и прикреплять их к любому плоскому предмету, например, к картонке, широкой линейке, тарелке. Из прищепок и картонного круга можно сделать разноцветную ромашку, ежика, кактус…
Рисование
Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.
Массаж кистей рук и пальцев
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук: массаж тыльной стороны кистей рук; массаж ладони; массаж пальцев рук.
Пальчиковая гимнастика
Вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.
«Гусь» Гусь стоит и все гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.
Методические указания. Ладонь согнута под прямым углом. Большой палец отставлен немного вниз, другие прижаты друг к другу.
«Дерево» У дерева ствол,
На стволе много веток,
А листья на ветках
Зеленого цвета.
Методические указания. Прижать ладони тыыыльной стороной друг к другу.
Пальцы растопырены и чуть-чуть приподняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.
«Корзинка» В лес корзинку я беру
И грибы в нее кладу.
Методические указания. Ладони на себя,пальцы переплести, локти развести в стороны-ладони «разъезжаются», и между пальцами образуются зазоры.
Пальчиковая гимнастика со словами
«Помощник»
- Топором дрова колю
(имитировать действия топора, двигать вместе ладошками вверх-вниз)
- А потом пилой пилю.
(имитировать действия пилы, двигать вместе ладошками вперед-назад)
- Отнесу их бабушке,
(показать ладоши)
- Чтоб испечь оладушки.
(похлопать ладонями друг о друга)
«Репка»
Репку мы сажали
(пальцами как будто роем лунку на детской ладошке)
Репку поливали
(имитируем, как льется вода из лейки)
Вырастала репка
(выпрямляем постепенно пальчики)
Хороша и крепка!
(ладонь оставить открытой, пальцы согнуть как крючочки. Крючочками своих пальцев беритесь за крючочки малыша и тяните – каждый в свою сторону)
Вытянуть не можем,
Кто же нам поможет?
Тянем-потянем, тянем-потянем! Ух!
(расцепили руки, потрясли кистями)
«Ладушки-оладушки»
Если мама месит тесто
Это очень интересно
(левая рука сжата в кулачок, словно держит кастрюльку, правой делаем движения как будто месим)
Ладушки, ладушки
(хлопаем в ладоши)
Что пекли? Оладушки
(правой рукой держим воображаемую сковородку, девой льем на нее тесто)
Раз – оладушек для мамы
(раскладываем оладушки по тарелкам)
Два – оладушек для …
(называем имена людей, знакомых для малыша)
Три - ….
Четыре - ….
А Сереженька (имя малыша) дружок
Получает пирожок!
(сцепить кисти рук)
Ах, как вкусно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Игры на развитие мелкой моторики"
О пользе мелкой моторики для общего развития ребёнка наслышаны многие родители. Не случайно оригинальные упражнения, игры и занятия по специальным методикам интересуют современных мам и пап, придержив...
КОНСУЛЬТАЦИЯ «Игры для развитие мелкой моторики у детей»
КОНСУЛЬТАЦИЯ «Игры для развитие мелкой моторики у детей»Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Родители и мы, воспитатели, уде...
Консультация: "Игры на развитие мелкой моторики с предметами"
Игры ра развитие мелкой моторики с предметами - это игры, с использованием карандаша с граням, прищепки, канцелярские скрепки, игры с крышками, игры с сыпучими материалами (фасоль, манная група, и др....
Консультация "Игры для развития мелкой моторики рук"
В.А.Сухомлинский Известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естес...
Консультация "Игры на развитие мелкой моторики рук"
Консультация "Игры на развитие мелкой моторики рук"...